Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:03, реферат
Обучение математике в специальной образовательной школе должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Обучение математике в специальной образовательной школе . . . . . . . . 3
Урок как основная форма организации процесса обучения математике . .4
Пропедевтический период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Общая структура урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Типы уроков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Подготовка учителя к уроку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
КОМИТЕТ
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.С.ПУШКИНА
Дефектологический факультет
Кафедра
логопедии
Реферат
Тема:
Урок
математики в специальной
образовательной
школе для детей
с ТНР. Виды уроков.
Пропедевтика.
заочного отделения
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2009
Содержание
Обучение математике в специальной образовательной школе . . . . . . . . 3
Урок как основная форма организации процесса обучения математике . .4
Пропедевтический период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Общая структура урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Типы уроков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Подготовка учителя к уроку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Литература
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . 16
Обучение
математике в специальной
образовательной
школе.
Обучение математике в специальной образовательной школе должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия
с предметами, направленные на объединения
множеств, удаление части множества,
разделение множеств на равные части
и другие предметно-практические действия,
позволяют подготовить
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение
математике, особенно детей с ТНР, невозможно
без пристального, внимательного отношения
к формированию и развитию речи учащихся.
Поэтому на уроках математики в младших
классах учитель учит детей повторять
собственную речь, которая является образцом
для учащихся, вводит хоровое, а затем
индивидуальное комментирование предметно-практической
деятельности и действий с числами.
Урок
как основная форма
организации процесса
обучения математике.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.
Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.
Пропедевтический
период
Числа, величины:
Основные
требования к знаниям
и умениям учащихся
Учащиеся
должны знать:
· количественные, порядковые числительные в пределах 20;
· состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
· десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;
· линии — прямую, кривую, отрезок;
· единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;
·
название, порядок дней недели, количество
суток в неделе.
Учащиеся
должны уметь:
· читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
· выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5, 10 + 4, 4 + 10;
· решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
· узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
· чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
·
чертить прямоугольник, квадрат, треугольник
по заданным вершинам.
Примечания.
1. Присчитывание и отсчитывание в пределах 20 только по 1—2 единице.
2.
Сумма и остаток вычисляются
с помощью предметов приемом
пересчитывания или
3. Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5 р.
4. Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
5.
Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются
по точкам, изображенным учителем.
Общая
структура урока
Обучение может быть индивидуальным или групповым, когда учитель обучает группу детей. Группы (классы) состоят из детей приблизительно одного возраста, одинаковой степени готовности к усвоению материала. Учитель одновременно руководит всеми учениками класса, каждый из которых усваивает материал индивидуально. Безусловно, нет одинаковых детей, у каждого свой темп работы, свои интересы, свои способности, поэтому классно-урочная система при всех се положительных сторонах (экономия времени и средств, соперничество между учащимися, которое стимулирует их усилия в овладении знаниями) имеет и свои недостатки — невозможность оказания полноценной помощи отдельному ребенку, постоянного контроля за его работой.