Урок права как форма организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Урок как основная форма обучения 4
2. Организация учебной деятельности школьников на уроке 8
3. Личностно-ориентированный урок как одно из направлений совершенствования урока 15
4. Личностно-ориентированный урок по праву 17
5. Исследование на тему «Современный урок права» 24
5.1. Характеристика исследования 24
5.2. Анализ полученных результатов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

Урок как форма организации обучения - Редактировано.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

Однородная групповая  работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме  работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней  ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.

Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах), на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных  конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена).

Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.

Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление  плана выполнения учебного задания  в группе, определение способов  его решения (ориентировочная  деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению  учебного задания.

4. Наблюдение учителя  и корректировка работы группы  и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка  и контроль за выполнением  задания в группе.

6. Сообщение учащихся  по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка  работы групп и класса в  целом.

Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы  каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в  их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Групповая форма несет  в себе и ряд недостатков. Среди  них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп  и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии  самостоятельно разобраться в сложном  учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения.

В результате, слабые ученики  с трудом усваивают материал, а  сильные нуждаются в более  трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими  формами обучения учащихся на уроке  — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.

И, в заключение, следует  отметить, что сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Личностно-ориентированный урок как одно из направлений совершенствования урока

 

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение в личностном подходе имеет не столько знания воспитательного возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные для воспитания характеристики – направленность личности; ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности  (характер, темперамент, воля и др.), просматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно – ориентированного воспитания. Ценностная ориентация, жизненные планы,  направление личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного  подхода в воспитании требует, чтобы  воспитатель:

  1. постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.
  2. умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.
  3. постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.
  4. своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств.
  5. максимально опирался на собственную активность личности
  6. сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания.
  7. развивал самостоятельность, инициативу воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Проектируя будущие  результаты воспитания, надо помнить  о постепенном снижении потенциальных  возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости  внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.

Учитывая возросший  уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Личностно-ориентированный урок по праву

 

Анализ урока по праву девятых классов.

Реализация цели данного  урока не может ограничиваться одним  занятием, поскольку изучение того или  иного элемента права требует  гораздо большего времени и числа занятий. На данном уроке  дети познакомились с основами уголовного права России.

Структура данного урока, по моему мнению,  была построена  с учётом возрастных особенностей учащихся: усвоение материала урока происходило  в форме беседы, таким образом, внешняя мотивация перерождалась во внутреннюю (познавательную). Активизировать учащихся помогали наглядные пособия. В работе с детьми повсеместно использовался индивидуальный подход.

В целом урок проведён удачно, но за один урок невозможно осуществить на сто процентов поставленную  цель: раскрыть особенности уголовного права России и провести взаимосвязь с другими отраслями и дисциплинами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ посещенного  урока

 

Тема урока: «Уголовное право России»

Тип урока: комбинированный (урок-беседа, объяснение нового материала)

 

Тема урока: Уголовное право  России

Цели: 1. раскрыть особенности уголовного права России;

2. научить определять структурные  элементы преступления;

3.научить правильно пользоваться  УК РФ.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализ

 

Приветствие

 

«Добрый день, ребята!»

 

Ученики встают, здороваются.

Своеобразный символ настраивает  детей на урок.

Начало изучения материала актуализация темы

В наши дни особо актуально знать  свои права, и уметь их защищать. Все мы или наши близкие, так или иначе хоть раз сталкивались с грубым нарушением прав, их не выполнением, но наше сомнение в нашей правоте дает чиновникам повод еще раз нарушить наше право. (Давайте вспомним на примерах из жизни). Поэтому и темой нашего урока будет уголовное право РФ, в рамках этой темы мы пройдем какие права защищает УК РФ, как правильно классифицировать преступление, из каких составных элементов оно состоит и многое другое.

Ученики вспоминают случаи из жизни.

Этот прием настраивает учителя и учеников на одну волну, помогает детям почувствовать серьезность темы и необходимость знания данной темы.

Раскрытие темы

Учитель рассказывает об уголовном  праве России, характеризует историю  его возникновения, его особенности  в зависимости от исторических этапов и социально-политических событий. Затем учитель просит пересказать  услышанное,   определенные факты записываются под диктовку.

Учащиеся внимательно слушают, отвечают, записывают.

Таким образом вовлекаются в  процесс дети, активно участвуют в освоении материала

Разбор материала

Преподаватель дает определение «преступления», выделяет и характеризует его  составные элементы. Используется уголовный  кодекс РФ, наглядные пособия. 

Дети внимательно слушают и  записывают.

Анализ нового материала, обучение пользоваться кодексом.

 

Затем  делается разбор видов преступлений (против личности, экономические преступления, против безопасности и правопорядка, против органов правосудия и т.д.), выделяются их особенности. Приводятся примеры из политической  социальной  жизни общества. Отдельные моменты задиктовываются  

Ученики активно участвуют в  разборе и анализе видов  преступлений, приводят примеры и случаи  из собственной жизни. Записывают  характеристики отдельных видов.

Благодаря обратной связи учитель делает выводы об эффективности преподношения нового материала. Дети учатся пользоваться нормативно-правовой базой. 

Делается физкульт пауза

Дети встают и выполняют немудреные движения для снятия напряжения в  суставах, мышцах. Учитель обращает внимание на правильность посадки.

Дети выполняют всё с интересом.

Этот элемент урока позволяет  разрядить обстановку, снизить уровень  мышечного напряжения; вносит профилактический элемент в урок. Является своеобразным разграничителем между практической и теоретической частью.

Обсуждение пройденного теоретического  материала 

Учитель акцентирует внимание детей  на понятии преступления, его составных  элементах и их характеристиках.

Дети участвуют в обсуждении.

Выясняются пробелы в знании, учитель делает для себя выводы.

Решение задач

Учитель предлагает ряд задач, диктует  условия под запись.

Дети с интересом записывают условия задачи.

Каждый учащийся работает самостоятельно.

 

После решения задачи всеми ребятами, учитель вызывает к доске по желанию  для наглядного решения и обсуждения

Ученики совместно обсуждают правильность решения.

Дети сами делают выводы, тем самым знания добывают сами. Работают над новым материалом вместе с учителем.

Обсуждение ошибок

Учитель выделяет сделанные ошибки, проводит корректировку.

Дети делают пометки.

 
 

Учитель говорит, что каждый имеет  право на ошибку, главное – понять, в чем она.

 

Хорошее замечание в плане того, что дети не будут бояться делать ошибки, т.к. на ошибках учатся.

 

Учитель призывает учеников, чтобы они работали вместе, чтобы помогали друг другу.

 

воспитательная задача, воспитывает в детях взаимопомощь, т.е. помощь друг другу при изучении нового материала

Решение задач

Учитель предлагает еще ряд задач.

Ученики записывают условия, решают.

Учитель развивает самостоятельность учеников.

Использует наглядность

Педагог ходит между рядами, проверяет  правильность осанки, следит, что бы все ученики занимались решением

Дети занимаются решением задач.

 

Проверка решений 

Учитель проверяет решение задач, делает акцент на ошибках, объясняет правильный вариант, ставит оценки.

Исправляют ошибки.

Анализ деятельности учеников.

Домашнее задание 

Учитель записывает д/з на доске, объясняет  как выполнять, говорит, что необходимо принести на следующий урок.

Дети записывают домашнее задание.

Получено задание учениками, которое  они могут выполнить с учетом полученных знаний.


 

1. Приемы учителя по  управлении. Поведением учащихся.

Обстановка в классе оживленная, психическое состояние  учащихся немного расслабленная, так  как это первый урок. Реакция учащихся на приход учителя в класс – все встали, наступила тишина. Тон учителя настроил детей на деловой лад. Такие факторы как разряжение напряженной обстановки и усталости детей физкультминутками способствуют воспитанию дисциплины. Отвлечение учителя на какого-то в классе отвлекают детей от темы и дезорганизовано влияют на учащихся в процессе урока. Учитель учитывает  при построении урока такие возрастные особенности учащихся как ведущая деятельность (игра).

2.Привлечение и сохранение  внимания и интереса у учащихся на уроке.

 Педагог использует  такие методы привлечения внимания  при объяснении нового материала  как акцент на сказки, необычные  сюжеты, так как известно, что  дети в этом возрасте любят  слушать сказки; яркие пособные  материалы (кубики, игрушки, муляжи, плакаты) также способствуют привлечению и удержанию внимания.

У учащихся преобладает  произвольное внимание,  то есть они  пока еще не могут сознательно  долгое время удерживать его.

3.Организация восприятия  учебного материала и воспитание  наблюдательности.

Учитель готовил учащихся к восприятию нового материала путем  небольшого красочного вступления и  последующим плавным переходом  к новой теме.

Воспитание наблюдательности учащихся на уроке осуществляется путем  заинтересованности, использовании красочных материалов, необычных сюжетов и просьбой учителя повторить какую-то часть пройденного материала.

В ходе урока на учащихся имело место воздействие и  эмоционально-эстетического плана, благодаря сюжетам сказок, наглядным  и необычным физкультминуткам. Тон и эмоциональность учителя также несут определенное эстетическое влияние на детей.

4.Воспитание активного  творческого мышления учащихся  см. в плане урока. 

5.Обучение учащихся  рациональным приемам закрепления  знаний. Пройденный материал записывается в тетрадь, на следующем занятии он будет повторяться. Выбор в качестве примеров объясняемого материала окружающих предметов также помогает детям лучше усвоить тему и запомнить материал.

Педагог, учитывая наглядно-образную память, старается использовать яркие, красочные пособные материалы, а также неординарные сюжеты, которые в то же время легко представить.

6. Эмоции, чувства, воля  и их воспитание на уроке. 

Информация о работе Урок права как форма организации обучения