Урок права как форма организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Урок как основная форма обучения 4
2. Организация учебной деятельности школьников на уроке 8
3. Личностно-ориентированный урок как одно из направлений совершенствования урока 15
4. Личностно-ориентированный урок по праву 17
5. Исследование на тему «Современный урок права» 24
5.1. Характеристика исследования 24
5.2. Анализ полученных результатов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

Урок как форма организации обучения - Редактировано.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

Дети с увлечением слушают преподавателя, и проявляют  активность.

Учитель с легкостью  вызывает заинтересованность учащихся, привносит в атмосферу легкое бодрое настроение. Когда видит, что дети устали в силу своего физиологического развития, сидеть на одном месте, он устраивает небольшую физкультминутку. Учитель воспитывает те или иные чувства детей поощрением, собственным примером.

7.Формирование знаний, умений и навыков на уроке.

Учитель формирует у  детей такие навыки и умения как  способность внимательно слушать  педагога, развивает логическое мышление путем построения небольших логических схем.

8.Проверка усвоения знаний. Учитель просил учеников повторить некоторые элементы материала, составить свой пример.

9.Учет возрастных и  индивидуальных особенностей учащихся  на уроке. Так как учитель  учитывает не только психологические,  но физиологические особенности детей, данный урок эффективно влияет на развитие личности ребенка в целом. Также педагог учитывает индивидуальные особенности детей (благодаря наблюдению) и при обращении к ним меняет тембр голоса, выражение лица (например, для тихой девочки Кати он использует выражение приободрения). 

10. Образовательные и  воспитательные задачи урока.

Педагог старался совместить образовательные и воспитательные задача, например приводя в пример сказочного героя, он преследовал цель объяснить новый материал и показать некоторые волевые, эмоциональные характеристики героя.

Хотя, на мой взгляд, можно  было построить урок на разборе одной  какой-либо красочной  истории, чтобы  внимание учащихся так резко не переключалась  с одного сюжета на другой, и его  концентрация сосредотачивалась лишь на усвоении нового материала.

11. Учитель на уроке,  стиль его поведения и деятельности.

Педагог проявляет несомненный  профессионализм, но чувствуется моментами  некоторое охлаждение к преподносимому материалу и учащимся.

К ученикам учитель проявляет дружелюбие. Благодаря богатому педагогическому опыту может выйти из возникшей трудной ситуации, разрядить напряженную атмосферу. Урок проходит в спокойной доверительной атмосфере. Конечно, сказывается некоторая пассивность педагога, а дети требуют большей эмоциональности и  активности. На мой взгляд, педагогу необходимо проявлять большую эмоциональную вовлеченность при общении с детьми. Также  пытаться задействовать детей с помощью игр.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Исследование на тему «Современный урок права»

 

5.1. Характеристика исследования

Для наиболее полного  представления об отношении учителей и учеников к уроку по праву проведено анкетирование в школе.

Выборка составила 16 учеников 9 класса и 20 учителей.

Анкета для учителей:

Уважаемый респондент!

Просим Вас ответить на ряд предлагаемых вопросов.

  1. Как вы считаете, необходимо ли ученикам преподавать право в школе?

А) да;

Б) нет;

В) затрудняюсь ответить.

 

2. Чем вызвана необходимость  преподавания права в школе?

А) снижением правовой культуры общества;

Б) это дань моде;

В) так захотело вышестоящее  начальство.

 

3. С какого класса  необходимо преподавать детям право?

Ваш вариант______________________

 

  1. На ваш взгляд эффективно ли строятся уроки права в вашей школе?

А) да;

Б) могли быть эффективнее;

В) затрудняюсь ответить.

 

 

 

  1. Что можете порекомендовать для улучшения уроков права?

А) использовать инновационные  технологии;

Б) строить занятия с учетом особенностей учащихся (применять индивидуальный подход);

В) больше задействовать  учеников для выполнения самостоятельной работы (доклады, проекты и т.д.);

Ваш вариант___________________________________________________.

 

  1. Могут ли учащиеся применить полученные знания на уроках права в повседневной жизни?

А) да, они их применяют;

Б) думаю, нет;

В) считаю, что преподавание права - это пустая трата времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для учеников.

Уважаемые ученики!

Просим ответить на ряд  предлагаемых вопросов.

  1. Как вы считаете, необходимо ли ученикам преподавать право в школе?

А) да;

Б) нет;

В) затрудняюсь ответить.

 

2.  Нравится ли вам урок права?

А) да;

Б) уроки могли бы быть поинтереснее;

В) затрудняюсь ответить.

 

3.  Что бы вы желали узнать на уроках права?

А) о своих правах в школе;

Б) о правах детей в семье;

В) об ответственности несовершеннолетних;

Г) как можно защитить свои права;

Ваш вариант__________________________________________________.

 

  1. Применяете ли вы полученные знания на уроках права в повседневной жизни?:

А) да, применяю;

Б) нет.

 

 

 

 

 

 

5.2. Анализ полученных результатов

 

В результате проведенного исследования  получены следующие данные:

по учителям

 

На вопрос «Как вы считаете, необходимо ли ученикам преподавать  право в школе?»

90% ответили «да», 10% - «нет»  и 0% - «затрудняюсь ответить»

Рис.5.1.Необходимы ли уроки права в школе?

 

Второй вопрос «Чем вызвана необходимость преподавания права в школе?» - 60 % ответили «снижением правовой культуры общества», 30% - «это дань моде» и 10% - «так захотело вышестоящее начальство»

Рис.5.2. Чем вызвана необходимость преподавания права в школе?

 

 

 

Третий вопрос «С какого класса необходимо преподавать детям  право?»

10% учителей считают,  что право необходимо преподавать  с 5-6 класса, 70 % считают, что право  необходимо преподавать с 7-8 класса, 20% - с 10 класса.

 

Четвертый вопрос «На  ваш взгляд эффективно ли строятся уроки права в вашей школе?

По мнению 50% учителей уроки права в их школе строятся эффективно, 30% полагают, что уроки  могли быть эффективнее и 20% затрудняются ответить.

Рис. 5.3. Эффективность уроков права.

 

Пятый вопрос «Что можете порекомендовать для улучшения  уроков права?»

60% учителей рекомендуют  использовать на уроках права  инновационные технологии, 20% - строить  уроки с учетом особенностей  учащихся и 20% с учетом индивидуальных особенностей учеников. То есть мы видим, что личностно-ориентированный подход остается в стороне.

 

 

 

 

 

 

 

Шестой вопрос «Могут ли учащиеся применить полученные знания на уроках права в повседневной жизни» - 75% ответили «да», 20% - «нет», 5% - считает «что преподавание права - это пустая трата времени».

 Рис.5.4. Могут ли учащиеся применить знания, полученные на уроках права в жизни?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полученные данные по ученикам.

 

На вопрос «Необходимо ли ученикам преподавать право в школе?» - 87,5%  ответили – «да», 12,5% - «нет» и 12,5% - затрудняются ответить.

Рис.5.5. Необходимо ли преподавать право в школе?

 

Второй вопрос «Нравится  ли вам урок права?»

62,5% ученикам нравится урок права, 25% считают, что урок мог бы быть поинтереснее, 12,5% затрудняются ответить.

Рис.5.6. Нравится ли вам урок права?

 

 

 

 

 

 

 

Третий вопрос «Что бы вы желали узнать на уроках права?»

Многие ученики хотели бы на  уроках права узнать о своих правах в семье – 87,5%, об ответственности несовершеннолетних  - 62,5%, о правах в школе и как можно защитить свои права – 100%.

 

Рис.5.7. Что бы вы желали узнать на уроках права? 

 

Четвертый вопрос «Применяете ли вы полученные знания на уроках права в повседневной жизни?»

Только 62,5% применяют полученные знания на уроках права в повседневной жизни, и соответственно 37,5% - не применяют.

 

Вывод: Полученные данные свидетельствуют о необходимости преподавания права в общеобразовательной школе. Нахождение российского общества на перепутье поисков дальнейшего экономического и социального решений вызывает необходимость обучения подрастающего поколения правовой культуре.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе  рассмотрена сущность воспитательного процесса, его особенности, охарактеризовали важность правильно построенного образовательного процесса для развития личности ученика. Также выделены классификации форм и методов обучения.

 В практической  части  проведён анализ личностно ориентированного элемента урока в курсе права. Исследование проводилось на базе 9 класса.

 Можно сделать следующие  выводы. Проанализированный урок был построен в форме беседы. Минус данного урока в том, что стираются иерархические грани, но в этом имеется и своеобразный плюс – дети эффективнее воспринимают изучаемую тему. Анализ урока в курсе права показал, что для подростков старшего школьного возраста необходимо переключать внимание через 10-15 минут (например, физкультминуткой), разнообразить преподносимый материал живыми примерами. Плюсами урока-беседы являются: снижается напряжение в классе, отношения учителя и ученика строятся на доверии, взаимопонимании, возникает демократический стиль общения, тем самым повышается эффективность усвоения материала.      

В результате анкетирования  учащихся и учителей, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент существует острая необходимость в преподавании права в общеобразовательных школах, это вызвано и низкой правовой грамотностью населения и становлением  российского общества на международной арене в один ряд с развитыми странами.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Азаров Ю.П.  Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 2005. – 134 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. – Екатеринбург, 2004. – 355 с.
  3. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников. – М., 2007. – 329 с.
  4. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных  подростков. – Киев, 2006. – 253 с.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2004. – 289 с.
  6. Возрастная и педагогическая психология, Сухарев И.М., Ростов-на-Дону, 2005. – 412 с.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2006. – 289 с.
  8. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 2006. – 319 с.
  9. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М., 2004. – 412 с.
  10. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 2006. – 582 с.
  11.   Ковалев А. Г. Психология личности. М., 2005. – 309 с.
  12.    Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 2003. – 289 с.
  13. Коротов В.М. Развитие идеи А.С. Макаренко в теории и методике воспитания – М: “Педагогика”, 2004. – 231 с.
  14. Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания – Минск; Народная асвета, 2005. – 412 с.
  15. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка  – М: “Педагогика", 2003. – 167 с.
  16. Левитов Н. Д. Психология характера. М., 2004. – 278 с.
  17. Линдсей Холл. Теория личности. – М., 2004.- 356 с.
  18. Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. М.,2005. – 177 с.
  19. Любицина М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей – С.П., 2004. – 344 с.
  20. Мудрость воспитания. /под ред. Б.М.Бим-бада, Э.Д.Днепрова, Г.Б.Корнетова /, - М., 2003. – 315 с.
  21. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии. /под ред. С.А.Смирнова/, - М., 2005. – 348 с.
  22. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических  Вузов в 2х книгах – М, 2007. – 412 с.
  23. Родгчанин Е.Г, Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В.А. Сухомлинского - М: “Педагогика”, 2004. – 363 с.
  24. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М., 2004. – 237 с.
  25. Харламов И.В. Педагогика. Минск, 2003. – 516 с. 
  26. Хофман, Франц.  Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика.  - М: “Педагогика”, 2004. – 414 с.
  27. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М., 2005. – 132 с.

Информация о работе Урок права как форма организации обучения