Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 16:25, контрольная работа
Музыкальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкальный кругозор, формируются творческие способности.
Значение и задачи музыкальных занятий, их содержание, требования к проведению 2 стр.
Виды музыкальных занятий 4 стр.
Организация и построение музыкальных занятий. Роль воспитателя на музыкальных занятиях 6 стр.
Нетрадиционные формы проведения музыкальных занятий 9 стр.
Конспекты музыкальных занятий 14стр.
Список используемой литературы 29 стр.
Содержание
Список
используемой литературы
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально- ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах.
Музыкальные
занятия - это художественно-
Содержанием музыкальных занятий являются: пение песен, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкально-ритмические движения в виде упражнений, игр, плясок. Использование этих видов деятельности на каждом занятии должно соответствовать характеру внимания и сосредоточенности дошкольников.
В содержании репертуарного музыкального материала отражаются события прошлого и настоящего нашей страны, явления природы и предметы близкого детям окружения. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, педагоги побуждают их к сопереживанию, формируя тем самым нравственно-этические качества личности, закладывая первоначальные основы культуры. В содержание занятий входит новый и повторный материал. Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слушателя и анализа, упражнение-композиция. Повторный материал - это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений. Проводятся также занятия, полностью построенные на повторном материале, где целесообразно вводить варианты знакомых игр и плясок, творческие задания. Известно, что чем чаще повторяется процесс восприятия того или иного музыкального материала, тем легче и качественнее идет усвоение навыков музыкальной деятельности. Однако механическое повторение разученного недопустимо. Оно не только не помогает обучению, но и наоборот ухудшает качество исполнения, закрепляет ошибки, если они имели место.
В процессе обучения, руководствуясь принципами дидактики, педагоги должны поэтапно усложнять задания, творчески подходить к введению того или иного репертуара, обращать внимание на их эмоциональную насыщенность.
Центральной
фигурой сложного педагогического
процесса, осуществляемого на занятиях,
является музыкальный руководитель.
Воспитатель - его активный помощник.
Так как каждый вид музыкальной
деятельности имеет свои особенности,
музыкальному руководителю необходимо
владеть большим арсеналом
Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника.
Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.
Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.
Индивидуальное занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.
В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре и инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.
Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активизации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начинается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласовываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения используются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершенствование основных движений; ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упражнений: образного, подготовительного, композиционного.
Во второй части занятия педагог переходит к пению или слушанию (в зависимости от интенсивности движений первой части), учитывая при этом этапы разучивания произведения. В младших, группах дети поют две-три песни, перед исполнением которых проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучиваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно произведение, но можно - для сравнения по сходству или контрасту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень взимания падает, с детьми проводится хорошо разученная ранее игра или пляска. В них совершенствуются музыкально-ритмические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начинают выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.
После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач которой является приведение возбужденного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останавливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка занятия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они занимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу участия детей в занятии, их поведения.
Методика
проведения типовых занятий разработана
с достаточной полнотой, однако для
повышения эффективности обучения педагог
должен относиться к их построению творчески.
Для музыкальных занятий в детском саду должна быть создана определенная обстановка. Обычно они проводятся в зале, куда не проникают посторонние шумы, мешающие процессу сосредоточения, восприятия музыкальных произведений и выполнения заданий. На занятия дети должны являться в удобной для движений одежде или специальных костюмах, мягкой обуви - чешках. Перед началом каждого занятия помещение проветривается, пол протирается влажным способом. Во время карантина, наложенного на ту или иную группу, а также в младшей группе в начале года занятия проводятся в групповой комнате на вокальном материале или с музыкальными игрушками-инструментами. В летнее время занятия по возможности проводятся на свежем воздухе, где желательно петь, выполнять музыкально-ритмические движения в сопровождении аккордеона или баяна. Для музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время, установлена определенная их продолжительность: 2 раза в неделю преимущественно в утренние часы в каждой возрастной группе, по 15—18 минут в младших, 18-25 - средней, 25-30 - старшей, 35-45 - подготовительной к школе группах.
Во время пения и слушания музыки детям следует сидеть на стульях, поставленных рядами, как можно ближе к инструменту по правую руку от музыкального руководителя. Стулья должны соответствовать возрасту и росту детей. Пособия к занятию готовятся заранее и лежат так, чтобы их было удобно взять и положить в ходе занятия без излишней затраты времени. Дети не должны долго ожидать начала занятия, так как это их дезорганизует и утомляет.
На типовых занятиях при пении и слушании музыки можно зафиксировать места посадки. Например, в младших группах самые маленькие по росту, а также отличающиеся неустойчивым вниманием, беспокойные дети сидят в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать задания и исполнение музыки педагогом. В средней и старших группах в первом ряду сидят дети с несформированным слухом, небольшим диапазоном голоса, недостаточно дисциплинированные и вновь поступившие. Такое размещение позволяет им лучше слышать правильное пение педагога и детей, сидящих сзади. Она ежеминутно находятся под контролем музыкального руководителя и воспитателя. По мере необходимости дети меняются местами. На других занятиях посадка детей определяется вилами деятельности, методикой работы педагога. На занятиях все дети должны вести себя непосредственно, искренне переживать удачи и неудачи друг друга, испытывать чувства доверия и симпатии к педагогам и уверенности в своих силах. Процесс музыкального воспитания всегда должен быть понятен ребенку, эмоционально увлекателен, чтобы он не только воспринимал, но и размышлял о воспринятом, умел слушать и слышать. Ибо запомнить на всю жизнь, научиться чему-то можно только тогда, когда воспринимаемое будет понято и прочувствовано глубоко, по-настоящему.
Поэтому в младших группах по большей части проводятся тематические музыкальные занятия игрового плана, вызывающие лишь положительные эмоции по отношению к окружающему. Одной из основных задач таких занятий является воспитание интереса к музыке, желания слушать ее, петь, плясать, играть в ее сопровождении. В средней группе занятия приобретают более четкую структуру. В процессе их проведения детям предъявляются требования правильного и выразительного выполнения учебных заданий. Используя все виды занятий, в старшей группе педагог добивается освоения программных требований каждым ребенком. В разновозрастных (ночных) группах, а также группах малокомплектных детских садов занятия строятся с учетом материала, соответствующего возрастным подгруппам, а также условий и возможностей дошкольного учреждения.
В
деятельности воспитателя эта функция
выполняется в тесном контакте с
музыкальным руководителем, под
его руководством. Воспитатель должен
знать методы диагностики, помогать
музыкальному руководителю в ее проведении.
Воспитатель может фиксировать
некоторые показатели развития музыкальных
способностей (например, внешние проявления
детей во время слушания музыки,
продолжительность внимания, высказывания
о прослушанных произведениях, желание
повторного слушания, соответствие движений
ритму и характеру музыки и
т. д.). Участие в диагностике