Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 16:25, контрольная работа
Музыкальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкальный кругозор, формируются творческие способности.
Значение и задачи музыкальных занятий, их содержание, требования к проведению 2 стр.
Виды музыкальных занятий 4 стр.
Организация и построение музыкальных занятий. Роль воспитателя на музыкальных занятиях 6 стр.
Нетрадиционные формы проведения музыкальных занятий 9 стр.
Конспекты музыкальных занятий 14стр.
Список используемой литературы 29 стр.
Музыкальный
руководитель должен уметь применять
индивидуально-
Выполнению
развивающей функции мешает любое
однообразие, в том числе и
постоянная, неизменяемая структура
музыкального занятия. Музыкальный
руководитель должен творчески относиться
к построению музыкальных занятий,
заранее продумывая различные варианты,
а также перестраивать
Музыкальное
развитие детей будет успешным, если
музыкальный руководитель применяет
различные виды музыкальных занятий
(доминантные, тематические, комплексные).
Доминантные занятия позволяют
ликвидировать отставание детей
в формировании какой-либо способности,
исполнительских умений, стимулируют
творчество. Тематическое
занятие вызывает у детей более
глубокий эмоциональный отклик вследствие
объединения его содержания одной темой.
На таких занятиях достигается целостность,
взаимосвязь темой. На таких занятиях
достигается целостность, взаимосвязь
всех видов детской музыкальной деятельности.
Темы занятий могут быть самыми разнообразными:
от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки»,
«Поездка в гости к бабушке») до учебно-
познавательных («Музыкальные жанры»,
«О чем нам рассказывает музыка», «Танцы
разных народов», «Что и как рисует музыка»
и т. л). Начало, ход, окончание тематических
занятий свободны от каких-либо установок.
Они зависят от выдвинутых педагогом программных
требований, особенностей развития детей
данной группы, используемого музыкального
материала, логики развития темы.
Комплексные занятия расширяют представления детей о видах искусства, средствах их выразительности, они способствуют развитию основ музыкальной культуры. Сравнение выразительных возможностей различных видов искусства активизирует мышление, обогащает эстетические представления, формирует эталоны красоты. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстетического развития детей данной группы. Они требуют согласованной предварительной работы музыкального руководителя и воспитателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяющий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах выразительности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желающим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении и просят изобразить в рисунках свои впечатления.
Занятие no слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по времени, так как не включает всей деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжается 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слушания каждого произведения в грамзаписи, или исполненного педагогом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и средства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении оркестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и непрограммные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пение самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного искусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без маршировок), слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анализируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного.
Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объемом знаний, умений и навыков в области пения, музыкально-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в достаточной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оценочные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творческие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; составление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этюдов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотипными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. Поэтому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «режиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятельность, поддерживать инициативность и самостоятельность, относиться ко всем творческим, даже самым элементарным проявлениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. развивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дошкольников.
Обучение игре на инструментах сначала проводится с воспитателем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и оркестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее ритмичного сопровождения инструментами ударной группы; совершенствование исполнения знакомых произведений; подбор мелодий по слуху или их сочинение.
Занятия
с доминированием одного
вида деятельности. Проводятся они обычно
тогда, когда музыкальный руководитель
считает необходимым уделить выработке
навыков той или иной музыкальной деятельности
большего количества времени. Исключение
составляет пение, так как известно, что
певческий голос формируется у детей лишь
к возрасту 9-12 лет и до этого периода для
его охраны следует удерживать их от длительного
пения. На одном занятии рекомендуется
исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга,
праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют
наверстать упущенное в обучении навыкам,
способствуют более углубленному изучению
материала по разделам музыкально-ритмических
движений, игры на инструментах, музыкально-дидактических
игр. Музыкальный руководитель должен
уметь применять все формы организации
музыкальной деятельности детей: разнообразные
досуги (в том числе тематические концерты,
беседы-концерты), развлечения, праздничные
утренники.
1. «Снова осень к нам пришла»
План:
Слушание, «Падают листья», музыка М. Красева, слова М. Иверсен.
Упражнения. Ходьба и бег - музыка М. Красева, «Игра с воздушными шарами», музыка М. Раухвергера; композиционное - музыка М. Красева.
Пение. «Осень», музыка И. Кишко, слова И. Плакиды»; «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Листопад», музыка Т. Полетенко, слова Е. Авдеенко.
Несюжетная игра. «Найди свои овощ», русская народная мелодия «Как под яблонькой» в обработке В. Агафонникова или М. Иорданского, автор движений ф. Лойтер.
Программное содержание. Учить детей петь и протяжно, и отрывисто, легким звуком: брать дыхание между фразами, распределять его на фразу; четко произносить гласные и окончания слов; обращать внимание на средства выразительности; петь без инструментального сопровождения; согласовывать движение с характером, формой, темпом, динамикой музыкальных произведений; детям шести лет выразительно передавать в движениях текст песни.
Ход занятия:
Дети сидят вдоль стен комнаты. Воспитатель держит в руках букет осенних листьев.
Воспитатель.
Ты удивляешь, осень.
Раскрашенной листвой.
Оранжевый и желтый
Любой листочек твой.
Н. Бромлей
(Исполняет песню «Падают листья».)
Красивую,
плавную, спокойную песню написали
для вас, ребята, композитор М. Красев
и поэтесса М. Ишенсен. Послушайте вступление.
Песня рассказывает вам, что листья, кружась,
падают на землю. (Исполняет вступление,
затем разбразгивает по комнате листья.)
Листики в лесочке кружатся, летят,
Падают листочки под ноги ребят.
Дети по тропинке медленно идут,
Листики в корзинки бережно кладут.
Тропкою знакомой из лесу пора,
С листиками дома спляшет детвора.
Ю. Островский
Пойдемте собирать осенние листья (обращается к детям).
Под музыку песни «Падают листья» дети 4 лет собирают листья, собрав, под музыку М. Раухаергера «Игра с воздушными шарами» бегают с воспитателем (или старшим ребенком) врассыпную по комнате. Со сменой звучания помахивают главой рукой с листьями над головой и вновь бегают.
Воспитатель. Передайте листочки вашим старшим товарищам, пусть и они с ними поиграют.
Дети 5-6 лет под музыку вступления к песне «Падают листья» выполняют упражнение-композицию с гостьями. Затем дети садятся. Воспитатель собирает листья.
Про то время, когда листья опадают, мы знаем песню. Как ока называется? (Выслушивает ответы детей, уточняет их, предлагает спеть песню «Осень».)
Осенью на полях и в садах созревают овощи, фрукты - урожаи!
Ребенок 6 лет.
По полям, садам и селам.
По земле из края в край.
Загорелый и веселый
Ходит новый урожай.
А. Хуторянин
Дети шести лет инсценируют песню «Урожайная» под пение педагога с детьми пяти лет и подпевание четырехлетних. Идут по кругу парами, держа руки корзиночкой; стоя друг против друга, покачивают сцепленными руками к себе и от себя; поставив руки на пояс, покачиваются вправо - влево» и грозят друг другу пальцем; становятся в затылок друг другу (второй ребенок пары кладет руки на плечи первому, а тот имитирует рулевое убавление) и топающим шагом «уезжают». Предварительно дети выполняли эти- действия на индивидуальных занятиях.
Воспитатель.
Погуляем, погуляем в садике своем.
Желтых листьев, красных листьев
много наберем.
Посмотрите, посмотрите
Вот какой букет!
Листья в вазу мы поставим
В нашем
уголке
Воспитатель исполняет песню «Листопад». После этого идет разучивание песни по возрастным подгруппам с инструментальным сопровождением.
У меня для вас, ребята, есть осенние загадки. Кто их отгадает, тот в игру поиграет.
Стоит Ермолка на толстой ножке.
Кто его найдет, тот в корзиночку кладет.
(Гриб)
Красная девица сидит в темнице,
а коса на улице.
(Морковь)
Без окон, без дверей Полна горница люден.
(Мак)
Дети отгадывают. Несколько раз проводится игра «Найди свой овощ».
Варианты игры.
- Дети разных возрастов строятся в круги вокруг игрушек-овощей. Старшие помогают младшим сориентироваться в поиске перемещенных овощей.
- Около игрушек-овощей в каждом кругу стоят дети одного возраста. Воспитатель или ведущий из старших детей меняет местами только те овощи, вокруг которых размещаются дети 5 и 6 лег. При этом первый раз в круге с детьми 4 лет находится воспитатель.
По
окончании игры под марш спокойного
характера дети идут друг за другом
так, как стояли в кругах. Останавливаются
с окончанием звучания. Дается оценка
занятию.