Влияние хореографического искусства и классического танца на развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание

Цель. Изучение особенностей воспитания детей искусством хореографии.
Задачи. Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:
- определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;
- рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
-рассмотреть классический танец как неотъемлемую часть хореографического искусства
- определить воздействие работы в хореографическом коллективе на повышение активности детей

Содержание

Введение................................................................................................................3

Хореографическое искусство и его особенности.................................5

Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей…………………………………………………………………………....5
Воспитание детей искусством хореографии, их возрастные и индивидуальные особенности в обучении...............................................6
Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе..........8


2. Классический танец – важная часть хореографического искусства.......12

2.1. Основные понятия движений классического танца...................................12
2.2 Влияние экзерсиса классического танца на вырабатывание навыков техники ног, культуры жеста и осанки...............................................................15

3. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей....................................................21

Заключение...........................................................................................................28

Литература.........................................................

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 63.46 Кб (Скачать документ)

Подготовка  крупной формы хореографического  произведения или же большой общей  программы является одним из хороших  методов воспитания детей.

Хореографический  коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем  у детей: снимает отрицательные  факторы (закомплексованность в  движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере  маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Каждый  добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей  в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств для  всестороннего их развития. Опытный  педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать  содействие талантливому ребенку в  его дальнейшем творческом росте. «Ведь  выявление и воспитание молодых  талантов, передача им своих навыков  и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и  есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать  друг другу посильную помощь» [12, с. 178].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Классический танец – важная  часть хореографического искусства

 

2.1 Основные понятия движений классического танца

 

адажио (итал.) — медленно, спокойно. 1. обозначение медленного темпа. 2. танцевальный дуэт с использованием поддержек. 3. комплекс движений в экзерсисе.

аллегро (итал.) — веселый, радостный. 1. быстрый, оживленный музыкальный темп. 2. часть урока классического танца, состоящая из прыжков. 3. классический танец, значительная часть которого основана на прыжковой и пальцевой технике. все виртуозные танцы (антре, вариации, кода) сочинены в темпе аллегро.

антраша (франц.) — скрещенный. прыжок, во время которого ноги несколько раз разводятся и быстро скрещиваются. антраша демонстрирует техническую виртуозность исполнителя.

антре (франц.) — вход. 1. танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей. 2. первая часть таких классических танцевальных форм, как па де де и па де труа.

апломб (франц.) — равновесие, самоуверенность. 1. уверенная, свободная манера исполнения. 2. умение сохранять в равновесии все части тела.

арабеск (франц.) — арабский. одна из основных поз классического танца — поднятая назад нога с вытянутым коленом. в русской школе классического танца приняты четыре вида арабеска.

аттитюд (франц.) — поза, положение. одна из основных поз классического танца, главная особенность которой — согнутое колено поднятой и отведенной назад ноги.

баллон (франц.) — воздушный шар, мяч. способность эластично, подобно мячу, отталкиваться от пола перед высокими прыжками, а также способность во время прыжка зависать в воздухе, сохраняя позу.

батман (франц.) — биение. группа движений работающей ноги. в классическом танце много форм батмана — от простейших до сложных. каждое па непременно содержит элемент батмана, поэтому в экзерсисе ему придается большое значение. с помощью батманов вырабатывают определенные умения: вытягивать ногу в прямую линию, четко исполнять различные движения.

бурре, па-де-бурре (франц.) — набивать. мелкие танцевальные шаги.

гран (франц.) — большой. обозначает максимально выраженную сущность движения. например, гран плие — глубокое приседание, гран батман жете — бросок ноги на возможно большую высоту.

деми (франц.) — полу-, наполовину. этот термин указывает на исполнение только половины движения. например, деми плие — полуприседание.

дубль (франц). — двойной. термин указывает на двойное исполнение па.

кабриоль (франц.) — прыжок. один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз.

кода (итал.) — хвост. 1. заключительная часть многих танцевальных форм. 2. финал акта с участием всех персонажей, кордебалета, представляющий, как правило, общий танец.

круазе (франц.) — скрещенный. одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются.

жете (франц.) — бросать, кидать. термин относится к движениям, исполняемым броском ноги.

пар терр (франц.) — на земле. термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу.

па (франц.) — шаг. 1. обозначение одного из видов танцевальных шагов. 2. отдельное выразительное движение. 3. многочастная форма классического балета — гран па, па де де, па де труа.

па-де-баск (франц.) — шаг баска. вид прыжка с одной ноги на другую.

па-де-ша (франц.) — шаг кошки. прыжковое движение, имитирующее легкий, грациозный прыжок кошки.

па-де-сизо (франц.) — «ножницы». прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочередно забрасываются высоко вперед, на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них резко проводится назад.

па-де-де (франц.) — танец вдвоем. пожалуй, самый известный сложный парный танец, состоящий из антре, адажио, вариации танцовщика, вариации танцовщицы и коды. в каждом классическом балете есть па де де, которое танцуют главные герои спектакля.

па-де-труа (франц.) — танец втроем. одна из разновидностей классического танца, в котором участвуют три исполнителя.

па  марше (франц.) — ходить. танцевальный шаг, при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки.

пассе (франц.) — проходить. путь работающей ноги при переходе из одной позы в другую.

пти (франц.) — маленький. термин, применяемый для обозначения малых движений.

пируэт (франц.) — юла. один оборот вокруг своей оси танцовщика, стоящего на одной ноге. два или три оборота — это соответственно два или три пируэта и т.д. в женском же танце все виды вращений носят название «тур».

плие (франц.) — сгибать. приседание на двух или одной ноге. гран плие — глубокое приседание до предела, с отрывом пятки от пола; деми плие — не отрывая пяток от пола.

препарасьон (франц.) — приготовление. подготовительные движения для исполнения пируэтов, прыжков и других сложных па.

релеве (франц.) — поднимать. 1. подъем на полупальцы или пальцы. 2. поднимание вытянутой ноги в различных направлениях и положениях классического танца.

сюиви (франц.) — последовательный, связный. па де бурре сюиви — непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах, которые способствуют плавному передвижению по сцене.

фуэте (франц.) — хлестать. термин обозначает ряд танцевальных па, напоминающих движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе. чаще всего фуэте — виртуозное вращение на пальцах, которое является кульминацией в па де де.

шассе (франц.) — охотиться, гнаться. прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую.

экарте (франц.) — раздвигать. поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, а нога поднята в сторону.

экзерсис (франц.) — упражнение. первая часть урока классического танца — упражнения у станка и на середине зала, вырабатывающие профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений. из элементарных движений, составляющих экзерсис, слагаются разнообразные формы классического танца.

элевация (франц.) — подъем, возвышение. природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы.

эффасе (франц.) — сглаживать. одно из основных положений в классическом танце. определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения [8, c. 16].

 

2.2 Влияние экзерсиса классического  танца на вырабатывание навыков  техники ног, культуры жеста  и осанки

 

В каждом виде искусства техника исполнения и художественное исполнение танца  имеет большое значение [11, с.43]. Эти качества могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы. Чтобы быть красивым и выразительным, движение должно быть правильным, свободным, непринужденным. Овладение танцевальными движениями дается лишь в процессе систематической тренировки, тело ребенка приобретает стройность, становится более крепким и гибким, а движения его – гармоничными и законченными.

В основе учебной танцевальной подготовки участников самодеятельного коллектива лежит  система подготовительных упражнений классического танца [1, с.7]. Он по праву считается главным в процессе подготовки исполнителей. И это закономерно, поскольку классический танец и его Школа являются единственной всеобъемлющей системой воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства[1, с.3]. Эта система является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения классической системы очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу. Упражнения классической системы не только тренируют тело ребенка, они обогащают его и запасом движений, которые становятся выразительным средством танца. Ошибочно думать, что тренаж классического танца необходим лишь будущим классическим танцовщикам и танцовщицам. Он дает развитие и навыки, крайне нужные для всякого рода сценических танцев. В системе хореобразования он остается основой основ, и на преподавание его приходится обращать очень пристальное внимание [7, с.10].

Какие бы новшества ни привносило в хореографию  время, какие бы современные направления  ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы.

Занимаясь тренажем, ученик разогревает суставно-связочный  аппарат, предупреждая этим растяжение и вывихи при разучивании и  исполнении сложных танцевальных движений [1, c.19].

Классический  экзерсис у станка важен для танцовщиков, прежде всего тем, что вырабатывает правильную постановку и устойчивость корпуса, который при экзерсисе  должен держаться на опорной ноге с прямой подтянутой спиной. Как  указывает профессор А. Я. Ваганова, «правильно поставленный корпус — основа для всякого па»[2, с.32]. «Правильно поставленная спина дает абсолютную свободу движения» [5, с.16]. Поэтому задача классического станка — добиться надлежащей постановки корпуса и спины.

Классический  экзерсис у станка развивает и  укрепляет также весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию  движений. Кроме того, классический станок в значительной степени помогает освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч, опущения шейного позвонка, косолапости  и т.п. Вместе с тем упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также  собранности внимания, то есть качеств, необходимых для драматического актера [3, с.11].

На важную роль классического экзерсиса у  станка или балетной станковой гимнастики в физическом воспитании актера неоднократно указывал К.С. Станиславский: «В приемах  балетной муштры я еще ценю один момент, имеющий важное значение для  всей дальнейшей культуры тела, для  его пластики, для общего постава  корпуса и для манеры держаться.

Дело  в том, что наш спинной хребет, который изгибается во все стороны, точно спираль, должен быть крепко посажен  в таз - этот центр имеет важное значение в балетном искусстве. Там  его умеют развивать и укреплять. Пользуйтесь же этим и заимствуйте  у танца приемы развития, укрепления и постава спинного хребта» [4, с.37].

Помимо  содействия физическому воспитанию актера классический станок преследует и задачу чисто танцевального  характера. Он должен выработать у учащихся основные технические навыки, необходимые  для исполнения различных танцев

Итак, основная задача классического экзерсиса  у станка заключается в том, чтобы  путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых тренировочных  упражнений помочь учащимся развить  тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями [3, с.12].

«Ежедневный экзерсис с первого года учения... складывается из одних и тех же pas», — утверждает Ваганова [2, с.17].

Чтобы классический станок достиг своей цели, необходимо добиваться во всех упражнениях полной выворотности ног [3, с.12]. Выворотность — положение ног, при котором «ступни, разведенные носками в стороны, идут либо по линии плеч, либо параллельны им, и вследствие этого раскрыта внутренняя поверхность (сторона) голеней и бедер», — незыблемый канон классического танца, основа всей его техники [7, с.8].

Информация о работе Влияние хореографического искусства и классического танца на развитие детей