Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:47, курсовая работа
Цель. Изучение особенностей воспитания детей искусством хореографии.
Задачи. Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:
- определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;
- рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
-рассмотреть классический танец как неотъемлемую часть хореографического искусства
- определить воздействие работы в хореографическом коллективе на повышение активности детей
Введение................................................................................................................3
Хореографическое искусство и его особенности.................................5
Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей…………………………………………………………………………....5
Воспитание детей искусством хореографии, их возрастные и индивидуальные особенности в обучении...............................................6
Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе..........8
2. Классический танец – важная часть хореографического искусства.......12
2.1. Основные понятия движений классического танца...................................12
2.2 Влияние экзерсиса классического танца на вырабатывание навыков техники ног, культуры жеста и осанки...............................................................15
3. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей....................................................21
Заключение...........................................................................................................28
Литература.........................................................
Без выворотности классический экзерсис лишается своей эффективности. Поэтому учащиеся должны хорошо освоить существующие в классическом танце пять строго выворотных позиций ног и в дальнейшем при всех упражнениях настойчиво добиваться соблюдения выворотности [3, с.12].
Очень большое значение придавал выворотности ног Станиславский. Возражая тем, кто протестует против «выворачивания ног в бедрах» на занятиях с будущими драматическими актерами, Станиславский говорил: «Каждому актеру придется исполнять роли не какой-нибудь одной эпохи, а разных, не какой-нибудь одной, а многих национальностей, возрастов, сословий и проч. Найти нелепый, характерный постав ног, рук и продержать его на протяжении характерной роли комика или бытовой роли легче, чем выправить себе ноги и руки для роли графа или герцога XVIII века, или аристократа XIX века. Вот тут потребуется большая, серьезная, трудная выправка всего тела. Для нее нужно время. Вот ее как самую трудную и долго выполнимую задачу мы и ставим в основу телесного воспитания. Справимся с ней — все остальные задачи выправки покажутся легкими» [4, с.427].
От правильной постановки ног, корпуса, рук, головы во многом зависит развитие технического мастерства танцовщика.
Система классического тренажа требует выполнения всех позиций (позиция – положение, фиксирующее начало или окончание движения) и упражнений с предельно выворотным положением ног.
Анатомическое строение скелета человека, в частности тазобедренного пояса и ног, таково, что в выворотом положении ноги имеют гораздо больший размах движения, могут выше подниматься и свободнее вращаться. Руководитель должен знать строение человеческого тела, чтобы суметь объяснить ученикам основное значение выворотности.
При подъеме ноги в не выворотном положении большой вертел бедренной кости упирается в тазобедренную кость и не позволяет поднять ногу выше 35—65 градусов.
В выворотном положении большой вертел уходит назад и не препятствует поднятию ноги — диапазон движения увеличен.
В таком положении ногу можно поднять на 90—120 градусов конечно, при соответствующей тренировке.
Выворотность необходима не только для улучшения техники танца — она придает движению изящество и гармоничность.
Помимо соблюдения выворотности необходимо также, чтобы все упражнения у станка исполнялись в полную силу. «Надо, чтобы работающие мышцы до конца напрягались, иначе эффективность упражнений очень понижается, и мышцы не приобретают требуемой крепости» [7, с.17]. Это правило обязательно и для станкового экзерсиса. Все упражнения классического экзерсиса должны делаться совершенно точно и четко, при полном напряжении работающих мышц и суставов.
Очень важно,
вводить в упражнения станкового
классического экзерсиса
Повседневный
опыт показывает, что экзерсис у
станка может полностью отвечать
всем требованиям классического
канона и в то же время оставаться
механическим, формальным. Между тем
в нем участвуют основные компоненты
танцевальной выразительности —
руки, корпус и голова. Поэтому в
упражнениях классического
Здесь уместно привести слова одной из учениц Вагановой о разучивании экзерсиса на ее уроках: «Как и всякий другой урок классического танца, урок Вагановой начинался с экзерсиса у палки (станка). Первым движением было рlie (приседание), но уже и здесь, как и во всем вагановском экзерсисе, не было ничего механического. С самого начала урока и до конца его властвовал танец: и в движениях головы, гибкости и быстрых поворотах корпуса, и в пластике «поющих» рук» [16, с.265].
Разумеется, выразительность классического экзерсиса у станка не должна приводить к манерности и искусственной пластике [3, с.14].
На основе проведенного анализа мы выявили движения, которые могли бы дополнить классический экзерсис в коллективе народного танца. При разработке тренировочных упражнений у станка использовался опыт Т.С. Ткаченко, А.Я. Вагановой, А. Лопухов, А. Ширяева и А. Бочарова. В экзерсис классического станка включены движения народных танцев.
В плане последовательности движений у станка мы взяли принцип изложенный в «Основах классического танца» А.Я. Вагановой. В конце добавили упражнения из народного станка.
Порядок упражнений у станка необходимо устанавливать по принципу чередований движений, тренирующих различные группы мышц. Урок должен начинаться с полуприседаний и глубоких приседаний, поскольку они постепенно вводят в работу мышцы и суставно-связочный аппарат. Дальше могут даваться упражнения тренирующие различные группы мышц, причем надо чередовать движения на развитие подвижности стопы на вытянутых ногах с движениями на присогнутых ногах; мягкие, плавные с резкими, отрывистыми.
Музыкальное
сопровождение на занятиях должно быть
органически связано с
При выполнении
движении, характерных для русского
танца, как, например, перевод стопы
с носка на пятку, присядки и т.
д. в музыкальном сопровождении
должна быть русская песня или
мелодия, соответствующая по ритму
и характеру данному
Все это в совокупности приучает учащихся еще у станка выполнять движения не сухо, не механически, а выразительно, танцевально [15, с.594].
3 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
В творческой
деятельности заложены огромные возможности
воспитательного характера. Воспитывает
все, что связано с участием детей
в коллективе: художественный педагогический
уровень репертуара, планомерные
и систематические учебные
Формы можно
условно разделить на основные, дополнительные
и формы художественно-
Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные [9, с. 38].
Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.
Педагог
применяет в своей работе наиболее
целесообразные методы с учетом возраста
детей, их специальной подготовки, уровня
эмоциональной отзывчивости, наличия
интереса к хореографическому искусству.
Увлечение и вдохновение - источник
интеллектуального роста
В целях
повышения эффективности
Каждый
педагог, в зависимости от степени
владения теми или иными методами,
предпочитает использовать определенный
путь воздействия на детей. Чаще всего
это метод убеждения. Этот метод
используется не от случая к случаю.
Он должен быть целенаправленным, систематическим,
и тогда он станет действенным. Метод
убеждения требует от педагога огромного
терпения, образованности и тактичного
поведения. Дети порой не сразу понимают
педагога. Это бывает от неумения ребенка
слушать и слышать, что от него
требуется. Это качество характера
воспитывается постепенно в культуре
общения ребенка. Поэтому педагогу
надо проявить максимум педагогического
мастерства и любви к детям
при использовании этого
Для повышения
нравственного потенциала личности
ребенка, развития его активности, важно
постоянно обновлять и
У начинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Целесообразно поступают педагоги, которые на начальном этапе работы применяют элементарные знания детей, делая для них небольшую постановочную работу на несложных танцевальных элементах. Это придает стимул детям в учебно-тренировочной работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Не надо ставить перед детьми таких целей, достижение которых требует больших возможностей, чем те, которыми они обладают [9, с. 39].
Это делается,
как правило, для того, чтобы отличиться
на смотре, фестивале, конкурсе, получить
поощрение, выделиться. В связи с
этим появляется повышенная притязательность
детей, необоснованные планы, что наносит
ущерб их нравственному развитию.
В таких случаях дети либо покидают
коллектив, либо молчаливо со всем соглашаются,
либо выступают против руководителя.
Чаще всего это бывает в скрытной
форме: невыполнении его требований,
формировании противоборствующих групп.
Все это способствует нездоровой
атмосфере в коллективе. То есть
отсутствие или неверное определение
творческих задач в коллективе могут
стать весьма серьезным тормозом
совершенствования учебно-
Каждое
занятие, каждый шаг в овладении
детей исполнительским
К одному
из основных факторов, обеспечивающих
активность детей на занятиях, относятся
строгие морально-этические
Информация о работе Влияние хореографического искусства и классического танца на развитие детей