Влияние хореографического искусства и классического танца на развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание

Цель. Изучение особенностей воспитания детей искусством хореографии.
Задачи. Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:
- определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;
- рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
-рассмотреть классический танец как неотъемлемую часть хореографического искусства
- определить воздействие работы в хореографическом коллективе на повышение активности детей

Содержание

Введение................................................................................................................3

Хореографическое искусство и его особенности.................................5

Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей…………………………………………………………………………....5
Воспитание детей искусством хореографии, их возрастные и индивидуальные особенности в обучении...............................................6
Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе..........8


2. Классический танец – важная часть хореографического искусства.......12

2.1. Основные понятия движений классического танца...................................12
2.2 Влияние экзерсиса классического танца на вырабатывание навыков техники ног, культуры жеста и осанки...............................................................15

3. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей....................................................21

Заключение...........................................................................................................28

Литература.........................................................

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 63.46 Кб (Скачать документ)

Без выворотности классический экзерсис лишается своей эффективности. Поэтому учащиеся должны хорошо освоить существующие в классическом танце пять строго выворотных позиций ног и в дальнейшем при всех упражнениях настойчиво добиваться соблюдения выворотности [3, с.12].

Очень большое  значение придавал выворотности ног Станиславский. Возражая тем, кто протестует против «выворачивания ног в бедрах» на занятиях с будущими драматическими актерами, Станиславский говорил: «Каждому актеру придется исполнять роли не какой-нибудь одной эпохи, а разных, не какой-нибудь одной, а многих национальностей, возрастов, сословий и проч. Найти нелепый, характерный постав ног, рук и продержать его на протяжении характерной роли комика или бытовой роли легче, чем выправить себе ноги и руки для роли графа или герцога XVIII века, или аристократа XIX века. Вот тут потребуется большая, серьезная, трудная выправка всего тела. Для нее нужно время. Вот ее как самую трудную и долго выполнимую задачу мы и ставим в основу телесного воспитания. Справимся с ней — все остальные задачи выправки покажутся легкими» [4, с.427].

От правильной постановки ног, корпуса, рук, головы во многом зависит развитие технического мастерства танцовщика.

Система классического тренажа требует  выполнения всех позиций (позиция –  положение, фиксирующее начало или  окончание движения) и упражнений с предельно выворотным положением ног.

Анатомическое строение скелета человека, в частности  тазобедренного пояса и ног, таково, что в выворотом положении  ноги имеют гораздо больший размах движения, могут выше подниматься  и свободнее вращаться. Руководитель должен знать строение человеческого  тела, чтобы суметь объяснить ученикам основное значение выворотности.

При подъеме  ноги в не выворотном положении большой  вертел бедренной кости упирается  в тазобедренную кость и не позволяет поднять ногу выше 35—65 градусов.

В выворотном положении большой вертел уходит назад и не препятствует поднятию ноги — диапазон движения увеличен.

В таком  положении ногу можно поднять  на 90—120 градусов конечно, при соответствующей  тренировке.

Выворотность необходима не только для улучшения техники танца — она придает движению изящество и гармоничность.

Помимо  соблюдения выворотности необходимо также, чтобы все упражнения у станка исполнялись в полную силу. «Надо, чтобы работающие мышцы до конца напрягались, иначе эффективность упражнений очень понижается, и мышцы не приобретают требуемой крепости» [7, с.17]. Это правило обязательно и для станкового экзерсиса. Все упражнения классического экзерсиса должны делаться совершенно точно и четко, при полном напряжении работающих мышц и суставов.

Очень важно, вводить в упражнения станкового классического экзерсиса несложные  движения рук, корпуса и головы. Такой  экзерсис значительно поможет развитию свободы и пластичности рук, которые  в танцевальном искусстве служат важнейшим средством внешней  выразительности. Подобные комбинированные  упражнения будут вырабатывать у  учащихся навыки координации движений различных частей тела.

Повседневный  опыт показывает, что экзерсис у  станка может полностью отвечать всем требованиям классического  канона и в то же время оставаться механическим, формальным. Между тем  в нем участвуют основные компоненты танцевальной выразительности —  руки, корпус и голова. Поэтому в  упражнениях классического станка следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации  движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальность всего исполнения [3, с.13].

Здесь уместно  привести слова одной из учениц Вагановой  о разучивании экзерсиса на ее уроках: «Как и всякий другой урок классического  танца, урок Вагановой начинался  с экзерсиса у палки (станка). Первым движением было рlie (приседание), но уже и здесь, как и во всем вагановском экзерсисе, не было ничего механического. С самого начала урока и до конца его властвовал танец: и в движениях головы, гибкости и быстрых поворотах корпуса, и в пластике «поющих» рук» [16, с.265].

Разумеется, выразительность классического  экзерсиса у станка не должна приводить  к манерности и искусственной пластике [3, с.14].

На основе проведенного анализа мы выявили  движения, которые могли бы дополнить  классический экзерсис в коллективе народного танца. При разработке тренировочных упражнений у станка использовался опыт Т.С. Ткаченко, А.Я. Вагановой, А. Лопухов, А. Ширяева и  А. Бочарова. В экзерсис классического станка включены движения народных танцев.

В плане  последовательности движений у станка мы взяли принцип изложенный в  «Основах классического танца» А.Я. Вагановой. В конце добавили упражнения из народного станка.

Порядок упражнений у станка необходимо устанавливать  по принципу чередований движений, тренирующих различные группы мышц. Урок должен начинаться с полуприседаний и глубоких приседаний, поскольку  они постепенно вводят в работу мышцы  и суставно-связочный аппарат. Дальше могут даваться упражнения тренирующие  различные группы мышц, причем надо чередовать движения на развитие подвижности  стопы на вытянутых ногах с  движениями на присогнутых ногах; мягкие, плавные с резкими, отрывистыми.

Музыкальное сопровождение на занятиях должно быть органически связано с выполняемым  упражнением, должно соответствовать  движению по характеру, стилю и национальной окраске. Движение должно быть точно  согласовано с ритмом музыки.

При выполнении движении, характерных для русского танца, как, например, перевод стопы  с носка на пятку, присядки и т. д. в музыкальном сопровождении  должна быть русская песня или  мелодия, соответствующая по ритму  и характеру данному упражнению.

Все это  в совокупности приучает учащихся еще  у станка выполнять движения не сухо, не механически, а выразительно, танцевально [15, с.594].

3  Методы воспитательной работы  в хореографическом коллективе  и их воздействие на повышение  активности детей

 

В творческой деятельности заложены огромные возможности  воспитательного характера. Воспитывает  все, что связано с участием детей  в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные  и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов, художественных выставок, специальные  беседы, лекции на этические темы формируют  маленького человека, развивают в  нем чувство прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается  на систему различных форм, методов  и средств. Преподаватель использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно  учебные занятия.

Формы можно  условно разделить на основные, дополнительные и формы художественно-эстетического  самообразования. К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с  творчеством мастеров хореографии. Такой работой можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения  спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное  для детей время. К формам художественно-эстетического  самообразования относятся: самостоятельное  изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих  знаний в области хореографии.

Методы  можно разделить на словесные, практические, наглядные [9, с. 38].

Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам  хореографии. Важным методом воздействия  на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.

Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия  интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство, которое  испытывает ребенок в процессе овладения  знаниями - это та ниточка, на которой  держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень  крепким и необходимым. Занятия  становятся интересными, и тогда  ребенок видит результаты своих  усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать  и укреплять.

В целях  повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая»  информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В  процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить  то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматривать специальные видеокассеты и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства.

Каждый  педагог, в зависимости от степени  владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на детей. Чаще всего  это метод убеждения. Этот метод  используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод  убеждения требует от педагога огромного  терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога. Это бывает от неумения ребенка  слушать и слышать, что от него требуется. Это качество характера  воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому педагогу надо проявить максимум педагогического  мастерства и любви к детям  при использовании этого метода.

Для повышения  нравственного потенциала личности ребенка, развития его активности, важно  постоянно обновлять и обогащать  используемые формы и методы. Воспитательную функцию берут на себя и органы самоуправления - лидеры в группе, старосты. Наличие у детей в коллективе единой, нравственно-привлекательной  цели сплачивает коллектив, настраивает на единый творческий ритм, ставит во главу общий, реально выполнимый интерес.

У начинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они  не видят результата своего труда. Целесообразно  поступают педагоги, которые на начальном  этапе работы применяют элементарные знания детей, делая для них небольшую  постановочную работу на несложных  танцевальных элементах. Это придает  стимул детям в учебно-тренировочной  работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Не надо ставить перед детьми таких  целей, достижение которых требует  больших возможностей, чем те, которыми они обладают [9, с. 39].

Это делается, как правило, для того, чтобы отличиться на смотре, фестивале, конкурсе, получить поощрение, выделиться. В связи с  этим появляется повышенная притязательность детей, необоснованные планы, что наносит  ущерб их нравственному развитию. В таких случаях дети либо покидают коллектив, либо молчаливо со всем соглашаются, либо выступают против руководителя. Чаще всего это бывает в скрытной форме: невыполнении его требований, формировании противоборствующих групп. Все это способствует нездоровой атмосфере в коллективе. То есть отсутствие или неверное определение  творческих задач в коллективе могут  стать весьма серьезным тормозом совершенствования учебно-творческой и воспитательной деятельности педагога.

Каждое  занятие, каждый шаг в овладении  детей исполнительским мастерством  рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в  классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным. В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление - благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель» [14, с. 49].

К одному из основных факторов, обеспечивающих активность детей на занятиях, относятся  строгие морально-этические нормы, которые имеют большое воспитательное воздействие. Открытые отношения между  детьми, педагогом и учениками, наличие  здорового мнения в коллективе и  активного творческого процесса побуждает детей соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. У них воспитывается чувство  ответственности за других, дисциплинированность, если у каждого есть определенная обязанность и они знают, что  ее никто не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в  коллективе становится выразительнее.

Информация о работе Влияние хореографического искусства и классического танца на развитие детей