Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть, как индивидуальные особенности влияют на развитие личности ребенка.
Задачи:
1. Определить, какое значение имеет детство в становлении личности.
2. Исследовать индивидуальные и возрастные особенности ребенка и их влияние на развитие личности.
3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.
4. Изучить специфику индивидуального подхода в процессе трудовой и игровой деятельности.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Место детства в становлении личности……………………………………….........6
2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка……………………………12
2.1. Учет возрастных особенностей………………………………………………..12
2.2. Учет индивидуальных особенностей………………………………………….20
2.3. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье……………………………………………………………………...21
3. Специфика организации индивидуального подхода……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………………….29
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1. Учет возрастных особенностей……
2.2. Учет индивидуальных особенностей………………………………………….
саду и семье…………………………………………………………………
3. Специфика организации индивидуального подхода……………………………..24
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………….
Введение
Актуальность. В годы детства развиваются не только отдельные психические процессы (ощущения, восприятия, память, мышление), но и личность ребёнка в целом.
Складываются убеждения,
формируются способности и
Особенности личности
не готовы от рождения. Лежащие
в их основе типичные черты
нервной системы человека не
остаются постоянными в
«Образ поведения человека
и животного, — говорит И. П. Павлов,
— обусловлен не только прирождёнными
свойствами нервной системы, но и
теми влияниями, которые падали и
постоянно падают на организм во время
его индивидуального
То, какие способности
разовьются у данного ребёнка,
какие основные побуждения
Развитие личности у ребёнка начинается очень рано. Уже первые впечатления, получаемые младенцем, оставляют определённый след в его мозгу, закладывают основы его характера.
Однако психические
Решающий перелом в этом отношении происходит в дошкольном возрасте — том периоде детства, когда происходит не только интенсивное развитие отдельных психических процессов, но и формирование личности ребёнка в целом.
Под влиянием знакомства с окружающим у дошкольника начинают складываться начатки материалистического мировоззрения, правильного понимания действительности. При этом ребёнок перенимает не только взгляды окружающих и воспитывающих его людей, но и проникается их стремлениями и идеалами. Этот важнейший для всего последующего развития процесс формирования у дошкольника новых интересов чрезвычайно ярко обнаруживается в детских играх, его изобразительной деятельности. При правильной организации воспитательной работы содержание детских игр всё более усложняется, выражая растущее стремление к будущей серьёзной общественно-полезной деятельности.
Важнейшую роль в развитии личности играет правильная организация детского коллектива. Участвуя в совместной деятельности детей, неся определённые трудовые обязанности в семье или в группе детского сада, ребёнок постепенно научается руководствоваться общественными интересами, считаться с требованиями коллектива.
Вместе с формированием новых интересов идёт развитие знаний и умений, а также способностей ребёнка к различным видам деятельности. Дошкольник, приобретая разнообразные знания об окружающем, приобретает ряд умений, необходимых в практической жизни и при решении познавательных задач.
Развиваются разнообразные способности к изобразительной деятельности, музыке, конструированию, творческому воображению, к самостоятельной умственной работе.
Наконец, те новые, более
сложные отношения, в которые
вступает дошкольник к окружающим взрослым
и детям, те новые более сложные
требования, которые ему приходится
выполнять в своей
Если малыш-преддошкольник
в своих действиях
Иначе говоря, у него вырабатывается умение действовать волевым образом, подчинять свои поступки сознательно намеченной цели.
В формировании этих качеств личности важнейшая роль принадлежит воспитателю.
Действуя на ребёнка
своим личным примером, сообщая
ему правильное понимание
Трудно переоценить важность и ответственность этой задачи. Ибо в таком деле, как воспитание нового человека, в формировании его личности не должно быть, как говорил Макаренко, «никаких неудач, никаких процентов брака, даже выраженных сотыми единицы».
Цель данной курсовой работы – рассмотреть, как индивидуальные особенности влияют на развитие личности ребенка.
Задачи:
Если по отношению к развитию познавательных процессов можно было сказать, что детский возраст является решающим в их формировании, то это тем более верно в связи с развитием личности. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.
В детстве складываются основные
мотивационные, инструментальные и
стилевые черты личности. Первые относятся
к интересам человека, к тем
целям и задачам, которые он перед
собой ставит, к его основным потребностям
и мотивам поведения. Инструментальные
черты включают предпочитаемые человеком
средства достижения соответствующих
целей, удовлетворения актуальных потребностей,
а стилевые касаются темперамента,
характера, способов поведения, манер.
К окончанию школы личность в
основном оформляется, и те индивидуальные
особенности персонального
Каждый возраст вносит свой существенный вклад в развитие личности. Точно этот вклад пока еще никем не установлен, но, опираясь на данные проведенных исследований, можно высказать предположение о том, что в пределах детства существует несколько периодов, сензитивных к развитию отдельных групп личностных качеств ребенка. Рассмотрим эти периоды.
Сензитивным периодом формирования первичных мотивов человека и черт его характера является дошкольное детство, от рождения до поступления в школу. В это время складываются также основные стилевые и частично инструментальные личностные качества, которые первоначально (в раннем детстве) формируются в результате взаимодействия генотипа и среды, а затем (к старшему дошкольному возрасту) начинают развиваться уже на основе социально-психологических законов. В дошкольном возрасте оформляются задатки, однако сензитивный период развития на их основе способностей продолжается вплоть до окончания школы.
Младший школьный и начало подросткового возраста — годы ускоренного развития способностей, а старший школьный возраст — время, наиболее благоприятствующее развитию нравственных и мировоззренческих установок, системы взглядов личности на мир.
Периоды собственно личностного
и познавательного развития ребенка,
скорее всего, не чередуются, как это
традиционно подчеркивалось в концепциях
периодизации психологического развития,
а накладываются в онтогенезе
друг на друга, сложным образом переплетаясь.
Процесс интеллектуального
Если в периодизации интеллектуального развития можно выделить, по меньшей мере, шесть периодов (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и ранний юношеский возраст), то развитие личности за то же самое время проходит через четыре отчетливо выраженных этапа. Два из них приходятся на дошкольное детство (от рождения до трех и от трех до шести лет) и два — на школьные годы (от шести-семи до десяти-одиннадцати и от одиннадцати-двенадцати до пятнадцати-шестнадцати лет). Кроме того, полностью процесс личностного развития в основном завершается позднее, чем процесс интеллектуального развития, и обычно выходит за пределы школьного возраста.
Личностное развитие ребенка
начинается с рождения и завершается
после окончания школы
Таким образом, к раннему возрасту ребенок приходит к осознанию того факта, что его мать и другие люди представляют собой нечто отдельное от него. Этому помогает способность ребенка манипулировать и изучать объекты, овладевать ими физически и познавать умственно. Постепенно, за счет движений и органов чувств ребенок осваивает окружающий его мир вещей и людей, отделяет себя от него посредством деятельности, общения и встречной активности аналогичного типа, совершаемой вместе с ним и по отношению к нему взрослыми людьми.
По мере роста ребенка,
вслед за тем, как рвутся его первичные
физиологические и социально-
Вместе с индивидуализацией личности, ее эмансипацией и приобретением независимости в современном обществе, где есть место не только человеческим, но и «нечеловеческим» отношениям, может расти и чувство одиночества. «По мере того, как ребенок обособляется,— пишет Э. Фромм,— он начинает осознавать свое одиночество»2. Это одиночество порождает в нем ощущение беззащитности и тревоги. Одна из первых серьезных опасностей, которая может возникнуть на пути личностного развития ребенка в обществе, основанном на конкурентных отношениях между людьми, не отличающихся высокой моралью и культурой, состоит в том, что растущий человек не получает должной моральной поддержки со стороны окружающих людей, оказывается вынужденным защищать себя от них, бороться за свое существование.
Усиливающаяся индивидуализация в этих условиях приводит либо к подчинению другим, либо к подавлению других, либо к изоляции от них. В первом случае для того, чтобы снять тревогу и страх, ребенок стремится слиться с окружающими, беспрекословно подчиняется им и действующим в обществе законам, возвышающимся над ним властям. За это, однако, надо платить полным или частичным отказом от собственного «Я», от того, чтобы быть индивидуальностью — личностью.
Во втором случае связи
с людьми принимают неравноправный
характер, но как бы с обратным знаком:
человек начинает развиваться как
личность за счет других людей и
в конце концов останавливается
в своем индивидуальном развитии
потому, что вокруг него не остается
никого, кому бы он мог подражать
и с кого бы он мог брать пример.
Так рождаются два основных типа
личности, характерных для
Информация о работе Влияние индивидуальных особенностей на развитие личности ребенка