Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть, как индивидуальные особенности влияют на развитие личности ребенка.
Задачи:
1. Определить, какое значение имеет детство в становлении личности.
2. Исследовать индивидуальные и возрастные особенности ребенка и их влияние на развитие личности.
3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.
4. Изучить специфику индивидуального подхода в процессе трудовой и игровой деятельности.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Место детства в становлении личности……………………………………….........6
2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка……………………………12
2.1. Учет возрастных особенностей………………………………………………..12
2.2. Учет индивидуальных особенностей………………………………………….20
2.3. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье……………………………………………………………………...21
3. Специфика организации индивидуального подхода……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………………….29
В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.
В младшем школьном возрасте
совершенствуется нервная система,
интенсивно развиваются функции
больших полушарий голоного мозга,
усиливается аналитическая и
синтетическая функции коры. Быстро
развивается психика ребенка. Изменяется
взаимоотношение процессов
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.
Восприятие младших школьников
отличается неустойчивостью и
Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Мышление у детей начальной
школы от эмоционально-образного
к абстрактно-логическому и во
взаимосвязи с их речью. Словарный
запас насчитывает примерно 3500-4000
слов. Влияние школьного обучения
проявляется не только в том, что
значительно обогащается
Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер.
Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов.
Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованной, носильный для них производительный труд, значение которого формирования и социальных качеств личности ни с чем не сравнимо.
Средний школьный возраст (от
11-12 до 15 лет) - переходный от детства
к юности. Он совпадает с обучением
в школе второй ступени (V-IX) классы
и характеризуется общим
Половое созревание вносит
серьезные изменения в
В подростковом возрасте продолжается
развитие нервной системы. Возрастает
роль сознания. Улучшается контроль коры
головного мозга над
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организовано, чем восприятие младшего школьника.
Характерная черта внимания
учеников среднего школьного возраста
- это специфическая
В подростковом возрасте происходят
существенные сдвиги в мыслительной
деятельности. Мышление становится более
систематизированным, последовательным,
зрелым. Развитие мышления происходит
в неразрывной связи с
В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Педагогам нужно нравственно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.
В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела - коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.
Юношеский возраст - это период
выработки мировоззрения. Убеждений,
жизненного самоопределения и
У старшеклассников ярко выражено
избирательное отношение к
Нравственные и социальные
качества старшеклассников формируются
ускоренными темпами. Этому способствует
не только синзетивный период нравственной
зрелости, но и новая обстановка:
изменение характера
В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но заставляет практически решать многие непростые вопросы.
У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива.
Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.
Таким образом, развитие и
формирование человека проходит ряд
этапов, каждый из которых характеризуется
своими особенностями и
Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.
Педагогический критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.
Изучение индивидуальных
особенностей детей требует значительного
времени и систематических
Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.
И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов :
1. Силу возбуждения и неуравновешенность;
2. Уравновешенность и
неуравновешенность этих
3. Их подвижность.
На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа
высшей нервной деятельности:
1. Сильный, неуравновешенный,
характеризующийся сильным
Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.
2. Сильный уравновешенный
(процесс возбуждения
3. Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети - флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.
Конечно, такие черты, как
сдержанность, рассудительность, являются
положительными, но их можно спутать
с равнодушием, апатией, безынициативностью,
ленью. Нужно очень внимательно
изучать эти особенности
4. Слабый, характеризующийся
слабостью как возбуждения,
Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один "чистый" тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.
2.2. Учет индивидуальных особенностей
При изучении индивидуальных
особенностей детей следует обращать
внимание на изучение их физического
состояния и здоровья, от которых
во многом зависит их внимание на уроке,
занятии и общая
Информация о работе Влияние индивидуальных особенностей на развитие личности ребенка