Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Дата добавления: 08 Декабря 2010 в 23:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить формирование адаптационных резервов организма детей с близорукостью 7-9 лет в условиях применения курса лечебной физической культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С БЛИЗОРУКОСТЬЮ 7-9 ЛЕТ
1.1. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора.
1.2. Близорукость.
1.3. Особенности развития детей с патологией зрения.
1.4. Использование подвижных игр в теории практики физического воспитания.
1.5. Принципы и методические рекомендации коррекции вторичных отклонении у детей с ослабленным зрением.
1.6. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования младших школьников
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Программа реабилитационных мероприятий для детей с близорукостью.
2.4. Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения
3РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Динамика изменений двигательных качеств детей 7-9 лет с близорукостью.
3.2. Динамика изменений антропометрических показателей физического развития детей 7-9 лет.
3.3. Динамика изменений физиометрических показателей физического развития
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.docx

— 116.55 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Таблица 5 - Физиометрические показатели организма мальчиков 7-9 лет

основной  группы (М±m)

Показатели В начале эксперимента

(сентябрь 2010)

В конце эксперимента

(май  2011)

ЧСС, уд/мин 86,21±0,41 81,21±0,37
 
Р <0,05
АДС, мм.рт.ст. 97,26±0,68 103,38±0,81
 
Р<0,05
АДД, мм.рт.ст. 68,31 ±0,51 64,52±0,59
 
Р<0,05
ЖЕЛ,л 1,84±0,09 2,10 ±0,11
 
Р<0,05
ЖИ, мл/кг 65,71±0,54 73,66±0,56
 
Р<0,05
Кистевая  сила, кг 13,56±0,18 17,48±0,23
 
Р<0,05
Кистевая  сила, кг 12,46 14,86±0,22
 
Р<0,05
Становая  сила, кг 12,46 14,86±0,22
 
Р<0,05
 

     Оптимальная величина в физиометрических показателях  мальчиков основной группы объясняется тем, что у них эффективно проявляются результаты внедренных комплексов здоровьеукрепляющих технологий. Следовательно, оздоровительные методики приводят к положительной перестройке основных гомеостатических показателей организма мальчиков.

     Известно, что индивидуальные антропометрические показатели тела оказывают значительное влияние на функциональное состояние сердечнососудистой системы. В возрасте 9 лет продолжает совершенствоваться нейро-гуморальная регуляция сердечно-сосудистой системы и создаются адаптивные механизмы на воздействие внешней среды (Быков Е.В., Исаев А.П., Сашенков С.Л.,1998). Во время эксперимента мы определили ЧСС у детей контрольной группы, в начале она составила 88,41 уд/мин, у детей основной - 86,21, в конце эксперимента соответственно - 86,81 уд/мин и 81,21 уд/мин, при этом отмечается достоверное снижение у детей основной группы, чем у детей контрольной.

     Характеристика  изменения ЖЕЛ в процессе эксперимента свидетельствует о достоверно более  выраженном увеличении ЖЕЛ основной группы на 5,8% после проведения курса  ЛФК

     Расчеты артериального давления по окончании  эксперимента показывают, что у мальчиков  основной группы показатели пульсового давления выше, чем у представителей контрольной группы.

     В следующей серии эксперимента пациентам  проводилось исследование общей  физической работоспособности. Для  этих целей использовалась стандартная  методика определение МПК степ тест по Астранду. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в  начале эксперимента показатели физической работоспособности в обеих группах  достоверно не различались, а в конце  лечения в экспериментальной  группе отмечается достоверное увеличение МПК на 210 мл или на 7,9%, а относительное  МПК на 2 мл или на 5,8 %. В то время  как в контрольной группе показатели физической работоспособности изменились недостоверно за время исследования (Таб. 6,7).

     Таблица 6 -Показатели физической работоспособности мальчиков 7-9 лет

контрольной группы (М±m)

Показатели В начале эксперимента

(сентябрь 2010)

В конце эксперимента

(май  2011)

МПК,л 1,65±0,09 1,75 ±0,11
 
 
Р>0,05
Отн МПК, мл/кг 54,71±0,54 57,66±0,56
 
 
Р>0,05

 

Таблица 7 - Показатели физической работоспособности мальчиков 7-9 лет

основной  группы (М±m) 

Показатели В начале эксперимента

(сентябрь 2010)

В конце эксперимента

(май 2011)

МПК,л 1,64±0,09 1,89 ±0,11
  Р<0,05
Отн МПК, мл/кг 55,71±0,54 63,66±0,56
 
 
Р<0,05
 

     Таким образом, дозированные физические упражнения в форме лечебной гимнастики повышают уровень физического развития детей, резервы кардиореспираторной системы, растет общая физическая работоспособность, улучшается субъективное состояние  больных.

 

ВЫВОДЫ

 

      Выдвинутая  в работе гипотеза о том, что адаптивный спорт для лиц с поражением зрения – это универсальная форма  самосовершенствования, самовыражения  и самоутверждения, нашла свое подтверждение  в материалах работы.

      Действительно, в наше время основная цель привлечения  инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом  – восстановить утраченный контакт  с окружающим миром, создать необходимые  условия для воссоединения с  обществом, участия в общественно  полезном труде и реабилитации своего здоровья. 

      Поставленная  цель работы – изучение особенностей адаптивного спорта применительно  к лицам с поражением зрения –  достигнута. Главная особенность  подготовки спортсмена-инвалида по зрению: у инвалидов желания и упорства намного больше, чем у людей  без физических недостатков, и это  помогает им преодолевать трудности  и в спорте, и в жизни. Этот факт способствует достижению высоких результатов спортсмена.

      В рамках поставленной цели решены следующие  задачи:

  1.  показано, что адаптивный спорт есть средство реабилитации и социальной адаптации. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт являются наиболее эффективными средствами реабилитации инвалидов, интеграции их в современное общество. Они создают мощные стимулы для возвращения инвалидов в активную, насыщенную жизнь, расширяют круг общения, способствуют появлению новых друзей и новых интересов, позволяют максимально раскрыть физические и духовные возможности инвалидов;
  2.  определены проблемы, особенности и перспективы спорта для слабовидящих. Главная проблема физического воспитания и спорта при нарушении зрения заключается в выявлении общих и индивидуальных закономерностей управления процессами адаптации важных систем организма в целом. Эта проблема имеет сложную многоуровневую и многофакторную структуру и включает несколько главных аспектов: медицинские, социальные, психолого-педагогические, спортивные. Физическая реабилитация инвалидов по зрению остается актуальной проблемой современной России. Другая нерешенная проблема – подготовка специалистов и совершенствование научно-методи-ческого обеспечения физкультурно-спортивной работы среди инвалидов. Особенностью подготовки спортсмена-инвалида по зрению является то, что у инвалидов желания и упорства намного больше, чем у людей без физических недостатков, и это помогает им преодолевать трудности и в спорте, и в жизни. Этот факт способствует достижению высоких результатов спорт-смена. Но и цена этих результатов намного выше. С 2000 года средства на развитие спорта инвалидов предусматриваются в федеральном бюджете ежегодно, поэтому при условии достаточности финансирования развитие адаптивного спорта в России имеет хорошие перспективы;
  3.   для инвалидов по зрению занятия физической культурой и спортом являются фактором улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности. Помимо этого, они несут удовлетворение потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации.

      Проводимый  комплекс лечебной физической культуры у мальчиков экспериментальной группы способствует развитию двигательных качеств, прежде всего, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости, подвижности позвоночника, способствует коррекции нарушений осанки и поддерживает на оптимальном уровне функциональные возможности организма.

      Воздействие предложенного комплекса лечебной физической культуры, дыхательных упражнений и специальных упражнений для  глаз на организм мальчиков основной группы приводит к достоверному повышению функционального состояния кардиореспираторной системы по сравнению с детьми контрольной группы.

      Восстановительные мероприятия, направленные на коррекцию функционального состояния детей с близорукостью должны базироваться на соблюдении методических принципов физической тренировки и применения индивидуально подобранных курсов ЛФК. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Аветисов  Э.С. Занятия физкультурой при близорукости / М, 1930.
    2. Азарян Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. М.,1989.
    3. Дьячкова А.И Основы обучения и воспитания аномальных детей. // Под общей редакцией проф. / АПН институт Дефектологии. М.: "Просвещение" ,-1965.
    4. Евсеев С.П., Адаптивная физическая культура: учебное пособие / М., 2001.
    5. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: справочник / Лечебная физкультура в офтальмологии. М.-"Медицина", - 1988.
    6. Ермаков В.П., Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. -1990;
    7. Земцова М.И. Учителю о детях нарушениями зрения. М., 1973.
    8. Касаткин Л.Ф. Коррекция недостатков физического развития и ориентировки в пространстве слепых детей. М., 1980.
    9. Коваленко Б.И., Тифлопедагогика. / М: "Педагогика". 1975.
    10. Кульбуш Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. Л., 1990.
    11. Кульбуш Е.А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного и школьного возраста //Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. Л., 1988.
    12. Корхин М.А., Лечебная физкультура в домашних условиях. Л., 1990.
    13. Крапивник В., Ускицкий И. Будь сильным, здоровым. М., 1991.
    14. Кручинин В.А. Развитие сенсорики у слепых детей в процессе обучения пространственной ориентировке на уроках физкультуры и специальных занятиях: совершенствование Физического воспитания слепых и слабовидящих школьников. М., 1987.
    15. Лапшин В.А., Основы дефектологии. М: "Просвещение". 1990.
    16. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М, 1985.
    17. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников. М. 1970.
    18. Лукьянов В.А. Упражнения для мышц живота //Физическая культура в школе. 1986. N11. .47 с.
    19. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте. // Физическая культура в школе. -1987.- N 5.- С.25.
    20. Лях В.И. Координационные способности учащихся 1-3 классов. // Физическая культура в школе. - 1988.- N 3.- .20 с.
    21. Пальнау Э.Д. Обучение правильному дыханию. //Физическая культура в школе. -1986.- N 3.- .23 с.
    22. Пальнау Э.Э. Учим правильно дышать. // Физическая культура в школе. -1986.- . 16 с.
    23. Ростомашвили Л.Н. Регулирование физической нагрузки в процессе адаптивного физического воспитания детей с тяжелыми формами нарушения зрения. //Физическое воспитание детей с нарушениями зрения ЛЧ 1, 2000. - .27-31 с.
    24. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (метод, рекомендации для учителей, воспитателей, родителей). СПб., - 2001.
    25. Ростомашвили Л.Н. Специфика методов обучения двигательным действиямдетей с нарушениями зрения. /Материалы 4 Международной науч. практ. конференции, посвященной 100-летию со дня образования Санкт-Петербургской академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 1997. - 55-59 с.
    26. Семенов Л.А., Азбука движения для слепьк детей. М.-1984. 41с. / Солнцева Л.И. Теоретические и практические аспекты коррекционно-воспитательной работы в школе для слепых на современном этапе.// Дефектология. - 1990. - N 1.- .9-15 с.
    27. Семенов Л.А., Обучение ориентированию и мобильности слепых учащихся начальных классов. М. -1991.
    28. Семенов Л.А. ЛФК в школе для слепых и слабовидящих детей и организация её реализации путем применения тренажеров. // Дефектология. - 1986.- N 3.
    29. Солнцевой Л.И. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей. / - М.: "Логос" ВОС, 1990.-. 115-129 с.
    30. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000. 36. / Страховская В.А. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. - М. "Медицина", 1987.
    31. Шапкова Л.В.. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. /Метод, пособие СПб., - 2001.
    32. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. М.: "Советский спорт". 2001.
    33. Шкарлова С. И., Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Ростов-на-Дону. - Феникс, 2000.

Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Дата добавления: 08 Декабря 2010 в 23: