Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Дата добавления: 08 Декабря 2010 в 23:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить формирование адаптационных резервов организма детей с близорукостью 7-9 лет в условиях применения курса лечебной физической культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С БЛИЗОРУКОСТЬЮ 7-9 ЛЕТ
1.1. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора.
1.2. Близорукость.
1.3. Особенности развития детей с патологией зрения.
1.4. Использование подвижных игр в теории практики физического воспитания.
1.5. Принципы и методические рекомендации коррекции вторичных отклонении у детей с ослабленным зрением.
1.6. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования младших школьников
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Программа реабилитационных мероприятий для детей с близорукостью.
2.4. Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения
3РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Динамика изменений двигательных качеств детей 7-9 лет с близорукостью.
3.2. Динамика изменений антропометрических показателей физического развития детей 7-9 лет.
3.3. Динамика изменений физиометрических показателей физического развития
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.docx

— 116.55 Кб (Скачать документ)

     Исследователю необходимо все время слегка натягивать ленту и контролировать ее положение, особенно при переходе от вдоха к  выдоху. Результаты измерений записывают в сантиметрах. Высчитывают и  записывают разницу между показаниями  на вдохе и показаниями на выдохе, что характеризует экскурсию  грудной клетки – важную функциональную величину.

     Сила  мышц кисти измеряется ручным динамометром. Динамометр с предельным усилием, но без рывка и каких-либо дополнительных движений сжимается рукой, отведенной в сторону. Измерение повторяют дважды; записывают лучший результат с точностью до 2 кг.

     Силу  мышц спины (становую силу) измеряют только у мужчин с помощью станового динамометра. К динамометру, присоединенному к рукоятке, крепится цепь, которая соответствующим звеном соединяется с крюком площадки, на которой находится обследуемый. Это звено цепи подбирается таким образом, чтобы рукоятка динамометра была на уровне коленей обследуемого. Последний встает на площадку так, чтобы крюк находился между двумя ступенями (на середине их длины), берет рукоятку руками и плавно тянет ее вверх. Ноги выпрямлены в коленях, руки также прямые. Запрещается отклоняться назад, используя силу тяжести тела, и делать рывки. Измерение повторяют 2 раза, записывают лучший результат с точностью до 5 кг.

     Жизненная емкость легких объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха, называется жизненной емкостью легких. Измеряется ЖЕЛ с помощью спирометра. Он представляет собой сосуд с металлической трубкой, наполненный водой, в котором плавает полый цилиндр (колокол). Верхний конец этой трубки находится выше уровня воды, на нижний конец надет резиновый шланг с мундштуком. Выдыхаемый воздух поступает по трубке под колокол, который всплывает тем выше, чем больший объем воздуха выдыхается в спирометр. Этот объем определяют по шкале, каждое деление которой равно 200 мл.

     Для измерения ЖЕЛ надо медленно сделать  максимальный вдох, взять в рот  мундштук, зажать нос (носовым зажимом  или пальцами) и плавно равномерно выдохнуть. Отметив показание шкалы, вынимают пробку из отверстия на верхней  стенке колокола и плавно возвращают его в исходное положение. Измерение  ЖЕЛ повторяют несколько раз  с интервалом 0,5 – 1 мин. до тех пор, пока не будут получены два одинаковых результата. Измеренная таким образом  величина ЖЕЛ называется фактической  и выражается в единицах объема –  миллилитрах.

     Для того чтобы дать оценку фактической  ЖЕЛ и выяснить, насколько она  соответствует обследуемому, ее сравнивают с должной величиной ЖЕЛ, т. е. теоретически рассчитанной для данного  человека с учетом его основных индивидуальных особенностей – пола, возраста, роста  и веса. Для расчета должной  ЖЕЛ используются таблицы для  определения должного основного  обмена.

     Должный основной обмен (ДОО) вычисляют по формуле:

          ДОО=А+Б,            (1)

где ДОО  – приводится в калл, А – число  калл, зависящее от веса, Б – число  калл, зависящее от роста и возраста. Число А находят в одной  таблице, число Б – в другой.

     Таблицы составлены отдельно для мужчин и  для женщин. Найдя ДОО, рассчитывают должную ЖЕЛ (ДЖЕЛ) по формуле:

     ДЖЕЛ=ДОО*2,3  (2)

     для женщин и 

     ДОО*2,6 (3)

       для мужчин.

     Для оценки фактической ЖЕЛ (ФЖЕЛ) надо рассчитать процентной отношение ФЖЕЛ и ДЖЕЛ, приняв последнюю за 100%

                                                       (4) 

     Нормальной  считается такая фактическая  ЖЕЛ, которая составляет 100±15% должной, т. е. от 85 до 115%. Чем больше фактическая  ЖЕЛ превосходит должную, тем  значительнее потенциальные возможности  системы внешнего дыхания, обеспечивающие увеличение объема вентиляции, необходимой  при выполнении физической нагрузки.

     Жизненный индекс характеризует функциональные возможности дыхательного аппарата. Он определяется путем деления жизненной емкости легких (в мл) на вес тела (в кг), т. е. рассчитывается, какой объем легких приходится на 1 кг веса тела. Например, вес тела исследуемого 70 кг, а жизненная емкость легких равна 5600 мл. Жизненный индекс = 5600/70 = 80 мл/кг.  У мужчин индекс должен быть не менее 65-70 мл/кг, у женщин не менее 55-60 мл/кг. У спортсменов и спортсменок индекс, как правило, выше этих цифр. 

2.3. Программа реабилитационных  мероприятий для  детей с

близорукостью

 

     Занятия проводят с учетом предусмотренного учебного плана 4-5 раз в неделю по 40 минут во внеурочное время. Состав группы 5-6 человек. Форма и тип урока ЛФК в специальной школе те же, что и в массовой школе. Существенным отличием является трудность проведения фронтальной работы, обусловленной рядом специфических причин.

     Основными из них являются:

     1. наличие в группе детей с разной остротой зрения (тотально слепые, частично зрячие, с нарушением полей зрения, со светоощущением, со светобоязнью и пр.);

     2. наличие в группе детей с сочетанной патологией (различные нарушения осанки, плоскостопие и т.д.);

     3. неблагоприятный период дошкольного воспитания, не способствующий познавательной и двигательной активности на основе сохранных анализаторов;

     4 отсутствие у детей опыта осязательно-слухового восприятия учебного материала. ЛФК проводится с применением гимнастической палки, мячей, гантелей (0,5 кг). Используются упражнения на снарядах, на гимнастической стенке, скамейке, кольцах, тренажерах и т.д.

     Формы проведения занятий  по ЛФК

     Основной  формой коррекции вторичных отклонений в физическом развитии слабовидящих детей является специальное занятие, предусмотренное учебным планом и включенное в его специальный раздел (коррекционно-адаптационная область). Содержание занятия, так же как и урока физкультуры, определяется задачами программного материала. Результативность усвоения программного материала не оценивается по пятибалльной системе, как это принято на общеобразовательном уроке, так как невыполнение того или иного упражнения может быть обусловлено тяжестью дефекта развития ребёнка. При этом учитель прослеживает динамику развития физических качеств, которые корректируются и совершенствуются в процессе обучения. Степень усвоения умений и навыков соотносится с требованиями программного материала, учитывается характер самостоятельного выполнения заданий и перенос в свободную самостоятельную деятельность. Реализация программы по ЛФК предусматривает активное участие учителей, ведущих общеобразовательные предметы (физкультминутки на общеобразовательных уроках с использованием упражнений для формирования). Занятия могут быть подгрупповыми и индивидуальными. Подгрупповые занятия ЛФК формируются с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста, специфических отклонений в физическом развитии, офтальмологического заболевания и сочетанной патологии слабовидящих детей. Для детей, которым необходимо дополнительное время для формирования двигательных навыков и умений, предусматриваются индивидуальные занятия.

     Как в подгрупповых, так и в индивидуальных занятиях присутствуют следующие формы  двигательной деятельности детей:

     - игровая;

     - подвижные игры, направленные на  формирование правильной осанки, на развитие координации движений, на овладение навыками пространственной ориентировки, на развитие сохранных анализаторов и т.д.;

     - сюжетно-ролевая;

     - спортивные праздники для закрепления двигательных навыков;

     - сюжетно-ролевые игры;

     - зачетная;

     - сдача программных нормативов с занесением данных в карту динамики физического развития;

     - закаливающая;

     - утренняя зарядка, плавание, занятия  на лыжах, катание на санках, подвижные игры на свежем воздухе;

     - физкультурные минутки на общеобразовательных уроках.

     Схема построения урока  по ЛФК.

     Урок  ЛФК отличается от общеобразовательного урока физкультуры тем, что он несет коррекционную направленность на компенсацию вторичных отклонений с учетом состояния первичного дефекта. Содержание его обуславливается задачами программного материала по ЛФК для детей со зрительной патологией. Урок ЛФК состоит из трех частей: вводная часть, основная и заключительная. Вводная часть занимает 1/6 - 1/8, основная - 3/4 и заключительная -1/8 часть общего времени урока. Вводная часть представляет собой постепенную подготовку организма к предстоящей физиологической нагрузке.

     При этом предусматриваются следующие  задачи:

1) организация  группы, концентрация внимания;

2) воспитание сознательного отношения к принятию правильного положения тела;

3) создание  эмоционального настроя на занятие; 

4) умеренное  воздействие на сердечно-сосудистую  и дыхательную системы; умеренная  стимуляция обмена веществ; 

5) прямое  или косвенное воздействие на  те недостатки, которые преобладают у ученика;

6) активизация  работы сохранных анализаторов;

7) оптимальный выбор исходного положения для основной части урока.

     Можно использовать методы разностороннего влияния на организм:

    • ходьба простая и усложненная (с остановками, изменением направления);
    • упражнения, способствующие повышению обменных процессов (бег с изменением темпа);
    • общеразвивающие упражнения без предметов,
    • с предметами; танцевальные упражнения; простейшие упражнения в равновесии и координации движений;
    • сочетание упражнений на дыхание и расслабление; упражнения на формирование правильной осанки; на формирование пространственных представлений;
    • упражнения на использование и развитие сохранных анализаторов.

    Цель  основной части - изменение величины физиологической нагрузки на организм. В этой части урока решаются следующие основные задачи:

    1) освоение основных двигательных  умений и навыков, предусмотренных  программой;

    2) ликвидация недостатков физического  развития с учетом индивидуального  и дифференцированного подхода. В положении лежа, сидя или стоя выполнять упражнения:

  • для мышц живота и спины, улучшающие дыхательную функцию;
  • в лазании и перелезании;
  • в равновесии; зрительная работа у зеркала, тактильная у гимнастической стенки;
  • для профилактики плоскостопия;
  • на расслабление;
  • для укрепления мышц глаза;
  • для нормализации подвижности позвоночника (самовытяжение и смешанные висы);
  • для развития мелкой моторики руки.

     Кроме этого предусматриваются также индивидуальные и специальные задания с учетом специфических особенностей развития аномального ребенка. Занятия на тренажерах (механотерапия) для развития вестибулярного аппарата и предупреждения плоскостопия. Используются адаптированные подвижные игры и сюжетно-ролевые игры с корригирующей направленностью.

     В заключительной части предусматривается снижение физиологической нагрузки, нормализация деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, введение облегченного исходного положения. Снятие утомления, закрепление сформированных в основной части урока навыков, переход к дальнейшему включению учащихся в режим дня. Эти задания выполняются путем упражнений на внимание, для глаз, на расслабление, дыхательных, ритмических и танцевальных, ходьбой в медленном темпе, играми малой интенсивности ("Тише едешь - дальше будешь", "Пограничники" и др.), выполнение задания на внимание (десять шагов вперед, 9 - назад, 9 шагов вперед, 8 - назад и пр.).

Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Дата добавления: 08 Декабря 2010 в 23: