Психологические
причины, вызывающие отставание в учении,
многообразны и находятся в сложной
взаимосвязи. Необходимо учитывать, что
в основе одной и той же трудности
в учебной работе могут лежать
различные психологические причины,
а в основе разных трудностей
может быть одна и та же психологическая
причина. Отсутствие достаточно разработанных
и удобных для практического
пользования педагогом способов анализа
конкретных случаев школьной неуспеваемости
делают его психокоррекционную работу
малоэффективной, так как в большинстве
случаев учитель выбирает традиционный
способ работы со слабоуспевающими учащимися
– дополнительные разъяснения учебного
материала. Как показывает опыт многих
учителей, эта работа, требующая большой
затраты времени и сил, не всегда дает
желаемый результат.
Разработка различных
способов выявления психологических
причин трудностей в обучении может
способствовать принципиальному изменению
содержания работы учителя с отстающими
в учении школьниками. На занятиях детям
нужно предлагать специальные задания,
имеющие на первом этапе диагностический
характер, с целью выявления конкретных
психологических причин, обуславливающих
низкие результаты учебной деятельности
школьников, а на втором этапе эти же задания
можно использовать в качестве средства
коррекции выявления недостатков. Для
осуществления такой психологической
деятельности учителю необходимо иметь
достаточно развернутое, систематическое
описание тех трудностей, которые возникают
у учащихся в процессе обучения. С указанием
на возможные психологические причины,
лежащие в основе этих трудностей, и способы
коррекции выявления недостатков.
Задача данного
раздела, помочь учителю начальных
классов в проведении эффективной
диагностической и коррекционной
и работы с учащимися, испытывающие
психологические трудности в
обучении. Данный раздел содержит психологические
задания и методики, с помощью
которых можно определить, какая
из перечисленных причин лежит в
основе данной трудности у конкретного
учащегося. Эти же задания и методики
при активном руководстве со стороны
учителя могут быть использованы
для коррекции выявленных трудностей.
2.2.Эстетическое
и нравственное воспитание
учащихся в период становления
почерка.
Видеть красивее.
Что такое письмо?
Письмо - это способ передавать мысли,
а красивое письмо- это еще и
искусство, графика. Отсюда и название:
писать картину, т.е. творить красоту.
Учитель знакомит
детей с историей славянской письменности,
русской «Азбуки», показывает, как
писали раньше. И всегда старается
сравнивать письмо с чем-то очень
красивым. Иногда говорит: красивое, каллиграфическое
письмо напоминает кружева наших
замечательных кружевниц.
Не следует
сразу «бросаться» учить детей писать,
при этом требуя, чтобы они все это делали
так, как в прописях.
Главное - заставить
их полюбить сам процесс, заронить в
их душе понятие красота и
научить применять его к своей
работе тоже.
Многие возразят:
почерк зависит от характера, темперамента,
генетических возможностей человека и
даже от настроения.
Но я хочу
сказать, что, может быть, это все
и так, но мы, учителя начальных
классов, должны приложить все силы,
чтобы обучение письму стало частью
эстетического воспитания, способом
достижения прекрасного. Это особенно
важно в период становления почерка,
который совпадает с периодом
становления личности. Уверена, что
такие положительные качества, как
аккуратность, целеустремленность, внимательность,
чувство гармонии, можно с успехом
формировать в процессе обучения письму.
Учить творчеству.
Одна из главнейших
причин равнодушия детей к учебе
– отсутствие или убогость творческого
начала в их духовной жизни. Не в
каждой семье родители заботятся
об этом. В лучшем случае пытаются (часто
вопреки желанию и способностям)
обучать своего ребенка музыке, рисованию.
Учителю в школе надо уметь
увидеть творческие ростки в детях
и развивать их.
Детскому рисунку
придается большее значение. Это
творчество, духовная жизнь ребенка.
Трудности и
их преодоление.
Многие учителя,
набирая класс, уже предчувствовали:
опять будут слезы над прописями,
огорчения из-за некрасивых, кривых букв,
залетающих за строчки. Учат, учат все
эти хитрые соединения, значки (а их триста
– элементов букв и их соединений), вдруг
ученик заболел, пропустил уроки – и хоть
снова начинай: верхнее соединение, нижнее
соединение, палочка, точка, крючок…
Учителя, работающие
в школе больше 25 лет, говорят
о том, что их не покидало чувство
неудовлетворенности всякий раз, когда
некоторые воспитанники уходили
в среднее звено школы, так
и не овладев навыком каллиграфического
письма. Как правило, многие дети к
пятому, шестому классу и вовсе
забывают, как буквы соединяются.
Будто и не было минуток чистописания,
на которых учитель и ученики
старательно выводили строчки, обращая
особое внимание на элементы букв и
их соединения.
2.3.Профилактика
оптической дисграфии
у детей со зрительной
патологией.
Какие основные
задачи решаем мы в процессе этой работы?
Чем они обусловлены?
1. Развитие зрительного
внимания, зрительной памяти, мыслительных
процессов как основных компонентов
зрительного восприятия Формирование
зрительного внимания обуславливает
развитие у ребенка активных
форм восприятия и способности
выделять из окружающей среды
значимые и существенные свойства.
От уровня сформированности внимания
зависят точность и полнота
зрительного восприятия.
2. Формирование
зрительно-пространственных представлений.
Актуальность этой задачи состоит
в том, что правильно сформированные
зрительно-пространственные представления
являются основой для специальной
работы по формированию зрительного
образа букв алфавита.
3. Формирование
зрительных представлений о графическом
образе буквы. Все буквы русского
алфавита состоят из одинаковых
элементов («палочки» длинные
и короткие, «крючочки», овалы, полуовалы
и т.д.). Эти одинаковые элементы, по-разному
комбинируясь между собой, образуют различные
буквенные знаки. Имеется несколько групп
оптически сходных букв . Это вызывает
у детей большие трудности при восприятии,
запоминании и воспроизведении букв.
Коротко остановимся
на каждом направлении этой работы.
Развитие зрительного внимания, зрительной
памяти начинаем формировать с предъявления
детям ярких, красочных, вызывающих интерес
и эмоциональную реакцию парных персонажей-игрушек
(куклы Маша и Даша, Незнайка в разных одеждах,
матрешки), чтобы они увидели их отличительные
признаки. Далее рассматриваем парные
предметные картинки, парные сюжетные
картинки для выявления в них сходства
и различия. В процессе выделения внешних
признаков предметов (цвет, форма, размер,
пространственное расположение и .т д.
.) знакомим детей с условными обозначениями
этих признаков и учим использовать их
при описании и сравнении предметов Для
развития зрительной памяти проводим
игры «Запомни слово», «Найди заданную
фигуру среди множества», «Найди сходство
и различием •«Что изменилось9» (цвет,
размер, пространственное расположение).
С детьми старшего возраста проводим игры
и упражнения, в которых необходимо:
• определить закономерность
в изображении и дорисовать следующий
или пропущенный предмет;
• запомнить
фигуры или предметы, изображенные
на одной карточке, затем найти
новые предметы на другой;
• подобрать
к изображениям предметов парные,
но с противоположным значением;
• подобрать
карточки, пользуясь приемом аналогии
и др;
Постепенно в процессе таких игр
зрительное внимание детей становится
активным, целенаправленным, устойчивым,
то есть более качественным Развиваются
процессы запоминания и воспроизведения,
совершенствуются операции сличения,
анализа, синтеза, что обуславливает развитие
у ребенка активных форм восприятия. Уровень
развития пространственных представлений
имеет большое значение для характеристики
общего развития ребенка и его готовности
к школьному обучению. Исследования показывают,
что недоразвитие пространственного анализа
и синтеза вызывает у детей затруднения
при овладении навыками чтения, письма,
счета. К 7 годам у ребенка должны быть
сформированы три формы пространственных
представлений:
• пространственные
признаки предметов (форма, величина);
• пространственные
отношения между предметами (справа,
слева, сверху, снизу, над, под, между, около
и т.д.);
• направления
в пространстве (налево, направо, вперед,
назад, вверх, вниз).
На основе этих представлений и понятий
идет формирование ориентировки в двухмерном
пространстве, то есть на плоскости. Игры
и упражнения по развитию навыков
ориентировки в пространстве и формированию
пространственных представлений можно
и нужно проводить с детьми
в 2—3-летнем возрасте. Педагогами составлено
перспективное планирование по содержанию
этой работы, где отражено постепенное
усложнение материала с учетом возраста
детей. Представления о пространственных
признаках предметов (форма, величина)
мы начинаем формировать в играх с геометрическими
блоками Дьенеша, в которых в игровых заданиях
дети знакомятся с признаками формы, размера
Учатся их выделять, оперировать двумя,
тремя свойствами одновременно, учатся
их зашифровывать условными обозначениями,
развивая элементы словесно-логического
мышления. Также разработана система игр
с блоками Дьенеша для детей от 2 до 7 лет
(«Учимся, играя»). Много игр и упражнений
проводим с целью научения детей определять
местоположение предметов в пространстве.
Эта работа начинается с накопления ребенком
практического опыта определять у себя
правую и левую руку. Далее учим детей
этот навык ориентировки «на себе» использовать
в играх при определении местоположения
игрушек в пространстве.
В начале любого занятия на ориентировку
проводим «зрительную разминку» перед
детьми выставляются в ряд разные игрушки,
их местоположение меняется. Ребенок должен,
вспомнив главный ориентир — правую руку
сказать, что слева, справа, между. Постепенно
накапливая действенный опыт ориентировки
«на себе», «от себя», ребенок учится определять
правую и левую сторону у своего друга,
у Незнайки, у куклы, мысленно перенося
«схему своего тела» на другой объект.
Одновременно проводится работа по развитию
ориентировки на плоскости (вертикальной
и горизонтальной). Используем плоскостные
изображения предметов, геометрические
фигуры, буквы, цифры. Нужно определить,
что находится посередине, справа наверху,
слева наверху, справа внизу, слева внизу.
В игре «Опиши узор» дети должны рассказать
о местоположении фигур, используя стрелку
указывающую на последовательность описания.
В игре «Разложи фигуры» ребенку предлагается
комплект разноцветных геометрических
фигур и две карточки-символа с условным
обозначением, по какому принципу нужно
разложить фигуры в пустующие клетки:
• по признаку цвета
в направлении сверху вниз;
• по признаку формы
в направлении справа налево.
Выполнение таких
заданий требует от ребенка концентрации
внимания, быстроты реакции, так как
часто такие игры проводим на скорость,
на соревнование . Нравятся детям и полезны
для них занимательные игры на 9 квадратах.
«Путешествуют» по квадратам разные игрушки,
лягушка, уточки, матрешки. На первом этапе
педагог, передвигая лягушку в разные
квадраты, учит детей видеть и запоминать
направление движения лягушки (вверх вправо
— вниз влево), в конце «путешествия» ребенок
должен определить, в каком квадрате оказалась
лягушка. Названия квадратов дети запоминают
постепенно по мере развития навыков ориентировки:
центральный, верхний центральный, нижний
центральный, правый центральный, левый
центральный, правый верхний, правый нижний,
левый верхний, левый нижний. В следующем
варианте игры дети на своих индивидуальных
квадратах перемещают игрушки по словесной
инструкции педагога, упражняясь в различении
пространственных направлений. На завершающем
этапе игры детям предлагается не передвигать
рукой игрушку по квадратам, а визуально
представлять ее перемещения. По окончании
команд ребенок должен назвать квадрат,
в котором оказалась игрушка. Способствуют
развитию пространственного зрения и
мышления игры на составление целого из
частей: кубики — 4, 6, 9, 12 частей, разрезные
картинки, танграм, конструкторы. Работа
по формированию зрительного образа буквы
проводится по нетрадиционной методике,
суть которой заключается в следующем:
• все буквы
алфавита разделены на группы в зависимости
от пространственного расположения
элементов;
• буквы детям
предъявляются по мере увеличения количества
элементов в них и усложнения
их конфигурации;
• для упрощения
составления (конструирования) букв количество
элементов и их форма сведены
к минимуму(длинные и короткие
палочки и кружочки). Начинается
работа с подготовительного этапа.
Детям предлагается «зрительная
разминка» нужно рассмотреть
различные сказочные персонажи,
изображения животных, рыб, человечков
в движении. Ребенок должен определить,
куда (вправо, влево) бежит ежик, летит
Карлсон, плывет рыбка. Этой же задаче
посвящены занятия с мозаикой-конструктором.
Педагог рассказывает детям короткую
сказку про утенка, одновременно конструируя
его из мозаики. По мере происходящих
с утенком событий (идет гулять, улетает
от кошки, сидит, идет назад к дому) педагог
изменяет положение туловища, лапок, головы,
клюва, активизируя на этом внимание детей.
При повторном рассказывании сказки дети
самостоятельно воспроизводят ту или
иную позу утенка, что требует концентрации
внимания на пространственном расположении
всех частей тела игрушки. Нами придумана
целая серия таких игр. Далее начинается
непосредственная работа по ознакомлению
детей с буквой. Для решения этой задачи
мы используем придуманные нами короткие
сказочные сюжеты про букву О, про букву
Г, про букву А, в которых раскрываем перед
детьми мотивацию и процесс построения
буквы из элементов. Прием использования
на первых этапах сказочной мотивации
позволяет построить довольно сложный
процесс ознакомления ребенка с буквой
так интересно и плодотворно, что создает
у детей постоянную «ситуацию успеха».
Различные упражнения на конструирование
букв и элементов, восстановление буквы
по заданному элементу реконструирование
букв приносят детям удовольствие. По
мере ознакомления детей с буквами 1 и
2 блоков внимание детей становится активным,
развивается память, и при изучении остальных
букв сказочная мотивация отпадает. У
детей появляется стойкий интерес к процессу
знакомства с буквами. Закрепление и уточнение
сформированных представлений проводится
с использованием разработанных нами
игровых пособий «Куда смотрит буква»,
«Домики для букв», «Расставь буквы правильно»,
«Укажи стрелочкой, куда смотрит буква»
и др. Таким образом, в ходе выполнения
игровых упражнений, практических заданий
у ребенка формируются четкие, устойчивые
представления об образе букв алфавита,
что поможет ему в дальнейшем различать
письменные буквы. Это и будет наилучшим
способом профилактики оптической дисграфии,
Суть которой состоит именно в неустойчивом
представлении об образе букв алфавита.
Одновременно с этими тремя направлениями
работы проводятся целенаправленные упражнения
по формированию у детей зрительно-моторной
координации, без развития которой невозможно
сформировать правильные графические
навыки. Основные направления работы по
развитию зрительно-моторной координации
в аспекте подготовки дошкольников к обучению
письму.
Ранняя диагностика, прогнозирование
школьных проблем требуют объективной
оценки функционального развития каждого
ребенка. Одним из важнейших показателей
функционального развития является уровень
зрительного восприятия, определяющий
успешность освоения базовых навыков
письма и чтения в начальной школе. Зрительное
восприятие состоит из большого числа
функций, одной из которых является зрительно-моторная
координация . Совершенствование зрительно-моторной
координации предполагает обеспечение
тесной связи мануальных и зрительных
действий. Но это не механическое объединение
работы двух анализаторов — зрительного
и двигательного. В процессе развития
координации «глаз — рука» создается
сложная психологическая система межфункциональных
связей. Дефект зрения значительно осложняет
ребенку в ранний период жизни формирование
мануальных обследовательских действий
(нарушена функция контроля), что отрицательно
влияет на дальнейший ход развития зрительного
восприятия. Поэтому как можно раньше
следует проводить коррекционно-развивающую
работу в этом направлении Хорошо развитая
зрительно-моторная координация способствует
формированию правильных графических
навыков письма Исследования показали,
что 70% детей, поступивших в школу с 7 лет,
предметом, вызвавшим наибольшие затруднения,
назвали письмо. Среди детей, пришедших
в школу с 6 лет, таких оказалось 87,5 %. Письмо
— сложный координационный навык, требующий
сформированной зрительно-моторной координации,
правильной координации всего тела, слаженной
работы мышц всей руки и работы мелких
мышц кисти. При недостатках зрительно-моторной
координации отмечаются:
• неспособность провести прямую линию
(вертикальную, горизонтальную);
• трудность формирования траектории
движения при выполнении графического
элемента (буквы, цифры геометрической
фигуры);
• неустойчивый почерк (неровные штрихи,
различная высота и протяженность графических
элементов, большие растянутые, разно
наклонные буквы);
• очень медленный темп письма .
Изменение неправильно сформированного
навыка письма требует много сил и времени.
Это не только осложняет обучение письму,
но и создает дополнительную нагрузку
на центральную нервную систему ребенка
на первом году обучения в школе. Современные
исследователи обнаружили тесную взаимосвязь
между тонкой двигательной координацией
и уровнем умственной работоспособности
между степенью овладения графическими
навыками и школьной зрелостью между качеством
письма и успешностью всей учебной деятельности.
Чтобы сформировать правильные графические
навыки, работу по подготовке ребенка
к обучению письму нужно начинать задолго
до поступления ребенка в школу. Начинается
эта работа с детьми двух-трехлетнего
возраста и ведется по следующим направлениям:
1. Общее физическое развитие детей, формирование
двигательных навыков, развитие координации
движений, чувства ритма, «ручной умелости»
— на физкультурных и музыкальных занятиях,
в подвижных играх. Исследования сотрудников
факультета физической культуры показали,
что хорошо организованная физкультурно-оздоровительная
работа физические упражнения, направленные
на развитие пространственных представлений,
координации движений, чувства ритма,
«ручной умелости», являются важным фактором
при овладении ребенком графикой письма.
Графические действия письма носят сенсомоторный
характер. В каждом из них есть двигательная
часть — выполнение движения и осуществление
контроля за ним. Процесс формирования
двигательного навыка письма подчиняется
закономерностям формирования любого
другого двигательного навыка. Следовательно,
двигательный опыт ребенка может влиять
на успешность его обучения письму.
2. Развитие мануальных и зрительных действий
ребенка, совершенствование зрительно-моторной
координации — на специальных занятиях
и в коррекционных играх. Развитие мануальных
действий у детей раннего возраста проводится
в играх с пирамидками, матрешками, вкладышами,
пазлами, мозаикой и т. д. По мере развития
мышц рук начинаем включать специальные
упражнения для совершенствования моторики
рук.
Обучение плавным движениям рук в заданном
направлении. Используем упражнение «Погладим
кошечку, собачку» — плавные движения
правой рукой слева направо, затем левой
рукой. Упражнения: «Покрасим домик»
— движения рук сверху вниз, снизу вверх,
«Дельфин» — волнообразное движение правой
рукой вперед, то же левой рукой то же двумя
руками, «Фонарики» — руки согнуты в локтях,
кисти в кулачки, дети поочередно сжимают
и разжимают кисти, имитируя мигание фонариков.
Тренировка активных движений кистей
рук. В этот период проводим упражнения
с разными атрибутами: с мячом «Подбрось
и поймай», «Мяч в корзину», «Прокати мяч
ракеткой», «Мяч друг другу», «Попади в
обруч» и др. Когда дети хорошо научатся
владеть мячом, включаем в игру речь, то
есть развиваем слухо-рече-двигательную
координацию под зрительным контролем.
Игры проходят следующим образом: дети
стоят по кругу. Педагог бросает мяч ребенку
и задает одновременно какой-либо вопрос,
например «Как тебя зовут?», «Кто стоит
справа, слева», «Назови предыдущее число,
последующее число» и т. д., и ребенок должен
ответить с одновременным броском мяча
педагогу, с обручем дети попарно катают
обручи друг другу и ловят их, сопровождая
действия словом «лови». Вращательные
движения обруча правой, левой рукой, со
словами «вправо», «влево», «Дружные ладошки»
дети стоят попарно напротив друг друга,
произносят текст и выполняют соответствующие
движения. Развитие изолированных движений
пальцев рук. Все упражнения для пальчиковой
гимнастики проводим с одновременным
проговариванием текстов. Давно установлена
закономерность уровень развития речи
ребенка находится в прямой зависимости
от степени тонких движений пальцев рук.
Дети, которым удаются изолированные,
а затем более сложные пальчиковые движения,
— это говорящие дети. Если же пальцы напряженные,
сгибаются и разгибаются только вместе,
не могут двигаться изолированно — у этих
детей отмечаются нарушения речи. Но нужно
не просто развивать мелкую моторику а
сопровождать движения словом. Это стимулирует
речь, развивает ритм движений, вносит
элемент игры, развивает эмоциональную
выразительность. Для детей интересны
и полезны следующие упражнения для пальчиков.
«Пальчики здороваются» — кончика большого
пальца правой руки поочередно касаются
кончики указательного, среднего, безымянного
пальцев и мизинца. То же левой рукой то
же двумя руками. Действия сопровождаются
словами «здравствуй» или «поздравляю».
«Оса» — ритмичные вращательные движения
прямым указательным пальцем правой, левой,
двумя руками с одновременным произношением
звука «з-з-з».
Развитие координации в системе «глаза
— рука». Этот вид работы предполагает
совершенствование моторной и зрительно-двигательной
координации, то есть развитие синхронных
движений глаз и ведущей руки, а также
укрепление межфункциональных связей.
Поэтому в свою ежедневную работу с детьми
включаем специальные упражнения для
развития глазодвигательных функций и
развития мышц глаз. Упражнения проводятся
с разными атрибутами (кукла Даша часики,
лазерный зайчик) для слежения глазами
при неподвижном положении головы. Упражнения
эти общеизвестны это перевод взора слева
направо и назад, сверху вниз, по диагонали
круговые движения и т. д. Затем проводим
различные игры и упражнения для совершенствования
движений ведущей руки под контролем зрения.
«Обводки» — тематические, геометрические,
линейные, «Штриховка»— вертикальные,
горизонтальные, наклонные линии, а также
штриховка с помощью отрывистых движений
руки (галочки, точки, кружочки, плюсы,
штрихи). Такой вид штриховки вносит в
движение руки определенный ритм что поможет
ребенку при формировании навыка письма,
«Лабиринты» разного рода, где одновременно
решаются задачи развития зрительно-моторной
координации и дидактические задачи, «Перфокарты»,
«Игровизоры», упражнение «Узнай по контуру»
и другие способствуют развитию синхронных
движений глаз и руки.
Формирование базовых графических навыков.
Этот вид работы с детьми предполагает
в первую очередь создание гигиенических
условий и знание основных гигиенических
требований для формирования данных навыков:
правильный подбор мебели; высокий уровень
общей освещенности и освещенности рабочего
места; свет должен падать слева (если
ребенок не левша); длительность непрерывных
графических упражнений у пяти-шестилетних
дошкольников не должна превышать 5 минут.
При большом объеме и продолжительности
работы у детей развивается утомление
под влиянием комплексного воздействия
зрительной и статической нагрузки;