Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить развитие зрительного восприятия и ребенка на формирование у него письма. Задачи:
* Изучить литературу по данной теме;
* Определить актуальный уровень развития зрительного восприятия и анализа ребенка на формирование у него письма;
* Выявить особенности зрительного восприятия и формирования письма у ребенка.
Введение………………………………….3
Глава 1 Основные проблемы развития зрительного восприятия у младших школьников
1.1.Развитие зрительного восприятия у детей ………………5
1.2.Влияние ранней сенсорной депривации на формирования механизмов восприятия…………..6
1.3.Дисграфия. Виды нарушения письма……….9
Глава 2. Проблемы влияния зрительного восприятия 2.1. Основные проблемы в обучении……………13 2.2.Эстетичекое и нравственное воспитание учащихся в период становления почерка……………14
2.3.Профилактика оптической дисграфии у детей со зрительной патологией………..15
Вывод…………………23
Литература…………25
• обязательное проведение физкультурных минуток для снятия статического напряжения;
• обязательное проведение упражнений для глаз с целью снятия зрительного утомления;
• знание особенностей неправвильно сформированного навыка письма.
ребенок держит пищущий предмет «щепотью», «горстсткой» пальцев,
ребенок держит
ручку, фломастер слишком близко
(или слишком далеко) от кончика,
неправильное положение руки — кисть
вывернута так что конец ручки
направлен в сторону, или локоть
висит, кисть жестко фиксирована, работают
только пальцы слишком сильный нажим,
неправильное положение тела (далеко
или слишком близ ко отстала, изгибается
в сторону), низкий наклон головы и
т ). Обнаружить у ребенка неправильный
навык работы с карандашом фломастером
можно не только наблюдая за его
изобразительной деятельностью ,но
при помощи специальных заданий.
Про вести такой контроль нужно
не позднее четырехлетнего возраста,
чтобы иметь достаточный запас
времени для исправления
Первоначальные
упражнения по формированию у детей
графических навыков проводим обязательно
с игровой мотивацией помоги зверушкам
пройти по середине дорожки и найти
подарки, соедини точки и узнай
кто спрятался, проплыви с моряками
по волнам, покажи, как капает дождик,
и др. Постепенно игровая мотивация
сменяется четко поставленной дидактической
задачей. Все упражнения проводятся
в системе от простого к сложному:
проведение различных(непрерывных, пунктирных,
волнистых) линий в разном направлении
от заданного начала к заданному концу;
проведение линий по заданному контуру,
обозначенному точками, штрихами; проведение
различных замкнутых линий, идентичных
образцу; воспроизведение изображений
(букв, цифр, фигур) по зрительно воспринимаемому
образцу; работа в тетрадях в крупную клетку
обведение и штриховка клеток, рисование
узоров по заданному образу, дорисовывание
изображений предметов, печатание букв,
цифр; графические диктанты и др.; печатание
слов (на основе сформированного звуко-буквенного
анализа).
Вывод
Зрительное восприятие
- сложный психофизиологический процесс,
который включает поиск и обнаружение
объекта, различение его отдельных
признаков, эталонное сравнение
и опознание. Начальный этап восприятия
- выделение и первичный анализ
сенсорного стимула - осуществляется зрительной
проекционной системой. В реализации
последующих этапов зрительного
восприятия важнейшая роль принадлежит
ассоциативным областям коры и ряду
других отделов мозга. Распознавание
объектов внешнего мира является основным
назначением зрительной перцептивной
системы. Зрительная перцептивная система
формируется в течение длительного периода
онтогенеза. Наиболее быстро созревает
проекционная зрительная система. В возрасте
от 2 до 6 месяцев интенсивно формируются
периферические и центральные механизмы
сенсорного анализа. В результате этого
улучшаются зрительные функции, лежащие
в основе зрительного восприятия ребенка.
Литература
1.А.А.Леонтьев Язык,речь, речевая деятельность / А.А.Ленотьев – М: 1969 – 301с.
2.А.Р.Лурия Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка/А.Р.Лурия-М:1962-250 с.
3.А.Р.Лурия Письмо и речь, нейролингвистические исследования /А.Р.Лурия-М: Академия 2002 - 172 с.
4.А.Р.Лурия Основные проблемы нейролингвистики /А.Р.Лурия – М: издательство московского университета 1975 – 231 с.
5.А.Р.Лурия Об истории познавательных процессов / А.Р.Лурия – М: издательство «Наука» 1974 – 275с.
6.А.Р.Лурия Речь и интеллект в развитии ребенка / А.Р.Лурия – М: 1928- 187 с.
7.В.Б.Галкина,
Н.Ю.Хомутова Использование
8.В.П.Дубьев Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи / В.П.Дубьев - М: 1991 – 286 с.
9.Г.Ф.Кумарина
Коррекционная педагогика в
10.Д.Б.Эдьконин Детская психология / Д.Б.Эльконин – М: «Просвещение» 1960 – 189 с.
11.Е.Н.Потапова Радость познания / Е.Н.Потапова – М: «Просвещение»
1990 – 79 с.
12.Л.С.Выготский
Избранные психологические
13. Л.С.Выготский Развитие высших психологических функций / Л.С.Выготский – М: 1960 – 210 с.
14.Л.С.Выготский, А.Р.Лурия Этюды по истории поведения / Л.С.Выготский – М: 1930 – 197 с.
15.Л.С.Выготский Мышление и речь / Л.С.Выготский – М: 1934 – 274 с.
16.М.М.Кольцова Двигательная активность и развитие функций ребенка / М.М.Кольцова – М: 1983 – 275 с.
17.М.Н.Садовникова Нарушение письменной речи и их преод оление у младших школьников /М.Н.Садовникова – М: 1995 – 198 с.
18.Н.И.Лепская Опыт определения зависимости слогообразования от структуры языка / Н.И.Лепская – М: 1968 – 185 с.
19.Н.П.Локалова Как помочь слабоуспевающему школьнику / Н.П.Локалова – М: Издательство «Альфа» 1993 – 197 с.
20.С.О.Филиппова
Подготовка дошкольников к