Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:59, дипломная работа
При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами. В контексте идей личностно-ориентированной сферы образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1. Проблемы успешности обучения 6
1.2. Проблемы самооценки в младшем школьном возрасте 19
1.2.1. Самооценка младшего школьника 19
1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника 26
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 35
2.1. Программа исследования 35
2.2. Методы исследования 35
2.3. Результаты исследования методики 36
Заключение 49
Литература 51
Анализируя особенности самооценки учеников второго класса мы выявили, что, 13% детей имеют адекватную самооценку, а 86,7% имеют неадекватную самооценку. Из них 66,7% - завышенную самооценку, 20% - заниженную самооценку.
Таким образом мы видим, что большинство учеников второго класса имеют завышенную самооценку.
Исследуя самооценки у детей третьего класса выявлено, что 53,3% учеников имеют адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную самооценку, из них 20% - завышенную самооценку, 26,7% - заниженную самооценку.
Анализируя результаты полученные при исследовании учеников четвертого класса мы получили, что 46,7% детей имеют адекватную самооценку и 53,3% - неадекватную самооценку. Из них 6,7% имеют завышенную самооценку, 46,7% - заниженную.
Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного возраста происходит динамика развития самооценка: увеличивается процентное соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество детей имеющих завышенную самооценку. Однако мы замечаем, что увеличивается процент детей имеющих заниженную самооценку. Если во втором классе их было 20%, то в третьем классе их 26,7%, а в четвертом классе – 46,7%.
Сравнивая успешность обучения с результатами полученными в ходе исследования самооценки мы видим, что большинство неуспевающих детей второго класса переоценивают результаты своей учебной деятельности. Они еще не обнаруживают расхождение между тем, что он них требуется и тем, что они в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это не достаточно осознается, а главное не принимается школьником.
Сравнивая успешность обучения детей третьего класса с результатами полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-низкой, только у одного неуспевающего ученика была завышенная самооценка (очевидно она выступает в качестве компенсаторного механизма).
Анализируя результаты исследования детей четвертого класса мы видим, что уже самооценка влияет на успешность обучения. У детей с заниженной самооценкой отмечается низкий уровень притязаний, что отрицательно влияет на успешность обучения.
Когда мы задавали вопрос детям второго класса: «Каким учеником ты себя считаешь?», они затруднялись дать ответ, не понимая какого ученика можно назвать слабым, средним и сильным. Многие дети давали неадекватные ответы.
Когда детям третьего и четвертого классов задавали тот же вопрос, они уже давали адекватный ответ, то есть они уже были способны выделять слабого, среднего и сильного ученика.
Большинство детей второго класса радовала отметка пять, некоторых четыре, огорчались дети при получении в основном двоек, троек и иногда четверок. Большинство же детей третьего и четвертого класса радовались пятеркам и четверкам, а огорчения приносили двойки и иногда тройки.
На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставил тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 26,7% учеников второго класса ответило «нет», а 73,3% – «да», то есть большинство детей обрадовалось незаслуженной пятерке. В третьем классе на тот же вопрос 53,3% ответило «нет» и 46,7% – «да», а в четвертом 73,3% - «нет» нет 26,7% - «да».
Таким
образом мы видим, что самооценка
влияет на успешность обучения, отсюда
следует, что в нашей экспериментальной
работе выдвинутая нами гипотеза полностью
подтвердилась.
Ответ «ДА»
У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.
Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником: большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. K 4 классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей о пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.
Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.
Анализируя литературу по изучаемой проблеме мы составили рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:
1)
Оценка должна служить главной
целью – стимулировать и
2)
В учебной деятельности
3)
Необходимо использовать
4)
Предлагать слабо успевающему
ученику, с заниженной
5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
6)
Необходимо вводить тетради «
7)
Необходимо предлагать детям
самостоятельно оценивать
8)
Необходимо использовать
Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969. | |
Амонашвили
Ш.А. «Воспитательная и | |
Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980. | |
Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960. | |
Ананьев Б.Г. «Человек, как предмет познания». Ленинград, ЛГУ, 1968. | |
Антонова Г.П. «Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач» // Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1968. | |
Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 1983. | |
Бернс Р. «Развитие Я- концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986. | |
Блонский П.П. «Трудные школьники». М., 1929г. | |
Блонский П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961. | |
Бодалев А.А. «Восприятие человека человеком». Ленинград, ЛГУ, 1965. | |
Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М., Просвещение, 1968. | |
Божович Л.И. «О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника» // Вопросы психологии личности школьника. М., Просвещение, 1968. | |
Бударный А.А. «Преодолевать неуспеваемость» - Народное образование, 1963, №10. | |
Бударный А.А., Розенталь У.Д. «Об одной из возможностей преодоления второгодничества» - Советская педагогика, 1966, №7. | |
«Возрастные возможности усвоения знаний» / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М., 1986. | |
Волокитина М.Н. «Очерки психологии младших школьников». М., АПН РСФСР, 1954. | |
«Вопросы общей детской психологии» / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 1954. | |
«Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников» // Сб. статей под ред. Ю.К. Бабанского, Ростов-на-Дону, 1972. | |
Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991. | |
Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. М., 1956 г. | |
Гальперин П.Я., Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. «Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе» - Впоросы психологии, 1963, №5 | |
Гамезо М.В., Неволин И.Г. «Психосоматические аспекты проблемы познавательной деятельности и общения». М., 1983. | |
Гельмонт А.Н. «О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления». М., 1954. | |
Голубева А.Н. «Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста», М. Просвещение, 1986. | |
Горбачева В.А. «К вопросу формирования оценки и самооценки у детей». АПН РСФСР, 1952, №18 | |
Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» - Вопросы психологии, 1991, №6. | |
Добрынин С.Я. «Структура и динамика мотивов деятельности» - Вопросы психологии, 1984, №4. | |
Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности» // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977. | |
Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности» - Вопросы психологии, 1980, №4. | |
Калмыкова З.И. «Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников» - Советская педагогика, 1968, №6. | |
Ковалев А.Г. «Психология личности». М., Просвещение, 1969. | |
Кон И.С. «Открытие Я». М, Политиздат, 1978. | |
Ланда Л.Н. «О формировании мыслительной деятельности при решении задач» - Вопросы психологии, 1959, №3. | |
Лейтес Н.С. «Индивидуальные различия в способностях» // Психологическая наука в СССР, том 2, 1960. | |
Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст». М., 1971. | |
Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975. | |
Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. «О диагностических методах психологического исследования школьников» - Советская педагогика, 1968, №7. | |
Лернер И.Я. «Критерий уровней познавательной самостоятельности учащихся» // Новые исследования в педагогических науках. 1971, №4. | |
Липкина А.И. «К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности» // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975. | |
Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971. | |
Липкина А.И. «Самооценка школьника». М., 1976. | |
Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968. | |
Матюхина М.В. «Психология младшего школьника». М., Просвещение, 1970. | |
Менчинская Н.А. «Обучение и умственное развитие» // Обучение и развитие. М, Просвещение, 1966. | |
Менчинская Н.А., Колмыкова З.И. «Проблемы преодоления отставания в учении» - Народное образование, 1963, №4. | |
Мурачковский А.И. «Типы неуспевающих школьников» - Советская педагогика, 1965, №7. | |
Неймарк М.С. «Психологический
анализ эмоциональных реакций | |
Немов Р.С. «Психология», М., Владос, 1998. | |
«Общая психология» под ред. А.В. Петровского, М., Просвещение, 1977. | |
«Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста» / под ред. Д.Б. Эльконина, М., Педагогика, 1988. | |
«Педагогика» под ред. Б.Г. Баранова, М., Педагогика, 1979. | |
«Пути преодоления неуспеваемости» / сост. С.В. Петреченко, М., 1966. | |
Петров Ю.С. «Исследуя причины второгодничества» - Народное образование, 1968, №8. | |
Петровский А.В. «Развитие личности и проблемы ведущей деятельности» - Вопросы психологии, 1987, №1. | |
Петрунек А.С., Таран Б.Г. «Младший школьник». М., 1981. | |
«Практическая психология образования» / под ред. И.В. Дуброниной, М., 1997. | |
«Психическое развитие младших школьников» / под ред. В.В. Давыдова, М., 1990, | |
«Психологические проблемы неуспеваемости школьников» / под ред. Н.А. Мечинской, М., 1971. | |
Розенталь У.Д. «Некоторые проблемы повышения успеваемости в условиях всеобщего среднего образования» - Советская педагогика, 1975, №8. | |
Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». М., 1973. | |
Савонько А.П.
«Возрастные особенности | |
Серебрякова Е.Л. «Уверенность в себе и условия ее вормирования». Автореф. Канд. Дис. М., 1955. | |
Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения». М., 1971. | |
Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам». М., 1958. | |
Самохвалова В.И. «Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала» // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., Просвящение, 1997. | |
Собиева Г.А. «Формирование самооценки у советских школьников». Автореф. Канд. Дис. М., 1953. | |
Сухомлинский А.В. «Павлышская средняя школа». М., 1969. | |
Успеваемость. Педагогический словарь. Том 2., М., 1960. | |
Ушинский Г.Д. Собрания сочинений. Том 5., М, 1950. | |
Цетлин В.С. «К вопросу об измерении успеваемости школьников» // Педагогика и методика педагогических исследований. М., 1973. | |
Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника». М., 1974. | |
Эльконин Д.Б. «Улучшение качества работы сельской школы и задачи психологии» - Вопросы психологии., 1974, №2. |
Информация о работе Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте