Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:53, курсовая работа
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Стили семейного воспитания как фактор социального воспитания личности…………………………………………………………………………...5
1.1. Стили семейного воспитания как социально-педагогическая категория......………...5
1.2. Особенности семейного воспитания младших подростков…………...…………....8
1.3. Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков................................................................................................................12
2 Социально-педагогические условия формирования оптимального стиля семейного воспитания…………………………………………………………..16
2.1. Особенности эмоционального состояния младшего подростка при оптимальном стиле семейного воспитания………………………………………………………………16
2.2. Эффективные способы социально-педагогической помощи семьям в формировании оптимального стиля воспитания……………………………..
2.3. Социально-педагогические рекомендации учителям при работе с семьей………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….
Приложения ……………………………………………………………………..
Ситуация осложняется, если
Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Подростки из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетание безразличного
Гиперопека - излишняя забота о
ребенке, чрезмерный контроль
за всей его жизнью, основанный
на тесном эмоциональном
В. И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагирования, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно «правильного» типа поведения. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.
Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей; и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Такие родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (иностранные языки, рисование, музыка, фигурное катание, технические и спортивные кружки и т. д.), однако вовсе не учитывают или недооценивают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка.
Воспитание по типу В (эгоцентрическое) — «кумир семьи», «маленький», «единственный», «смысл жизни» — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.
Наиболее патогенным оказывается воздействие неправильного воспитания в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода развития — потребности в автономии, уважении, самоопределении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном «мы»).
В отечественной
литературе предложена широкая классификация
стилей семейного воспитания подростков;
с акцентуациями характера и
психопатиями, а также указывается,
какой тип родительского
1. Гипопротекция:
недостаток опеки и контроля
за поведением, доходящий иногда
до полной безнадзорности; чаще
проявляется как недостаток
2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о младшем подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. У младших подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», ухудшает его эмоциональное благополучие.
3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям младшего подростка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы.
4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех подростков и негативно отражается на их эмоциональном благополучии.
5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям подростка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей подростка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. В условиях такого воспитания подростку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребенка».
Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-образа» и самоуважение подростка, на его эмоциональное благополучие не только внушая ему свой собственный образ подростка и свое отношение к нему, но и «вооружая» младшего подростка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовывать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалистичны, то, достигая цели, реализуя планы, удовлетворяя стандартам, подросток, так же как впоследствии и взрослый, повышает самоуважение и формирует позитивный «Я-образ», если же планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, т. е. то и другое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к эмоциональному неблагополучию, потере веры в себя, потере самоуважения.
Таким образом, моделью поведения для подростков и родителей может послужить та, котораяпозволяет преодолевать негативные последствия семейных конфликтов идобиваться гармоничных внутрисемейных отношений.В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Онидают первые образцы поведения. Младший подросток подражает и стремиться быть похожимна мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависитформирование личности ребенка, его эмоциональное благополучие то они ведут себя так, что все их поступки иповедение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такогопонимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такойпроцесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянныйконтроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание корганизации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболееблагоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничномуразвитию.
2
Социально-педагогические
2.1. Особенности
эмоционального состояния
Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на эмоциональное благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие. Так как родителям принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка, то очень важно проследить, как дети воспринимают их.
Цель данногоисследования:изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье.
Задачи исследования:
Гипотезой данного исследования явилось предположение о том, что демократический стиль семейного воспитания наиболее благополучно влияет на эмоциональное благополучие младшего подростка.
В качестве методов сбора данных для нашего исследования применялись следующие: метод наблюдения, беседа, опросник «Поведения родителей отношение подростков к ним» (ADOR).
В исследовании приняли участие 20 человек. Испытуемыми стали учащиеся Гимназия №1 г. Новогрудка, а именно ученики 6-ого класса.
Основой
служит опросник, который создал Шафер
в 1965 г [24]. Эта методика базируется на положении
Шафера о том, что воспитательное воздействие
родителей (так, как это описывают дети)
можно охарактеризовать при помощи трех
факторных переменных: принятие-эмоциональное
отвержение, психологический контроль-психологическая
автономия, скрытый контроль-открытый
контроль. При этом принятие здесь подразумевает
безусловно положительное отношение к
ребенку вне зависимостиотисходныхожиданийр
Использование
опросника в Чехословакии на выборке
молодежи показало необходимость его
переработки и адаптирования
к социокультурным условиям. Модифицированный
вариант опросника был
В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации.
Закономерно, что больше всего подростки хотели бы видеть в своих родителях друзей и советчиков в одном лице. Поскольку подростковому возрасту характерно притяжение дружеского круга сверстников и одновременно остаётся потребность поддержки и помощи. Кроме того, многие вопросы они пока не могут формулировать и обсуждать в кругу друзей, полагая свои волнения сугубо индивидуальными.
Опросник «Подростки о родителях» показывает установки и методы родительского воспитания с позиции подросткового восприятия.
Методика ADOR основывается на положении Шафера о тройственной характеристике воспитательного воздействия родителей с точки зрения подростков. Это три факторные переменные: приятие – эмоциональное отвержение, психологическое давление – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль.
Принятие предполагает положительное взаимодействие подростка с родителями, доверие и открытость. Эмоциональное отвержение полюсно отображает отрицательное отношение к ребёнку, язвительность, отстранённость и враждебность. Психологическое давление самое опасное, поскольку младший подросток с его неоформленной жизненной позицией легко может быть переориентирован пусть и в благородную сторону, но без выраженного самосознания и самоопределения подростка не может не нанести вред его формирующейся структуре личности. Психологическая же автономия в нормальном развитии предполагает свободное формирование самосознания подростка. Скрытый контроль предполагает декларирование демократии и независимости и труднее может быть отслежен, тем и опасен – в то время как открытый контроль при своей необходимости тоже не терпит перегибов.
В начале эксперимента подростка информируют о целях и задачах исследования и инструктируют относительно выполнения теста. Если подросток, прочитав утверждение, в большей степени соотносит его с поведением отца или матери, он обводит «2», если частично – «1», если не соответствует –«0».
Бланки
выдаются отдельно на отца и мать (см.
приложение).
Процесс обработки включает в себя заполнение
таблиц по каждому параметру: POZ – позитивный
интерес, DIR – директивность, HOS – враждебность,
AUT – автономность, NED – непоследовательность
средним арифметическим баллом в соответствии
с характером вопроса. Показатель 1-2 балла
говорит о слабой выраженности параметра,
4-5 подразумевает отчётливую выраженность
характеристики.
К шкале позитивного интереса относятся вопросы 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46; к шкале директивности - 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47; к шкале враждебности - 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48; к шкале автономности - 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49; к шкале непоследовательности - 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.[5]
Интерпретируя
оценочные шкалы отношения