Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:53, курсовая работа
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Стили семейного воспитания как фактор социального воспитания личности…………………………………………………………………………...5
1.1. Стили семейного воспитания как социально-педагогическая категория......………...5
1.2. Особенности семейного воспитания младших подростков…………...…………....8
1.3. Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков................................................................................................................12
2 Социально-педагогические условия формирования оптимального стиля семейного воспитания…………………………………………………………..16
2.1. Особенности эмоционального состояния младшего подростка при оптимальном стиле семейного воспитания………………………………………………………………16
2.2. Эффективные способы социально-педагогической помощи семьям в формировании оптимального стиля воспитания……………………………..
2.3. Социально-педагогические рекомендации учителям при работе с семьей………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….
Приложения ……………………………………………………………………..
Эти дети
несчастливы в среде
Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть.
Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.
5. Конфликт родительской авторитетности. “Шоковая терапия”
Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: “А вот я в твоем возрасте...”. Это приводит к двум типам конфликтов:
Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни.
Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.
Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.
И главное — уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!
К чему мне необходимо стремиться?
Оптимальный тип семьи: партнерство
Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование.
Как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило — не ограждайте их от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Причем делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами.
Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче.
2.3. Социально-педагогические рекомендации учителям при работе с семьей
Семья, давая много ценного в смысле воспитания, должна постоянно согласовывать свое влияние с влиянием школы.
К сожалению, родителей больше интересуют отметки, а не новое и интересное, что входит в жизнь ребенка. В семье также необходимо заниматься организацией учебной деятельности, домашним чтением с детьми, беседовать с ними на темы учения. Важным направлением в семейном воспитании является воспитание духовности. Духовные потребности ребенка развиваются с самого раннего возраста. Детям свойственны природная чистота и открытость, поэтому родители должны стремиться обогащать внутренний мир детей. Родители играют важную роль в формировании всей эмоциональной сферы ребенка, поскольку чувства отражают те процессы, которые происходят в душе. От здоровья чувств зависит духовное развитие человека. Духовное воспитание в семье, таким образом – это общая духовная жизнь со своими родителями. Воспитывая, родители открывают для ребенка пути к самосовершенствованию.
Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.
Помощь
в воспитании предполагает консультирование
родителей, создание специальных воспитывающих
ситуаций для решения задачи своевременной
помощи семье. Родительский долг, любовь,
ответственность, интерес входят в
ту сферу семейной жизни, которая
обеспечивает воспитательную функцию
семьи. Если нарушены отношения в
этой сфере, то социальному педагогу
следует оказать помощь в формировании
нравственного сознания детей и
родителей через бытовую
Профилактический
уровень социально-
Перед родителями,
которые предъявляют к ребенку
завышенные требования, социальный педагог
должен постараться раскрыть как
можно больше реальных достоинств ребенка.
Таким образом, профилактический уровень
работы с семьей в процессе помощи
в воспитании и обучении предполагает
разработку специальных программ педагогического
образования и просвещения
Психологическая помощь семье включает социально-психологическую поддержку. Психологическая поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса. Поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный педагог может осуществить, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того, эту работу могут выполнять психологи, психотерапевты[5].
Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.
По результатам нашего исследования мы разработали «Правила общения с ребёнком». Эти правила социальный педагог может рекомендовать родителям для установления эмоционального благополучиямладшего подростка:
1. Можно
выражать свое недовольство
2. Можно
осуждать действия ребенка, но
не его чувства, какими бы
нежелательными или «
3. Не
следует требовать от ребенка
невозможного или трудно
4. Недовольство
действиями ребенка не должно
быть систематическим, иначе
5. Следует
стараться не присваивать себе
эмоциональные проблемы
6. Позволять
ребенку встречаться с
7. Если
ребенку трудно, и он готов
принять вашу помощь, необходимо
помочь ему. Но при этом брать
на себя только то, что он
не может выполнить сам,
8. Если
ребенок вызывает своим
9. Не
надо вмешиваться в дело, которым
занят ребенок, если он не
просит помощи. Своим невмешательством
родитель сообщает ему: «С
10. Чтобы
избегать излишних проблем и
конфликтов, надо соразмерять собственные
ожидания с возможностями
11. Постепенно,
но неуклонно необходимо
12. О своих
чувствах всегда следует
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить демократический стиль воспитания в семье.
Стиль родительского
взаимоотношения непроизвольно
запечатлевается в психике
Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей.
Анализ
психолого-педагогической литературы
показал, что тревожность - серьезный
эмоциональный барьер, осложняющий
жизнь ребенка.Тревожность
Одной из основных причин тревожности младшего подростка является нарушение детско-родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.
Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате младшие подростки лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.
В ходе исследования и анализа результатов мы пришли к следующим выводам:
1. Недостаток проявления родителями своей любви к ребенку отрицательно связан с его эмоциональным благополучием. В частности, уровень тревожности, уровень враждебности и агрессивности у подростков с такими родителями значимо выше, чем у тех подростков, чьи родители в полной мере проявляют любовь к детям.
2. Недостаточная концентрация родительской любви в различных ее проявлениях формирует восприятие подростками своих родителей как директивных, враждебных, автономных (дистанцированных) и непоследовательных, а также снижает эмоциональное благополучие детей.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений и повышению уровня эмоционального благополучия младшего подростка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ