Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:53, курсовая работа
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Стили семейного воспитания как фактор социального воспитания личности…………………………………………………………………………...5
1.1. Стили семейного воспитания как социально-педагогическая категория......………...5
1.2. Особенности семейного воспитания младших подростков…………...…………....8
1.3. Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков................................................................................................................12
2 Социально-педагогические условия формирования оптимального стиля семейного воспитания…………………………………………………………..16
2.1. Особенности эмоционального состояния младшего подростка при оптимальном стиле семейного воспитания………………………………………………………………16
2.2. Эффективные способы социально-педагогической помощи семьям в формировании оптимального стиля воспитания……………………………..
2.3. Социально-педагогические рекомендации учителям при работе с семьей………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….
Приложения ……………………………………………………………………..
По шкале директивности младшие подростки видят в матери навязывание чувства вины, постоянное упоминание о материнской жертвенности, повышенной ответственности за судьбу и поведение подростка. Простые формы проявления внимания: отзывчивость, симпатия, положительные эмоции отрицательно взаимодействуют с директивностью матери или отца по отношению к подростку и «сбивают с толку», вызывая противоречивые положения в психике подростка.
По отношению к отцу подростки склонны видеть позитивный интерес в отсутствии грубости, но и в некотором руководстве их действиями. Причём каждый отдельно взятый подросток рассматривается разный уровень этого руководства. Но в любом случае для нормального процесса преодоления эгоцентризма необходимо доверительное отношение отца к подростку.
Враждебность
в родителях подростки видят,
прежде всего, в раздражительности,
которая может явиться
Автономность
матери сын видит в директивности
и властности, тогда как дочь –
в эмоциональной отстранённости
и невнимательности к мелочам. В
любом случае мать не видит в ребёнке
личности при своей автономности
и «независимости». В любом случае
эмоциональная привязанность и
симпатия не могут быть связаны с
отстранённостью и
Непоследовательный
стиль воспитания прослеживается подростками
как резкая и неоправданная смена
действий родителей по отношению
к детям. Резкие перепады настроения,
чередующиеся всплески альтруизма и
подозрительности, неоправданное проявление
силы в чередовании с покорностью
и согласием, вызывая недоумение,
перерастают в равнодушное
В результате
проведенного исследования обнаружилось,
что роль мамы в семьях воспитывающих
сыновей и дочерей, является высоко
значимой: с мамой предпочитают общаться
большинство детей. Как правило,
большинство мальчиков и
Для детей 6-ого класса наиболее значимыми являются следующие факторы воспитания: жесткость методов воспитания и строгость воспитательных установок, воспитание самостоятельности, взаимоотношение в семье и взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел.
Для 6-ого класса важными показателями, влияющими на отношение к родителям, являются такие факторы семейного воспитания как: строгость воспитательных установок, жестокость методов воспитания и общности интересов. Это можно объяснить тем, что младшие подростки очень чувствительны в этом возрасте к контролю и каким-либо установкам от родителей. В 6 классе влияние на эмоциональное благополучие также оказывает воспитание самостоятельности, так как в их возрасте родители уже стремятся подготовить ребенка к взрослой жизни, а это их может раздражать.
На поставленный вопрос в беседе с учениками «Кто из вашего окружения важнее всего для вашего мировоззрения, даже если он вас фактически не понимает?» - большая часть опрошенных подростков ответила «родители» («мать» или «отец»).
Таким образом, семья по-прежнему является главной социализирующей и формирующей силой в нестабильном подростковом мире.
2.2. Эффективные
способы социально-
Если очевидна сложность в общении родителей с детьми, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. Однако это лишь видимая часть айсберга. На самом деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией.
Те проблемы, которые волнуют ребенка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Они еще далеки и от ответственности 35-45-летних, и от опыта, надежд, исканий.
Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. Они очень заняты переживаниями их детей — подростков.
Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что “предки” — это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы.
В результате теряется контакт и уважение. Строятся баррикады и проходят революционные действия. Всем от этого неуютно. Кто же должен сделать первый шаг к примирению? В большинстве случаев — родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.
Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.
Родители!
• Помните, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного.
• Не всегда старайтесь сделать “как лучше”. Подумайте, к чему это может привести.
• Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык.
• Любите друг друга. Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.
Типы конфликтов и способы их преодоления:
1. Конфликт
неустойчивого родительского
По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, — все забывает, разбрасывает вещи и т. д.
В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок — послушный и старательный. Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства, попытались гасить в себе недовольство и раздражение, объективно оценили достоинства и недостатки подростка, сбалансировали систему обязанностей и прав.
2. Диктатура родителей
Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.
Бесспорно,
родители должны и могут предъявлять
требования к ребенку, но необходимо
принимать нравственно
Несомненно,
авторитетность родителей, которые
игнорируют интересы и мнения подростка,
лишая его права голоса, — все
это гарантия того, что вырастет
циник, хам и деспот. Может, конечно,
обойтись без тяжких последствий, но
одно можно сказать с полной уверенностью:
из сына или дочери получится то,
чего, видимо, никак не ожидали родители.
Так как положительный эффект
такого воспитания отсутствует. Поэтому
пусть подросток в своей
• не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,
• не трогать личные вещи,
• не подслушивать телефонные разговоры.
Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
3. Мирное
сосуществование — скрытый
Отметим,
что здесь царит позиция
Сюда
же можно отнести воспитание “без
запретов”. Установка родителей
на детскую “свободу” без конца
и без края, устранение тормозов,
ограничений и обязанностей подчиняться
нравственному долгу или
Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
4. Конфликт опеки
По сути, опека — это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”.
Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье.
Но “деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.
Родители,
которые бессознательно стремятся
сохранить эмоциональную