Внешние и внутренние закономерности обучения биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:12, реферат

Описание

Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
1. Сущность процесса обучения…………………………………….4
2. Закономерности процесса обучения……………………………..8
3. Принципы процесса обучения…………………………………… 15
4. Функции процесса обучения …………………………………….23
Заключение …………………………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

Казмуханбетова СРС 4.docx

— 50.30 Кб (Скачать документ)

■современности – связи  изучаемого с современными условиями  и проблемами жизни, понимания их на этой основе и формирования правильного  отношения к ним.

 

3. Принцип плановости, систематичности,  последовательности, преемственности  и согласованности обучения. Его  правила:

■плановости — продуманности, определенности намечаемых мер, их сроков, затрат времени;

■структурности — четкое определение структуры содержании изучаемого материала, взаимосвязей его  частей, логики раскрытия. При сложной  структуре используются графические  схемы, создающие у обучающихся  целостный образ изучаемого и  его частей. Они могут использоваться с начала занятия и последовательно раскрываться по ходу, а также в конце для обобщения изложенного;

■   систематичности  и последовательности — построения обучения по познавательной логике —  от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому с систематичным наращиванием, расширением  и упорядочиванием накапливающихся  у обучающихся знаний, навыков  и умений превращение их в систему, научную картину действительности «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам власть над нашими знаниями», — писал К.Д. Ушинский.

■опоры на усвоенное —  по словам Я.А. Коменского, все сегодняшнее  должно закреплять вчерашнее и предлагать дорогу в завтрашнее; переходить к  последующему после усвоения предыдущего;

■согласованности действий всех педагогов по достижению общей  цели обучения, его содержания и  применяемых методов;

■комплексирования дисциплин  в учебном процессе — необходимости  исходить из связей между ними и  научной картиной мира, практикой, профессионализмом. Решение практических задач никогда  не должно быть однобоким, опираться  на знания од ной учебной дисциплины или науки. Оно эффективно, когда  в памяти человека, профессионала  всплывает комплекс знаний (специальных, социальных, нравственных, экономических, финансовых, правовых, психологических, управленческих и др.), который примеривается  к данной ситуации, вспоминаются рекомендации, аналогичные случаи из практики, возникают  разные ходы мысли, соображения, взвешивание  «за» и «против» и многое другое. Практику безразлично, к какой учебной  дисциплине относятся те или иные знание, мысль, умозаключение, аргумент, аспект, норма. Что приходит на ум —  зависит от решаемой задачи и того, как знания переплетены в его  сознании. Образно говоря, как был  «намотан клубок знаний» при обучении, так он и «разматывается» при  решении практических задач жизнедеятельности.

4. Принцип интереса, активности, сознательности и самостоятельности.  Он связан с пониманием закономерной  зависимости результатов обучения  не только от добросовестности  и активности педагога, но и  адекватной активности обучающихся.  Здесь существуют правила:

■мотивации — надо постоянно  помнить, что успехи обучения зависят  не только от работы ума обучающихся, но и их добро совестной учебы  и усилий в преодолении трудностей; разнообразными способами будить мысль  и память, но оставлять спящими  чувства и совесть — значит действовать педагогически примитивно, формально;

■интереса — пробуждения, усиления, поддержки и развития интереса обучающихся как одного их важнейших  психологических активаторов и  катализаторов учения; в своей  основе это связано с выбором  нужного обучающимся, а потому и  интересного им содержания обучения, а также интересной его подачи. Интерес не требует никого принуждать учиться. В одном из документе  ЮНЕСКО отмечается, что будущее за «интересной школой».

■активности — всемерного повышения активности обучающихся. водить обучение к обмену информацией, передаче ее педагогом обучающимся, полагать, что их учение — это  только восприятие и запоминание, означает полный педагогический непрофессионализм. Нужная целостная активность обучающегося — познавательная, нравственная (чувства  долга, ответственности, добросовестности, совестливости, порядочности, честности, трудолюбия, самокритичности, требовательности к себе и др.), воли (целеустремленности, активности, организованности, упорства, настойчивости, работоспособности  и др.). Повышение активности достигается  использованием соответствующего содержания, форм, методов и технологий;

■   сознательности ~ сознательного  отношения обучающегося к учебе, глубокого понимания изучаемого, его личностного смысла; при допущении  ошибок надо понимать их причину, свою задачу, способы устранения и профилактики рецидива в будущем;

■   самостоятельности  — заключается в необходимости  заниматься самостоятельно, достигать  глубокого понимания при самостоятельной  подготовке, поэтому необходимо побуждать  к ней, направлять ее содержание, помогать в ее проведении, контролировать оценивать  и требовать результатов.

5. Принцип доступности,  наглядности и посильности. Это  означает ориентацию всего обучения  на обучающихся, на их интересы  и потребности, на то, чтобы  изучаемое стало их достоянием, приобрело «нового хозяина». Правила  таковы:

■доступной для обучающихся  трудности содержания, его изложения, восприятия, усвоения и запоминания;

■доступности учебного материала  по объему и темпам изучения;

■построения обучения в  полном соответствии с возрастными  особенностями обучающихся;

■полного учета имеющейся  у обучающихся просвещенности, имеющегося опыта, знаний, развитости, воспитанности;

■наглядности — мышление человека имеет словесно-образную природу, и для понимания слов нужен  соответствующий образ объекта  или явления, обозначаемого им. Я.А. Коменский называл наглядность  «золотым правилом» дидактики: все, о чем рассказываешь, — показывай, все, что показываешь, — поясняй; чем больше органов чувств затронуто  при обучении, тем легче и прочнее  запоминается учебный материал; чем  он абстрактнее, чем труднее показать то, о чем идет речь, и тем большее  значение приобретает наглядность. Для этого используются предметный, изобразительный, словесно-образный и  виртуальный виды наглядности;

■оптимально повышенных трудностей учения и их наращивания при обязательной доступности их обучающимся: умеренная  напряженность закономерно повышает результаты учения, как и вся кого действия, а также несет развивающие  и воспитывающие влияния. Отсутствие трудностей расслабляет, делает учебу  скучной, а чрезмерные трудности  ведут к перегрузкам, срывам и, возможно, к нанесению вреда психическому и физическому здоровью обучающихся;

■«не навреди» — правило, требующее предусмотрительности, продуманности  действий педагога, недопущения вреда  здоровью, травм, возникновения дидактогений и более сложных личностных деформаций.

6. Принцип прочности. Подчеркивает  необходимость достигать не только  восприятия и понимания материала,  но и запоминания. Без этого  обучение походит на попытку  заполнить водой бочку, не имеющую  дна. Народная мудрость гласит: «Надо, чтобы не только по  усам текло, но и в рот  попадало»; образование есть то, что осталось в голове, когда  почти все изучавшееся забыто. Его правила:

■ориентированности обучения на осмысленность и прочность  усвоения;

■практичности обучения как  проявления и связи обучения с  жизнью и прочности его результатов (академик А.Н. Несмеянов образно  говорил, что повторение не мать, а  мачеха учения; мать учения — применение). Только то знание отлично от нуля и  не требует безнадежных усилий для  удержания его в памяти, которое  применялось;

■воспроизведения — словесного, громкого воспроизведения запоминаемого;

■повторения — полезного  для запоминания и обязательного  при формировании навыков, умений и  развитии качеств;

■предотвращения забывания  — активной опоры на имеющиеся  знания, навыки и умения при изучении нового, использования поддерживающего  и итогового повторения;

■приучения обучающихся  к пользованию справочными материалами  и компьютерной техникой.

7. Принцип сочетания групповой  и индивидуальной работы. Принцип  реализуется в правилах:

■преимущественного проведения занятий с группами обучающихся; группах как к испытывающим трудности  обучающимся, так и успешным;

■дифференцированного подхода  — особого подхода к группам  и обучеющимся, различающимся по составу и успеваемости;

■формирование группы как  коллектива и использования отношений  в нем для дружной совместной учебы и взаимопомощи учащихся друг другу.

8. Принцип связи обучения  с воспитанием, развитием, с  фундаментальным просвещением, образованием. Принцип воплощается в практику  обучения следованием правилам:

■воспитывающего обучения — формирования мировоззренчески

 значимых знаний, превращения  важнейших знаний в жизненные  и профессиональные убеждения,  мотивирующие факторы,

 ценностные ориентации, цели, задачи и планы жизнедеятельности,  нормы поведения и привычки, дисциплинирования,  ответственного отношения и др.;

■развивающего обучения —  использования в процессе обучения

 возможностей для развития  разных качеств и способностей  —

 интеллектуальных, творческих, деловых, волевых, профессиональных  и др.; процесс обучения обладает  богатыми возможностями, чтобы  приучать обучаемых всегда думать, быть внимательным, добиваться требуемого  и нужного, обоснованно решать, планировать и контролировать  свои действия, поступать

 самостоятельно и взвешенно,  организованно, развивать пытливость, качества мышления и т.п.;

■всемерной активизации  действий и психологической активности,

 которые лежат в  основе развиваемых качеств и  способностей. Внимание можно развить  только систематическим поддержанием  его, память — запоминанием, мышление  — решением интеллектуальных  задач, от которых «трещит голова»,  смелость —преодолением робости  и страха в воспринимаемых  повышенно опасными ситуациях  и пр.;

■связи с жизнью, практикой  — чем больше учебная деятельность имеет такие связи, тем эффективнее  идет процесс личностного и профессионального  становления;

■активизации адекватных самооценок — приучением к постоянной самооценке, оценке по делам и успехам, по мнениям окружающих о себе, пониманию  своих сильных и слабых индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Функции  процесса обучения

Философия определяет функции  как внешние проявления свойств  какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представления  о нем и позволяет сделать  его более эффективным. Понятие  “функция” близко к понятию “задача  обучения”. Функции обучения характеризуют  сущность процесса обучения, тогда  как задачи являются одним из компонентов  обучения.

Дидактика выделяет три функции  процесса обучения: образовательную, развивающую  и воспитательную.

Образовательная функция  состоит в том, что процесс  обучения направлен прежде всего  на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение  фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

Усвоенные, интериоризованные  знания, согласно выводам ученых, характеризуются  полнотой, системностью, осознанностью  действенностью. Это значит, что  в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что  учащиеся осознают объем и структуру  своих знаний и умений ими оперировать  в учебных и практических ситуациях.

Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях  ученика и что, следовательно, образование  состоит не столько в формировании “абстрактного” знания, сколько в  развитии умений использовать его для  получения новых знаний и решения  жизненных задач. Поэтому образовательная  функция обучения предполагает, что  обучение направлено на ряду со знанием  на формирование умений и навыков, как  общих, так и специальных. Под  умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять  знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к  способам деятельности в отдельных  отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная  работа). К общим умениям и навыкам  относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование  и пр.

Анализ образовательной  функции обучения естественно ведет  к выделению и описанию тесно  связанной с ней развивающей  функции.

 Развивающая функция  обучения обозначает то, что в  процессе обучения, усвоения знаний  происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во  всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной  сфер личности, эмоционально-волевой  и потребностно-мотивационной области.  Развивающая функция обучения  по существу составляет проблему  взаимоотношения обучения и развития  – один из острейших вопросов  в психологии и современной  дидактике. Отечественной психологической  школой и педагогическими исследования  установлено, что обучение выступает  как источник, средство развития  личности. Один из важнейших законов  психологии, сформулированный Л.С.  Выготским, утверждает, что обучение  ведет за собой развитие. Можно  сказать, что всякое обучение  развивается благодаря, в первую  очередь, содержанию образования  и, во вторую, благодаря тому, что  учение является деятельностью.  А личность, как известно из  психологии, развивается процессе  деятельности. Однако психология  и дидактика XX века утверждают, что развивающая функция обучения  реализуется успешнее, если обучение  имеет специальную направленность, разработано и организовано так,  чтобы включать учащегося в  активную и сознательную разнообразную  деятельность. Развивающая функция  обучения реализуется в ряде  специальных технологий или методических  систем, преследующих именно цели  развития личности. В отечественной  дидактике для этого имеется  специальный термин “развивающее  обучение” [9].

Информация о работе Внешние и внутренние закономерности обучения биологии