Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:49, курсовая работа
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие культуры поведения;
Дать характеристику воспитанию культуры поведения в дошкольном возрасте;
3. Определить и рассмотреть методические приемы формирования
культурной воспитанности дошкольников.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Культура поведения и её компоненты……………………………………6
1.1.1. Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе - важный компонент культуры поведения…………………..9
1.1.2.Культура общения детей с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения………………………………………………………..12
1.1.3. Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения…….1 4
Глава 2
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методические принципы по формированию культуры поведения
детей дошкольного возраста……………………………………………………….17
2.2 Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста…………..20
2.3 Задачи формирования культуры поведения дошкольника ..28
Глава 3
ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Проведение диагностики ...31
3.2. Анализ полученных результатов…………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..42
В четыре – пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия «хорошо», «плохо». Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано
с формированием культурно-
Дети
3 – 4 лет только начинают осознавать
правила поведения, но ещё не видят
скрытых за ними нравственных норм, часто
не относят этих правил к другому. Воспитателю
надо помнить, что об активном освоении
правил поведения свидетельствует появление
жалоб-заявлений, адресованных взрослому.
Малыш замечает нарушение правил другими
детьми и сообщает об этом. Причина подобных
высказываний ребёнка в стремлении убедиться,
что он правильно понимает правила поведения,
получить поддержку со стороны взрослого.
Поэтому к таким жалобам следует относиться
с большим вниманием. Подтвердите, что
малыш правильно понимает общественное
требование, и подскажите, как нужно поступить,
если он замечает его нарушение
[25 с. 38-45].
Глава 2
Методика формирования культуры поведения детей
дошкольного
возраста
2.1. Методические принципы по формированию культуры поведения
детей дошкольного возраста
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется соблюдение таких принципов как:
Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.
В результате реализации методических принципов можно ожидать, что ребенок может стать гармонично – развитой личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил культуры поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо общаться со сверстниками, уметь справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть доброжелательными, честными, справедливыми.
Важной
особенностью содержания методических
принципов является тесная связь с реальной
жизнью ребенка, его социально – эмоциональным
опытом. Поэтому, помимо
специально организованных занятий,
можно использовать самые разные ситуации,
возникающие в процессе взаимодействия
детей (на других занятиях, в игре, на прогулке,
дома), с целью обогащения программного
содержания занятий и развития социальной
компетентности детей.
2.2. Воспитание культуры поведения у детей
дошкольного возраста
С
самого раннего детства ребенок
вступает в сложную систему
В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.
Каждый
день дети здороваются и прощаются,
убирают после игры
игрушки, умываются, одеваются на прогулку
и раздеваются. Ежедневно
ребенку приходится аккуратно вешать
одежду, ставить обувь и т.д. Во
всех этих ситуациях дети не только практически
овладевают различными
навыками и умениями, но и осваивают определенные
нормы поведения
в коллективе
сверстников. Приучая детей
здороваться со своими товарищами,
воспитатель использует и утренний приход
в детский сад и встречи в течение дня
с другом, заведующей, музыкальным руководителем,
поваром и т.д. Многократные упражнения
помогают ребенку осознать общее правило:
«Здороваться надо со всеми, кого увидел
в этот день впервые».
Такая постоянная связь формирует у детей
положительную привычку. Имеет значение
и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте»
или «Доброе утро», ведь внешняя форма
вежливости выражает уважение и доброжелательное
отношение к окружающим. Одни здороваются
охотно и приветливо, другие - только после
напоминания, третьи - не здороваются совсем
или здороваются нехотя. Однако не стоит
каждый случай приветливости рассматривать
как факт проявления невежливости. Лучше
разобраться, почему ребенок не поздоровался,
и помочь ему справиться. Часто дети здороваются
формально, не понимая смысла этого правила.
Например: мальчик входит в группу и сразу
направляется к игрушкам. Воспитатель
напоминает мальчику, что сначала нужно
поздороваться. Ребенок отвечает: «Я уже
здоровался там...» и рукой показывает
на дверь. Это свидетельствует, что мальчик
не понимает, почему при входе надо приветствовать
друг друга. Воспитатель объясняет, что,
здороваясь, люди желают друг другу хорошего
здоровья и настроения. Только в единстве
моральных знаний и поведения можно решать
задачи нравственного воспитания дошкольников.
Важен также пример взрослых - сотрудников
детского сада и родителей - их приветливость
и доброжелательность при встречах передаются
детям.
Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.
В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу; на занятиях -культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию; в процессе трудовой деятельности -трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида
деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.
КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.
Неотъемлемой частью занятий является игра, инсценировки, драматизация, изодеятельности. Использую различные методические приемы: беседы, дидактические игры, игровые упражнения, игровые ситуации, напоминание, указание, чтение художественной литературы. В занятиях превалируют методики, дающие ребенку возможность действовать и решать самому: «Золотая рыбка», «Цветик - семицветик», «Продолжи предложение», «Если бы я был волшебником».
Результаты, конечно, есть, и они значительные. В группе - атмосфера дружелюбия, взаимного уважения. Ребята стали вежливее и веселее. Они хорошо понимают и воспринимают уроки добра и культурного поведения. Стараются сами разрешать конфликтные ситуации, если они возникают.
Ребята играют на прогулке. Все бегают, смеются. Ваня нечаянно толкнул Алину. Девочка упала и заплакала. Ваня останавливается, подходит к Алине, помогает ей встать и извиняется.
Заходя в помещение, мальчики стараются пропустить сначала девочек, взрослых, а затем заходят сами, если кто забывает, напоминают.
Девочки играют с игрушками, принесенными из дома. Аня сидит на скамейке одна. Даша берет ее за руку, дает ей одну из своих игрушек и приглашает в игру.
Каждый ребенок выучил правило-стихотворение на определенную тему и читает, когда бывает соответствующий момент. При многократном повторении дети, в основном, запоминают все основные правила. Например: если кто-то не спит и мешает другим, дети говорят:
Даже если вы не спите,
Информация о работе Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста