Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:49, курсовая работа
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие культуры поведения;
Дать характеристику воспитанию культуры поведения в дошкольном возрасте;
3. Определить и рассмотреть методические приемы формирования
культурной воспитанности дошкольников.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Культура поведения и её компоненты……………………………………6
1.1.1. Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе - важный компонент культуры поведения…………………..9
1.1.2.Культура общения детей с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения………………………………………………………..12
1.1.3. Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения…….1 4
Глава 2
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методические принципы по формированию культуры поведения
детей дошкольного возраста……………………………………………………….17
2.2 Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста…………..20
2.3 Задачи формирования культуры поведения дошкольника ..28
Глава 3
ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Проведение диагностики ...31
3.2. Анализ полученных результатов…………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..42
- слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками, наблюдаются частые проявления негативного поведения.
Средний уровень:
- поведение
и общение ребенка
- внимателен
к эмоциональному состоянию других, проявляет
сочувствие.
Высокий уровень:
- поведение
и общение ребенка устойчивое
положительно направленное.
- тактичен, охотно вступает в общение;
- правильно
понимает эмоциональное
По результатам наблюдений за поведением детей, за общением и взаимодействием детей в процессе режимных моментов, в ситуациях прихода в группу и когда родители забирают детей из детского сада, а также в ходе специально организованных ситуациях было отнесено следующее количество детей:
Группа №7 | |||||
Высокий уровень культуры | Средний уровень культуры | Низкий уровень культуры | |||
2 | 8% | 20 | 80% | 3 | 12% |
Группа №8 | |||||
5 | 20% | 17 | 68% | 3 | 12% |
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод: в старшем дошкольном возрасте, у всех детей старших групп сформированы навыки личной гигиены и культуры еды, навыки культуры деятельности.
У большинства испытуемых отмечается в целом недостаточный уровень культуры поведения, недостаточный навык общения со взрослыми и сверстниками.
Но эти дети способны освоить
правила культуры поведения и
общения. Им становятся
Поддерживая
положительные действия и поступки,
воспитатель должен опираться на
развивающееся в ребенке
Обобщая данные, полученные в таблицах, можно предположить, что 44 воспитанника старших групп – это дети, имеющие высокий и средний уровень культуры поведения. А это составляет – 88%.
12%
от общего количества –
это дети, у которых уровень
культуры по тем или иным
критериям пока еще
Заключение
Для успешного формирования навыков культуры поведения у дошкольников воспитателю необходимо:
- полное
понимание сущности
- знание
“механизмов” формирования
- умение
планировать работу по
Решающее
значение для нравственного воспитания
имеет положительный
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях закрепляются или несколько видоизменяются в
свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.
Эффективность
нравственного просвещения
При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.
Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с маленькими детьми необходимо превращать это в игру.
Такое обучение предполагает следующие этапы:
Сначала надо обсудить с
Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.
Культура поведения дошкольника - это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребёнка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Культура общения
Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам, но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект -ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Для
организации систематической
в каждой возрастной группе ДОУ проводят такие занятия, соответственно в плане прописывают тему и программное содержание. Важной формой работы являются беседы, где в плане указывается название и основные вопросы к детям. Так же самым большим планируемым разделом является «Совместная деятельность». Здесь непосредственно планируются цели таких форм: игры, игры-упражнения, игры-инсценировки, рассматривание картин и иллюстраций, ситуации, моделирование, дискуссии, наблюдения, служба спасения, поручения, задания, изготовление поделок, работ, чтение художественной литературы, прослушивание аудио и видео записей и другие формы работы с детьми. Нужно отметить, что и самостоятельная деятельность детей должна носить целенаправленный характер и планироваться в соответствующем разделе. Нельзя обойти такую форму организации как праздники и развлечения в детском саду, куда так же можно включать введение специализированных дней («день здоровья», «день вежливости», «день добрых дел» и другие...). Воспитание должно осуществляется в единстве с семьёй, поэтому планируется и проводится
работа с родителями по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения старших дошкольников. Работа с родителями включает такие формы, как консультации, беседы, родительские собрания, оформление папок-передвижек, статей на определённую тематику, открытые занятия, конкурсы, вечера вопросов и ответов...
Таким
образом, организуется систематическая
и направленная работа по формированию
культуры поведения дошкольников в стенах
дошкольного образовательного учреждения.
Список
использованной литературы
1. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками».
- Москва, 2003.
2. Бабанский Ю. К. «Педагогика» - Москва, 2004
З. Бархатова А. Воспитание культуры поведения// «Дошкольное воспитание»-
2006.- №11.-С. 23-26
4. Воспитывать тактичного собеседника // «Дошкольное воспитание» - 2005. -
№8.-С.12-15.
5.Гелло В. Учите беречь книгу // «Дошкольное воспитание» - 2006. - №1 . -
ОП-13
6. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами//
«Дошкольное воспитание» - 2000. - №10. - С.52-56
7. 3ернова В. Воспитание любви и уважения к книге// «Дошкольное
воспитание» - 2009. - №6. - С.3-7
8. Иванова
Н.П. «Воспитание культуры
воспитание» - 2007. - №12. - С.3-7
9. Купина Н.А, Богуславская Н.Е. «Веселый этикет. Нравственное воспитание,
развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры» -
Москва, 2002.-С.176 .
10. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире// «Дошкольное воспитание» - 2001. - № 9. - С.21-24
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика» Москва, - 2008. – С.45
12. Лешли Д. «Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать
роблемы». Перевод с англ.-Москва, 2001
13. Лихачева Б.Т. «Педагогика» - Москва,2005 - с.463
14.0динцова Л.
Г. Воспитание навыков
коллективе сверстника// «Дошкольное воспитание» - 2005. - №7. - С.54-59.
Информация о работе Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста