Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
Рассмотреть понятие культуры поведения;
Дать характеристику воспитанию культуры поведения в дошкольном возрасте;
3. Определить и рассмотреть методические приемы формирования
культурной воспитанности дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Культура поведения и её компоненты……………………………………6
1.1.1. Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе - важный компонент культуры поведения…………………..9
1.1.2.Культура общения детей с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения………………………………………………………..12
1.1.3. Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения…….1 4
Глава 2
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методические принципы по формированию культуры поведения
детей дошкольного возраста……………………………………………………….17
2.2 Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста…………..20
2.3 Задачи формирования культуры поведения дошкольника ..28
Глава 3
ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Проведение диагностики ...31
3.2. Анализ полученных результатов…………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

Галя курсовая.docx

— 94.95 Кб (Скачать документ)

- слабо  ориентируется в эмоциональных  состояниях окружающих, наряду с  добрыми поступками, наблюдаются  частые проявления негативного  поведения.

Средний уровень:

- поведение  и общение ребенка положительно  направлены. Он имеет представление о правилах культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, отрицательно оцененных взрослыми;

- внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. 
 
 

Высокий уровень:

- поведение  и общение ребенка устойчивое  положительно направленное.      Ребенок хорошо ориентирован  в правилах культуры поведения;

- тактичен, охотно вступает в общение;

- правильно  понимает эмоциональное состояние  других, активно выражает готовность  помочь. Нацелен на самостоятельность.

      По  результатам наблюдений за поведением детей, за общением и взаимодействием  детей в процессе режимных моментов, в ситуациях прихода в группу и когда родители забирают детей  из детского сада, а также в ходе специально организованных ситуациях  было отнесено следующее количество детей:

 
Группа  №7
Высокий уровень культуры Средний уровень культуры Низкий  уровень культуры
2 8% 20 80% 3 12%
Группа  №8
5 20% 17 68% 3 12%
 

        Анализируя полученные данные, можно  сделать вывод: в старшем дошкольном возрасте, у всех детей старших групп сформированы навыки личной  гигиены и культуры еды, навыки культуры деятельности. 

     У большинства испытуемых отмечается в целом недостаточный уровень  культуры поведения,  недостаточный  навык общения со взрослыми и сверстниками.

         Но эти дети способны освоить  правила культуры поведения и  общения. Им становятся понятны  мотивы выполнения правил.

     Поддерживая положительные действия и поступки, воспитатель должен опираться на развивающееся в ребенке чувство  самоуважения и его растущую самостоятельность. Индивидуальный подход воспитателя к каждому ребенку поможет ему проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.

     Обобщая данные, полученные в таблицах, можно  предположить, что 44 воспитанника старших  групп  – это дети, имеющие  высокий и средний уровень  культуры поведения. А это составляет – 88%.

     12% от общего количества –   это дети, у которых уровень  культуры по тем или иным  критериям пока еще сформирован  не до конца. Что же необходимо  сделать воспитателю для успешного  формирования навыков культуры  поведения у старших дошкольников? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Для успешного формирования навыков культуры поведения у дошкольников воспитателю необходимо:

- полное  понимание сущности нравственного  воспитания как психолого-педагогического  процесса;

- знание  “механизмов” формирования нравственности;

- умение  планировать работу по формированию культуры поведения.

     Решающее  значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда  приведет к цели, когда поведение  будет осуществляться по высоким  мотивам.

     Нравственные  отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях закрепляются или несколько видоизменяются в

свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

     Сложность процесса формирования личности состоит  в том, что воспитательные воздействия  перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических  особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

     Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной  работы дошкольного учреждения и  семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

     При воспитании у детей дошкольного  возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.

     Механизм  воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с маленькими детьми необходимо превращать это в игру.

       Такое обучение предполагает  следующие этапы:

        Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить  на конкретной ситуации. Далее  - надо объяснить, почему он  должен так делать, постараться  придумать довод, близкий и  понятный ребёнку. А затем должна  быть практика - игра. Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо. Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение.

      Основным  принципом формирования культуры поведения  ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно    играть    и   трудиться,    проявлять   сочувствие    друг   к   другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.

     Культура  поведения дошкольника - это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

     В содержании программы культуры поведения  дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

     Культура  деятельности проявляется в поведении  ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

      Формировать у ребёнка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

        Культура общения предусматривает  выполнение ребёнком норм и  правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.

     Культурно-гигиенические  навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам, но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект -ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

     Для организации систематической работы по формированию культуры поведения дошкольников, используют систематические занятия по культуре, которые включаются в познавательный раздел. Таким образом, раз в неделю

в каждой возрастной группе ДОУ проводят такие  занятия, соответственно в плане прописывают тему и программное содержание. Важной формой работы являются беседы, где в плане указывается название и основные вопросы к детям. Так же самым большим планируемым разделом является «Совместная деятельность». Здесь непосредственно планируются цели таких форм: игры, игры-упражнения, игры-инсценировки, рассматривание картин и иллюстраций, ситуации, моделирование, дискуссии, наблюдения, служба спасения, поручения, задания, изготовление поделок, работ, чтение художественной литературы, прослушивание аудио и видео записей и другие формы работы с детьми. Нужно отметить, что и самостоятельная деятельность детей должна носить целенаправленный характер и планироваться в соответствующем разделе. Нельзя обойти такую форму организации как праздники и развлечения в детском саду, куда так же можно включать введение специализированных дней («день здоровья», «день вежливости», «день добрых дел» и другие...). Воспитание должно осуществляется в единстве с семьёй, поэтому планируется и проводится

 работа с родителями по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения старших дошкольников. Работа с родителями включает такие формы, как консультации, беседы, родительские собрания, оформление папок-передвижек, статей на определённую тематику, открытые занятия, конкурсы, вечера вопросов и ответов...

     Таким образом, организуется систематическая  и направленная работа по формированию культуры поведения дошкольников в стенах дошкольного образовательного учреждения. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками».

- Москва, 2003.

2. Бабанский Ю. К. «Педагогика» - Москва, 2004

З. Бархатова А. Воспитание культуры поведения// «Дошкольное воспитание»-

2006.- №11.-С. 23-26

4. Воспитывать  тактичного собеседника // «Дошкольное  воспитание» - 2005. -

№8.-С.12-15.

5.Гелло В.  Учите беречь книгу // «Дошкольное  воспитание» - 2006. - №1 . -

ОП-13

6. Ерофеева Т.  Усвоение дошкольниками правил  поведения с товарищами//

«Дошкольное воспитание» - 2000. - №10. - С.52-56

7. 3ернова   В.   Воспитание   любви   и   уважения   к   книге//   «Дошкольное

воспитание» - 2009. - №6. - С.3-7

8. Иванова   Н.П. «Воспитание культуры речи» Дошкольное

воспитание» - 2007. - №12. - С.3-7

9. Купина Н.А,  Богуславская Н.Е.  «Веселый этикет. Нравственное воспитание,

развитие коммуникативных  способностей ребенка, сюжетно-ролевые  игры» -

Москва, 2002.-С.176 .

10. Козлова   С. А. Нравственное    воспитание    детей    в    современном  мире// «Дошкольное воспитание» - 2001. - № 9. - С.21-24

11. Козлова С.А.,  Куликова Т.А.  «Дошкольная педагогика»   Москва, - 2008. – С.45

12. Лешли Д. «Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать

роблемы». Перевод с англ.-Москва, 2001

13. Лихачева Б.Т.  «Педагогика» - Москва,2005 - с.463

14.0динцова Л.  Г. Воспитание навыков культурного  поведения детей в

коллективе сверстника// «Дошкольное воспитание» - 2005. - №7. - С.54-59.

Информация о работе Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста