Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
Рассмотреть понятие культуры поведения;
Дать характеристику воспитанию культуры поведения в дошкольном возрасте;
3. Определить и рассмотреть методические приемы формирования
культурной воспитанности дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Культура поведения и её компоненты……………………………………6
1.1.1. Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе - важный компонент культуры поведения…………………..9
1.1.2.Культура общения детей с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения………………………………………………………..12
1.1.3. Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения…….1 4
Глава 2
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методические принципы по формированию культуры поведения
детей дошкольного возраста……………………………………………………….17
2.2 Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста…………..20
2.3 Задачи формирования культуры поведения дошкольника ..28
Глава 3
ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Проведение диагностики ...31
3.2. Анализ полученных результатов…………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

Галя курсовая.docx

— 94.95 Кб (Скачать документ)

     То  лежите, не шумите.

     Не  мешайте другу спать 

     И спокойно отдыхать.

     Разговаривает за столом:

     Ты  не знаешь? За столом

     Надо  есть с закрытым ртом,

     Не  спешить, не говорить,

     Крошки  на пол не сорить.

     И даже вспоминают пословицы и поговорки: «Хлеб всему голова», «Когда я ем, я глух и нем» и т.д.

     Паша  играет в раздевалке, все одеваются. Дети ему говорят: «Кто долго одевается, тот мало гуляет», «Семеро одного не ждут», «Кто много разговаривает, тот медленно одевается». Дети вспоминают и сами придумывают пословицы к определенным поступкам детей.

         Большое значение имеют сказки, в них заложена народная мудрость. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Не уходи из дома без разрешения», «Слушайся родителей», «Уважай старших»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказок.

           Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»,  хитрость в сказках «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и журавль» и т.д.

        Много читаем авторских произведений: С.Маршака, А.Барто, К.Чуковского, С.Михалкова, В.Осеевой, Л.Толстого, Г.Остера, Е.Чарушина,

Э. Мошковской, Г.Юдина и др.

        Некоторые дети, обращаясь к воспитателю или детям, не называют имени того, к кому обращаются. Со мной рядом стоят Маша и Варя, подходит Вика и говорит: «Причешите меня». Маша спрашивает у Вики, к кому она обращается и подсказывает, что надо сказать «Любовь Михайловна, причешите меня, пожалуйста». Дети сами напоминают товарищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.

        Часто, наблюдая за детьми можно услышать, как дети говорят: «Скажи, пожалуйста!». То есть, вежливое слово играет большое значение в их жизни.

        Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Отбежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребёнка. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.

      Во время музыкального занятия проводятся музыкальные игры. Дети водят хоровод. Воспитатель снова обращает внимание на правила этикета, но делает это ненавязчиво.

     В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.п.), также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ля все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.

     Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращают внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду – кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагиваются правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются правила гостевого этикета: в гости пришли родителя, их надо принять и развлечь.

      На занятии или в свободное время проводят сюжетно – ролевые игры, например о профессиях. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п . [17 с. 397].

     Во время занятий, в других режимных моментах организуй дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотно карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке.

      Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра – лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут разнообразию игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом будет играть в ней ведущую роль, в третьем - принес необходимый для нее материал, в четвертом – станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучения правильному поведению. Тогда не будет скучны нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость [14 с. 54-59].

                     
 

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Задачи, содержание  и методы формирования

культуры  поведения  дошкольников 
 
 

Задачи Познавательная 

деятельность

Игровая

  деятельность

Самостоятельная

деятельность

Выявление сформированности навыков     культуры поведения   у детей, уважительного отношения               к окружающим людям. Развивать и воспитывать осознанные взаимно-доброжелательные отношения             со сверстниками. Развивать      умение обращаться             к взрослому по имени и                 отчеству, соединить      прямое обращение               с выражением радости. Занятия:    «В    мире вежливых        слов», «Знакомство», «Культурная среда». Чтение произведения В.Осеевой «Волшебное слово». Беседа            «Зачем нужен друг». Упражнения            с использованием вежливых    слов    и выражений и т.д Д/и          «Вежливый котик», «Хорошо и плохо»,      «Принеси мне воды».

С/р. игра «Магазин».

Игра - путешествие

с      использованием

проблемной

ситуации;

Игра           «Веселые

переглядки»;

Игра-тренинг   «Мои

ощущения».

«Коробочка  добрых дел». Рассматривание      и обсуждение

сюжетных  картинок

на тему «О хороших

людях».

Инсценировка

сказки «Колобок»;

Просмотр

мультфильма

«Белоснежка и  семь

гномов»;

Вечер           загадок,

скороговорок,

пословиц о  дружбе,

товариществе

Знакомить               с традиционными приветствиями, сформировать навыки     вежливого  разговора              по телефону, развивать умение   избавляться от дурных привычек и       способствовать формированию полезных привычек, развивать     добрые, теплые     отношения между  детьми. Занятия:   «Утреннее

приветствие»,

«Вежливый разговор

по телефону»,

«Долг        платежом

красен».

Чтение  пословиц  и

поговорок о  дружбе,

товариществе.

Чтение

стихотворения

А.Барто

«Медвежонок         -

невежа» и т.д.

Д/и           «Дразнить, обижать»; Д/познавательная игра     «Что     такое  хорошо и что такое плохо»;

С/ролевая           игра «Стол звонков»; Игровые ситуации.

«Индивидуальная выставка    рисунков каждого  ребенка»; Игра            «Дочки-матери»;

Создание      альбома «Вот мы какие!»; Настольно-дидактическая   игра «Азбука настроений»; Отгадывание загадок.

Формировать навыки       культуры поведения                в повседневной жизни.         Научить высказывать       свое мнение                     о выполнении   правил культуры поведения. Находить

определения       для оценки      поведения  реальных       людей. Научить  относиться к    окружающим    с заботой                    и терпением.

Занятия:

«Культурный

человек»;

Решение

кроссвордов;

Чтение

стихотворения

Е.Карганова         «В

автобусе»;

Викторина «Правила

культуры

поведения» и  т.д.

С/р.   игра   «Гостям

всегда рады»;

Игра «Клубочек»;

Театрализованная

деятельность:

«Сказка    о    глупом

мышонке»;

Д/и  «Наши  добрые

слова»;

Игровые ситуации;

Игра       «Вежливый

ручеек» и т.д.

Рассматривание  иллюстрации           к произведениям С.Я.Маршака; Слушание песни из мультфильма  «День рождения Леопольда»; Рассматривание книги         Д.Хармса «Поведение             в общественном транспорте» и  т.д.
Научить          видеть связь между своими поступками и поступками взрослых. Познакомить           с

правилами

взаимоотношения

людей       друг       с

другом.

Сформировать

осознанное

понимание

значимости

родственных

отношений. Научить

детей      адекватным

формам поведения.

Занятие:     «Мы     и взрослые»;

Занятие: «В гостях у

Маши»;

«Правила этики»;

Чтение

художественной

литературы;

Беседа                   «О

товариществе»;

Беседа «О дружбе»;

Занятие   «Братья   и

сестры».

Коллективные   игры с куклами;

Н/д   игра   «Любить

прекрасное»;

Игровые ситуации:

-         Звонок         в

справочное бюро;

Д/и   «Принеси   мне

воды»;

Д/и               «Цветок

доброты»;

Игра-занятие

«Книжный доктор».

Игра «Ладушки»; Игра       «Едем       в гости»;

Игра            «Выбери

меня»;

Просматривание

иллюстраций           к

произведению

К.Чуковский

«Мойдодыр»;

Изготовление

индивидуальных

альбомов           «Что

любит ребенок»;

Нарисовать   портрет

доброго,   вежливого

человека.

Формировать          у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных       детей. Закреплять    навыки бережного отношения к вещам. Развивать      умение избавляться           от дурных привычек и способствовать формированию полезных.    Научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения Занятие:       «Гостям

всегда рады»;

Чтение          русских

народных сказок;

Беседа:    «Братья    и

сестры»;

Составление

рассказов о  правилах

поведения.

Чтение детям  книги

Н.Носова

«Приключения

Незнайки     и      его

друзей»;

Занятие:           «Долг

платежом красен».

Н/и «Домино  — Как

правильно»;

Театр    открывается:

кукольный

спектакль              по

мотивам          сказки

«Заюшкина

избушка»;

С/р   игра   «Напоим

Катю чаем»;

С/р   игра   «Детский

сад»;

П/игра    «Вежливый

ручеек»;

Н/печатная         игра

«Оцени поступок»;

Игра   «Я   поступил

хорошо, когда......

Самостоятельное

рассматривание

детьми       книг       с

рисунками

Е.Чарушина;

Создание

проблемной

ситуации   во   время

режимных

моментов;

«Расскажи        стихи

руками»

(М.Маяковского

«Что такое  хорошо,

что такое плохо»);

Вечер           загадок,

скороговорок,

пословиц о  дружбе.

Научить  относиться к    окружающим    с заботой                    и терпением. Формировать навыки       культуры поведения                в общественном транспорте. Сформировать навыки     вежливого разговора               по телефону. Занятие:   «Дразнить,

обижать»;

«Вместе                   с

друзьями»;

Беседа   о   культуре

поведения;

Занятие:       «Я       -

пассажир»;

Чтение            сказки

Носова          «Живая

шляпа»                    и

обсуждение

прочитанного.

Создание  проблемной ситуации.

С/р    игра    «Дочки-матери»;

Игровая     ситуация: «Звонок   на   работу маме»;

Драматизация  сказки «Два жадных медвежонка»; Беседа по телефону.

Открытки

разрезанные

пополам      «Лучшее

знакомство»;

Просмотр    книг    с

произведениями

А.Барто, В.Осеевой;

Слушание        песни

В.Шаляпина

«Улыбка»;

Беседа по телефону;

Просмотр

мультфильма

«Котенок Гав».

 
 
 
 
 

                                                           Глава 3

Диагностика культуры поведения  у детей старшего дошкольного возраста 

3.1.Проведение  диагностики   

      Развивая  личность ребенка, формируя культуру поведения  на основе соблюдения таких принципов, как: системность, опора на положительное, гуманизация воспитательного процесса, личностно деятельный подход, единство воспитательных воздействий мы можем предположить, что уровень культуры поведения у наших воспитанников находится на должном уровне.

      С этой целью мы решили провести диагностику  культуры поведения у 

 детей старшего  дошкольного возраста. Диагностика    проводилась на базе ГБОУ ЦРР  – детский сад № 643 г. Москвы.

     Для диагностики выбор воспитанников  старших групп был неслучайным, потому как данная возрастная категория  одна из тех категорий,  работа с  которой по данной проблеме  постепенно, целенаправленно велась  из года в год.

     Более того, было небезынтересно узнать, каких  результатов в этом направлении  добились воспитатели и родители, потому как этим детям скоро предстоит  пойти в школу.

     Количество  диагностируемых по списку составляло 52 человека. На момент диагностики присутствовало 50 человек. Это дети двух старших групп. В ходе диагностики применялся метод наблюдение.

      Основная  цель метода: определить уровень культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

      Организация и проведение исследования: наблюдение проводилось в естественных условиях, и носило последовательный характер. Экспериментатор был хорошо знаком детям, что не нарушало обычного течения жизни и деятельности детей. Экспериментатор осуществлял наблюдение за детьми, основываясь на  ранее разработанные критерии:

1. Культура деятельности

проявляется в  поведении: ребенка на занятиях, в  играх, во время трудовых поручений:

- умение  приготовить все необходимое;

- содержать  в порядке место, где он трудится, занимается, играет;

- бережное  отношение к игрушкам, вещам, книгам;

- играть  дружно, быть справедливым.

2. Культура общения

предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками:

- быть  вежливым, называть взрослого по  имени и отчеству;

- обращаться  с просьбой, отвечать развернутой  фразой;

- в разговоре  уметь смотреть на собеседника,  говорить приветливо, не перебивать  разговоры, если он не закончен, не перебивать старших;

- использование  соответствующего словарного запаса  и форм обращения.

3. Культурно-гигиенические  навыки и привычки

- самостоятельность  в обслуживании;

- выполнение  утренней гимнастики;

- правила  поведения за столом.

 Полученные  данные заносились экспериментатором  в таблицу (см. Приложение) 
 
 
 
 
 
 
 

                                 

                                   3.2 Анализ полученных данных 

  В ходе наблюдения были получены следующие результаты.   Основываясь на данные в таблицах видно, что у всех детей старших групп сформированы: навыки личной  гигиены и культуры еды, навыки культуры деятельности.

       Также видно,  что не у всех детей данной возрастной категории сформирован навык общения со взрослыми и сверстниками. Есть предположение, что к концу года данные навыки будут сформированы у всех детей.

      Основываясь на критериях и показателях уровня культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, предлагаются следующие характеристики культуры поведения:

Низкий  уровень характеризуется следующими показателями:

- поведение  ребенка неустойчиво, ситуативное.  Хотя имеет представление о  правилах культуры поведения,  привычка самостоятельно следовать  им не сложилась, поведение  определяется непосредственными  побуждениями;

- ребенок  испытывает трудности в общении,  связанные с неумением учитывать  позиции партнера;

Информация о работе Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста