Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:49, курсовая работа
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие культуры поведения;
Дать характеристику воспитанию культуры поведения в дошкольном возрасте;
3. Определить и рассмотреть методические приемы формирования
культурной воспитанности дошкольников.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Культура поведения и её компоненты……………………………………6
1.1.1. Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе - важный компонент культуры поведения…………………..9
1.1.2.Культура общения детей с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения………………………………………………………..12
1.1.3. Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения…….1 4
Глава 2
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методические принципы по формированию культуры поведения
детей дошкольного возраста……………………………………………………….17
2.2 Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста…………..20
2.3 Задачи формирования культуры поведения дошкольника ..28
Глава 3
ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Проведение диагностики ...31
3.2. Анализ полученных результатов…………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..42
То лежите, не шумите.
Не мешайте другу спать
И спокойно отдыхать.
Разговаривает за столом:
Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить.
И даже вспоминают пословицы и поговорки: «Хлеб всему голова», «Когда я ем, я глух и нем» и т.д.
Паша играет в раздевалке, все одеваются. Дети ему говорят: «Кто долго одевается, тот мало гуляет», «Семеро одного не ждут», «Кто много разговаривает, тот медленно одевается». Дети вспоминают и сами придумывают пословицы к определенным поступкам детей.
Большое значение имеют сказки, в них заложена народная мудрость. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Не уходи из дома без разрешения», «Слушайся родителей», «Уважай старших»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказок.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказках «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и журавль» и т.д.
Много читаем авторских произведений: С.Маршака, А.Барто, К.Чуковского, С.Михалкова, В.Осеевой, Л.Толстого, Г.Остера, Е.Чарушина,
Э. Мошковской, Г.Юдина и др.
Некоторые дети, обращаясь к воспитателю или детям, не называют имени того, к кому обращаются. Со мной рядом стоят Маша и Варя, подходит Вика и говорит: «Причешите меня». Маша спрашивает у Вики, к кому она обращается и подсказывает, что надо сказать «Любовь Михайловна, причешите меня, пожалуйста». Дети сами напоминают товарищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.
Часто, наблюдая за детьми можно услышать, как дети говорят: «Скажи, пожалуйста!». То есть, вежливое слово играет большое значение в их жизни.
Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Отбежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребёнка. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.
Во время музыкального занятия проводятся музыкальные игры. Дети водят хоровод. Воспитатель снова обращает внимание на правила этикета, но делает это ненавязчиво.
В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.п.), также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ля все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.
Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращают внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду – кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагиваются правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются правила гостевого этикета: в гости пришли родителя, их надо принять и развлечь.
На занятии или в свободное время проводят сюжетно – ролевые игры, например о профессиях. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п . [17 с. 397].
Во время занятий, в других режимных моментах организуй дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотно карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке.
Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра – лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут разнообразию игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом будет играть в ней ведущую роль, в третьем - принес необходимый для нее материал, в четвертом – станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучения правильному поведению. Тогда не будет скучны нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость [14 с. 54-59].
2.3. Задачи, содержание и методы формирования
культуры
поведения дошкольников
Задачи | Познавательная
деятельность |
Игровая
деятельность |
Самостоятельная
деятельность | ||||
Выявление сформированности навыков культуры поведения у детей, уважительного отношения к окружающим людям. Развивать и воспитывать осознанные взаимно-доброжелательные отношения со сверстниками. Развивать умение обращаться к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости. | Занятия: «В мире вежливых слов», «Знакомство», «Культурная среда». Чтение произведения В.Осеевой «Волшебное слово». Беседа «Зачем нужен друг». Упражнения с использованием вежливых слов и выражений и т.д | Д/и
«Вежливый котик», «Хорошо и плохо»,
«Принеси мне воды».
С/р. игра «Магазин». Игра - путешествие с использованием проблемной ситуации; Игра «Веселые переглядки»; Игра-тренинг «Мои ощущения». |
«Коробочка
добрых дел». Рассматривание
и обсуждение
сюжетных картинок на тему «О хороших людях». Инсценировка сказки «Колобок»; Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов»; Вечер загадок, скороговорок, пословиц о дружбе, товариществе | ||||
Знакомить с традиционными приветствиями, сформировать навыки вежливого разговора по телефону, развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных привычек, развивать добрые, теплые отношения между детьми. | Занятия:
«Утреннее
приветствие», «Вежливый разговор по телефону», «Долг платежом красен». Чтение пословиц и поговорок о дружбе, товариществе. Чтение стихотворения А.Барто «Медвежонок - невежа» и т.д. |
Д/и
«Дразнить, обижать»; Д/познавательная
игра «Что такое
хорошо и что такое плохо»;
С/ролевая игра «Стол звонков»; Игровые ситуации. |
«Индивидуальная
выставка рисунков каждого
ребенка»; Игра
«Дочки-матери»;
Создание альбома «Вот мы какие!»; Настольно-дидактическая игра «Азбука настроений»; Отгадывание загадок. | ||||
Формировать
навыки культуры поведения
в повседневной жизни.
Научить высказывать
свое мнение
о выполнении правил культуры
поведения. Находить
определения для оценки поведения реальных людей. Научить относиться к окружающим с заботой и терпением. |
Занятия:
«Культурный человек»; Решение кроссвордов; Чтение стихотворения Е.Карганова «В автобусе»; Викторина «Правила культуры поведения» и т.д. |
С/р.
игра «Гостям
всегда рады»; Игра «Клубочек»; Театрализованная деятельность: «Сказка о глупом мышонке»; Д/и «Наши добрые слова»; Игровые ситуации; Игра «Вежливый ручеек» и т.д. |
Рассматривание иллюстрации к произведениям С.Я.Маршака; Слушание песни из мультфильма «День рождения Леопольда»; Рассматривание книги Д.Хармса «Поведение в общественном транспорте» и т.д. | ||||
Научить
видеть связь между своими поступками
и поступками взрослых. Познакомить
с
правилами взаимоотношения людей друг с другом. Сформировать осознанное понимание значимости родственных отношений. Научить детей адекватным формам поведения. |
Занятие:
«Мы и взрослые»;
Занятие: «В гостях у Маши»; «Правила этики»; Чтение художественной литературы; Беседа «О товариществе»; Беседа «О дружбе»; Занятие «Братья и сестры». |
Коллективные
игры с куклами;
Н/д игра «Любить прекрасное»; Игровые ситуации: - Звонок в справочное бюро; Д/и «Принеси мне воды»; Д/и «Цветок доброты»; Игра-занятие «Книжный доктор». |
Игра «Ладушки»;
Игра «Едем
в гости»;
Игра «Выбери меня»; Просматривание иллюстраций к произведению К.Чуковский «Мойдодыр»; Изготовление индивидуальных альбомов «Что любит ребенок»; Нарисовать портрет доброго, вежливого человека. | ||||
Формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Закреплять навыки бережного отношения к вещам. Развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. Научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения | Занятие:
«Гостям
всегда рады»; Чтение русских народных сказок; Беседа: «Братья и сестры»; Составление рассказов о правилах поведения. Чтение детям книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; Занятие: «Долг платежом красен». |
Н/и «Домино
— Как
правильно»; Театр открывается: кукольный спектакль по мотивам сказки «Заюшкина избушка»; С/р игра «Напоим Катю чаем»; С/р игра «Детский сад»; П/игра «Вежливый ручеек»; Н/печатная игра «Оцени поступок»; Игра «Я поступил хорошо, когда...... |
Самостоятельное
рассматривание детьми книг с рисунками Е.Чарушина; Создание проблемной ситуации во время режимных моментов; «Расскажи стихи руками» (М.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»); Вечер загадок, скороговорок, пословиц о дружбе. | ||||
Научить относиться к окружающим с заботой и терпением. Формировать навыки культуры поведения в общественном транспорте. Сформировать навыки вежливого разговора по телефону. | Занятие:
«Дразнить,
обижать»; «Вместе с друзьями»; Беседа о культуре поведения; Занятие: «Я - пассажир»; Чтение сказки Носова «Живая шляпа» и обсуждение прочитанного. |
Создание
проблемной ситуации.
С/р игра «Дочки-матери»; Игровая ситуация: «Звонок на работу маме»; Драматизация сказки «Два жадных медвежонка»; Беседа по телефону. |
Открытки
разрезанные пополам «Лучшее знакомство»; Просмотр книг с произведениями А.Барто, В.Осеевой; Слушание песни В.Шаляпина «Улыбка»; Беседа по телефону; Просмотр мультфильма «Котенок Гав». |
Диагностика
культуры поведения
у детей старшего
дошкольного возраста
3.1.Проведение
диагностики
Развивая личность ребенка, формируя культуру поведения на основе соблюдения таких принципов, как: системность, опора на положительное, гуманизация воспитательного процесса, личностно деятельный подход, единство воспитательных воздействий мы можем предположить, что уровень культуры поведения у наших воспитанников находится на должном уровне.
С этой целью мы решили провести диагностику культуры поведения у
детей старшего дошкольного возраста. Диагностика проводилась на базе ГБОУ ЦРР – детский сад № 643 г. Москвы.
Для
диагностики выбор
Более того, было небезынтересно узнать, каких результатов в этом направлении добились воспитатели и родители, потому как этим детям скоро предстоит пойти в школу.
Количество диагностируемых по списку составляло 52 человека. На момент диагностики присутствовало 50 человек. Это дети двух старших групп. В ходе диагностики применялся метод наблюдение.
Основная цель метода: определить уровень культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Организация и проведение исследования: наблюдение проводилось в естественных условиях, и носило последовательный характер. Экспериментатор был хорошо знаком детям, что не нарушало обычного течения жизни и деятельности детей. Экспериментатор осуществлял наблюдение за детьми, основываясь на ранее разработанные критерии:
1. Культура деятельности
проявляется в поведении: ребенка на занятиях, в играх, во время трудовых поручений:
- умение приготовить все необходимое;
- содержать
в порядке место, где он
- бережное отношение к игрушкам, вещам, книгам;
- играть дружно, быть справедливым.
2. Культура общения
предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками:
- быть вежливым, называть взрослого по имени и отчеству;
- обращаться с просьбой, отвечать развернутой фразой;
- в разговоре
уметь смотреть на собеседника,
- использование
соответствующего словарного
3. Культурно-гигиенические навыки и привычки
- самостоятельность в обслуживании;
- выполнение утренней гимнастики;
- правила поведения за столом.
Полученные
данные заносились
В ходе наблюдения были получены следующие результаты. Основываясь на данные в таблицах видно, что у всех детей старших групп сформированы: навыки личной гигиены и культуры еды, навыки культуры деятельности.
Также видно, что не у всех детей данной возрастной категории сформирован навык общения со взрослыми и сверстниками. Есть предположение, что к концу года данные навыки будут сформированы у всех детей.
Основываясь на критериях и показателях уровня культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, предлагаются следующие характеристики культуры поведения:
Низкий уровень характеризуется следующими показателями:
- поведение
ребенка неустойчиво,
- ребенок
испытывает трудности в
Информация о работе Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста