Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:21, реферат
Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
Введение
Данный реферат посвящен исследованию проблемы воспитания культуры умственного труда в процессе работы с книгой у младших школьников. Выбор темы не случаен, и в данное время приобретает особую актуальность, так как сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. В России развиваются процессы "кризиса чтения", что говорит о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?
Культура
умственного труда представляет
собой сложную, многоуровневую модель,
включающую в себя учебно-организационные,
учебно-информационные, учебно-интеллектуальные
и учебно-коммуникативные
Большой интерес к изучению проблемы умственного труда и интеллектуальной деятельности обучающихся проявляет педагогическая наука и практика. Педагоги выделяют, прежде всего, культуру учебного (умственного) труда (О.А. Абдуллина, СМ. Азизова, М.А. Данилов, М.И. Донцова, Н.П. Ерастов, И.В. Игнатова, Н.С. Козлов, И.В. Кондакова, В.Д. Кукушкин и И.Ф. Неволин, Н.Д. Никандров, А. Попова, В.О. Пунский, Г.А. Русакова, Т.Н. Сапожникова, Л.И. Троицкая), технику организации учебной деятельности (В. Граф, И.И. Ильясов, В.П. Кузовлев, А.П. Огаркова, О.П. Осипова), технику чтения и работы с книгой (Л.П. Доблаев, Г.Г. Гецов, Г.Г. Граник, О.А. Кузнецов, СИ. Поварнин, М.Д. Смородинская, Г.Ф. Тарасова, И.В. Усачева, О.С Чубарьян).
Интеллектуальный компонент занимает центральное место в понятии «культура умственного труда», являясь «фундаментом», на основе которого строится процесс обучения, состоящий из умений младших школьников.
Уровень
сформированности умений, входящих в
интеллектуальный компонент культуры
умственного труда, а именно: степень
овладения мыслительными
Книга - величайшее изобретение человека. Работа с ней - важный метод обучения. Его можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. Это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию.
Отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
Характеристика основных составляющих культуры умственного труда
Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
Таким образом, в понятие «культура умственного труда» входят четыре взаимосвязанных компонента: личностный, интеллектуальный; организационно-технический, гигиенический.
Культура
умственного труда
Воспитание
культуры умственного труда
Культура
умственного труда школьников
предполагает воспитание
Личностное
отношение (отношение
При
воспитании культуры
С
целью формирования у
«а) осознание
учения как общественного и
б) убеждение в возможности и необходимости развития своих умственных способностей;
в) стремление облегчить учебный труд и сделать его более производительным;
г) проявление интереса к процессуальной стороне учебно-познавательной деятельности»1. Наивысшего уровня мотивации достигает тогда, когда возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, в совершенствовании своих интеллектуальных способностей.
Для
развития мотивации
- «пробуждение положительного отношения к учёбе;
- раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала;
- организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся».
Центральное
место в понятии «культура
умственного труда» занимает
интеллектуальный компонент.
Элементы
личностного и
Отметим,
что в предисловии «
Правильная
организация учебной работы
- правильный режим работы;
- оборудование места для занятий;
- определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю.
Без
соблюдения этих условий не
могут быть достигнуты сколько-
Кроме того, к внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть и т.д.
Воспитание
привычке к систематической
Одно
из важных правил
По словам
психологов, когда человек выполняет
работу, которая не представляет для
него интереса, в его внутреннем
состоянии последовательно
Таким образом, человек, оттягивающий начало работы, значительно удлиняет её первый тяжёлый этап, построенный на принуждении себя. Чем длиннее этап, тем неприятнее воспоминания о работе, тем сильнее будет у него искушение затянуть начало работы в следующий раз.
Поэтому, обучая детей тому, как учиться, нельзя пренебрегать таким моментом, как выработка привычки приступать к делу без раскачки.
Кроме того, школьник должен иметь постоянное место для занятий, лучше всего отдельный столик и полку для книг. Причём в это время никто не должен мешать ему. Подобно тому, как у человека вырабатывается привычка к определенному времени работы, точно так же появляется она и к рабочему месту, что располагает его к работе, сокращает период втягивания в неё.
Таким образом, организационно-технический и гигиенический аспекты являются важными составляющими культуры умственного труда, наряду с личностным и интеллектуальным компонентами. Конкретное содержание структуры взаимодействия компонентов определяется целями и задачами той или иной учебной работы.
Воспитание культуры умственного труда в процессе работы с книгой у младших школьников
Интеллектуальный компонент является центральным в понятии «культура умственного труда».
Интеллектуальные умения на эмпирическом уровне вырабатываются лишь благодаря многочисленным упражнениям, но без разъяснения учителями и, значит, без осознания школьниками используемых методов учения и познания, вследствие чего процесс происходит в основном стихийно, интуитивно.
Педагогическая целесообразность эмпирического пути умственного развития учащихся обусловлена двумя факторами: возрастной ограниченностью познавательных способностей и сложностью мыслительных операций. Отметим, что интеллектуальные умения основываются на специальных мыслительных операциях.
Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций. Важнейшими среди них являются анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация и др.
Исходным приёмом логического мышления является анализ. На эмпирическом уровне умение анализировать начинает формироваться ещё в дошкольный период. Однако в процессе школьного обучения термин «анализ» не только не разъясняется, но и почти не употребляется. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, без этого термина невозможно обойтись, вместо него обычно применяется термин «разбор» (разбор слова, предложения) Между тем доказано, что переход к теоретическому уровню формирования данного умения может быть осуществлён уже в 4-5 классах. Для начала даётся краткое определение: анализ - мысленное расчленение целого на части. В ходе дальнейшего обучения умение анализировать всё более совершенствуется: от предметно-наглядного анализа учащиеся переходят к словесно-логическому; увеличивает количество вычленяющих элементов; осуществляется многоступенчатый анализ и целого, и его частей; параллельно анализируется различные, но сопоставимые явления.
С
анализом неразрывно связан
Синтезирование – наиболее трудная для учащихся операция, ведь именно мыслительное соединение элементов требует раскрытия тех внутренних связей, которые делают элементы составными частями целостного объекта.
«Всё познается в сравнении» – в этом общеизвестном афоризме точно отражена одна из основных закономерностей процесса познания. Именно поэтому термин «сравнение» школьники в своих учебниках начинают встречать уже во втором классе. В момент его введения на объяснять учащимся, что сравнением называется раскрытие в изучаемых явлениях общего и различного. В последующих классах используется многие виды сравнения: полное (одновременно раскрываются общие и отличительные признаки) или неполное; комплексное (объекты сравниваются по нескольким линиям или однолинейное; сопоставление сходных или противопоставление противоположных явлений.
Усвоение
логического приёма, обобщение возможно
лишь в том случае, если школьники
уже овладели такими