Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:21, реферат
Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
На
первых порах это будет для
него специальная работа. Выполняя
домашнее задание, ученик
У
человека, освоившего рациональные
приёмы учения, чтение, понимание
и запоминание происходят
Как
ни странно умение находить
логические связи в материале,
построить усвоение только на
этом умении всё-таки
Таким образом, умение работать с книгой и другими источниками информации является составной частью общеучебных умений и навыков школьников.
Не менее важными общеучебными умениями и навыками являются: овладение приёмами поиска нужной литературы в библиотеке, знакомство с основными видами литературы – художественной, общественно-политической, научно-популярной, справочной, а также умение слушать и осмысливать предлагаемую устную информацию, пользоваться различными техническими источниками информации (телевидение, радио и д.р.), а также умения, формирующие культуру устной и письменной речи, т.е. умения отвечать на вопросы и ставить их; связно излагать изучаемый материал (сжато, подробно, выборочно); использовать различные типы речи – описание, повествование, рассуждение; выступать с докладами сообщениями; принимать участие в дискуссии; выполнять различные работы – изложение, сочинение, отзыв или рецензия, составление деловых бумаг и т.д.; делать краткие записи основного содержания информации – простой и сложный план, тезисы, конспект, реферат, графическая форма записи (схема, таблица, график, диаграмма).
Наконец,
обязательным компонентом
Так,
первоклассники достаточно
Необходимость
формирования у школьников
Если
речь идёт о начальных классах,
По
мере того как ученик
Затем
полный развёрнутый контроль
начинает постепенно
«Следует
обратить особое внимание на
то, чтобы у школьника постепенно
складывались достаточно
Практическая часть по воспитанию культуры умственного труда в процессе работы с книгой у младших школьников
Классный час «Как работать с книгой».
Цель: познакомить учащихся с правилами работы с книгой и учебником, показать значение книг в учёбе.
Ход классного часа
Вступительное слово классного руководителя:
Приветствие учащихся
Анализ анкетирования по вопросам:
Сообщение темы и целей занятия
Рассказ классного руководителя о значении книг в жизни человека:
Книга – главный источник знаний;
Книги бывают разные;
Книги для души и учёбы;
Учебник – главная книга школьника.
Беседа о любимых книгах: несколько учащихся по желанию рассказывают о своей любимой книге.
Знакомство с правилами работы с книгой – раздача и обсуждение памяток:
Как читать книгу;
Лучше читать немного, но основательно.
Составь план чтения, перечислив в них книги, которые ты хочешь прочитать.
Для предварительного знакомства с книгой просмотри данные, приведённые на её титульной странице, аннотацию, оглавление, предисловие, заключение.
Старайся глубже понять содержание книги, для этого выдели главную мысль и следи, как она раскрывается и обосновывается.
В ходе чтения применяй различные приёмы записи: цитаты, выписки, план, тезисы, конспект.
Встретив в книге незнакомое слово, обязательно узнай, что оно означает; для этого пользуйся словарями, энциклопедиями, справочниками
Прочитав книгу, подумай, чему новому она тебя научила.
Домашнее задание – разделиться на 3 команды, придумать название и выбрать капитана.
Заключение
Таким образом, при характеристике педагогических основ воспитания культуры умственного труда мы установили, что культура умственного труда, включающая в себя личностные, интеллектуальные, организационно-технические и гигиенические компоненты, предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме. Личностный компонент, являясь приоритетным, оказывает воздействие на все остальные компоненты культуры умственного труда. Тем не менее, остальные компоненты этого понятия также важны для рационального осуществления умственной работы.
Центральное место в понятии
«культура умственного труда»
занимают интеллектуальные умения
и навыки, основанные на овладении
учащимися основными
Основным
плацдармом воспитания
В
ходе исследования зависимости
успеваемости школьников от
Ключ
к оптимизации учебно-
Небольшой и далеко ещё не оптимальный опыт воспитания культуры умственного труда школьников показывает, что разъяснение учителем и осознанное освоение учениками мыслительных операций обеспечивает более полное, глубокое и прочное запоминание изучаемых основ наук, облегчает учебный труд, повышает его производительность, усиливает интерес к учёбе, помогает преодолевать негативное к ней отношение, готовит к продолжению образования и самообразования после школы.
Для
повышения эффективности
В
развитии учебно-
Повышение
эффективности всей
Список использованной литературы
1. Азаров, Ю.П. Радость учить учиться [Текст] / Ю.П. Азаров. – М: Политиздат, 1988. -335с.
2. Активизация познавательной деятельности младших школьников [Текст] // Книга для учителя. - Минск: Нар. 1987. -109с.
3. Ануфриев, А.Ф., Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] / А.Ф. Ануфриев,С.Н. Костромина - М: Ось-98, 1988.- 221с.
4. Бабаинский, Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения [Текст] // Выбор методов обучения в средней школе/ Под ред. Ю.К. Бабаинского. - М 1987. - 118-131с.
5. Бабаинский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности [Текст] / Ю.К. Бабаинский - М.: Знание, 1987. – 91с.
6. Баранов, С.П. и др. [Текст]: Педагогика: Просвещение, 1987, - 367с.
7. Бардин, К.В. Как научить детей учиться [Текст] / К.В. Бардин. - М.: Просвещение, 1987. - 112с.
8. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий и понятий [Текст] /П.Я. Гальперин. - М.: Прогресс, 1965, - 206с.
9. Границкая, А.С Научить думать и действовать [Текст] / А.С. границкая - М.: Просвещение, 1991. -172с.
10. Гролщева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию [Текст] / А.К. Гролщева. - М.: Педагогика, 1983. -130 с.
11. Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания [Текст] / Л.П. Доблаева. - М.: Педагогика, 1982, -124с.
12. Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого [Текст] / С.Д. Шевченко. - М.: Просвещение.- 1991, -174с.
13. Щукна, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукна. - М.: Педагогика, 1988. - 203с.
Приложение №1 Памятки по работе с книгой для ученика