Воспитание культуры умственного труда в процессе работы с книгой у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:21, реферат

Описание

Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 59.74 Кб (Скачать документ)

  На  первых порах это будет для  него специальная работа. Выполняя  домашнее задание, ученик сначала  должен будет прочитать материал  и только потом приступить  к его умственной обработке:  разбить на смысловые группы, дать этим группам названия  или выделить в них смысловые  опорные пункты и, наконец,  свести их вместе и составить  логическую опорную схему материала.  По мере того как школьник  будет осваивать эти умения, он  начнёт справляться с этой  работой в процессе чтения. То  он с первого раза увидит  смысловые куски в какой-то  части материала; то какие-нибудь  слова сами бросятся в глаза и «осядут» в памяти как опорные пункты; то ученик обнаружит, что, отложив книгу, он может представить себе план большей части или даже всего материала. В конце концов, даже в результате однократного чтения у школьника складывается в уме логическая опорная схема материала. Теперь для того, чтобы убедиться, что он знает урок, ему достаточно перебрать в уме пункты логической схемы.

  У  человека, освоившего рациональные  приёмы учения, чтение, понимание  и запоминание происходят одновременно. Прямо по ходу чтения он  анализирует содержание текста, замечает, где кончается один  смысловой кусок и начинается  следующий, выделяет смысловые  опорные пункты в тексте, позволяющие  ему отметить главную мысль  в каждом смысловом куске, мысленно  соотносить их между собой,  строя логическую схему материала.  Благодаря такой активной умственной  работе над текстом осмысление  происходит по ходу чтения, а  запоминание – одновременно с  пониманием прочитанного.

  Как  ни странно умение находить  логические связи в материале,  построить усвоение только на  этом умении всё-таки невозможно. Какая-то часть материала требует  точного запоминания: формулы,  иностранные слова, определения,  формулировки основных законов.  Роль таких твёрдо заученных  положений заключается в том,  что «они становятся как бы  базисными или на которые накладываются  другие знания».8 Такой психологический приём, как соотнесение изучаемого материала с имеющимися знаниями – ещё один путь, облегчающий школьнику усвоение.

  Таким  образом, умение работать с  книгой и другими источниками  информации является составной  частью общеучебных умений и навыков школьников.

Не менее  важными общеучебными умениями и навыками являются: овладение приёмами поиска нужной литературы в библиотеке, знакомство с основными видами литературы – художественной, общественно-политической, научно-популярной, справочной, а также умение слушать и осмысливать предлагаемую устную информацию, пользоваться различными техническими источниками информации (телевидение, радио и д.р.), а также умения, формирующие культуру устной и письменной речи, т.е. умения отвечать на вопросы и ставить их; связно излагать изучаемый материал (сжато, подробно, выборочно); использовать различные типы речи – описание, повествование, рассуждение; выступать с докладами сообщениями; принимать участие в дискуссии; выполнять различные работы – изложение, сочинение, отзыв или рецензия, составление деловых бумаг и т.д.; делать краткие записи основного содержания информации – простой и сложный план, тезисы, конспект, реферат, графическая форма записи (схема, таблица, график, диаграмма).

  Наконец,  обязательным компонентом учебной  деятельности, который нужно сформировать  у школьника, чтобы он мог  успешно учиться, является контроль  и самооценка.

  Так,  первоклассники достаточно хорошо  могут контролировать своё внешнее  поведение, но ещё не умеют  держать под контролем свою  умственную деятельность. И причина  этого несколько в лёгкой переключаемости детей, сколько в непонимании ими задач контроля и самооценки. Обычная в этом смысле ошибка, допускаемая школьниками, заключается в следующем. Для того чтобы выучить, скажем, правило, ребёнок садится, пытается запомнить его в ходе многократного прочитывания. Он не замечает пропущенного или изменённого им слова, хотя при этом нередко искажается смысл самого правила. Прочитав материал 5-6 раз, ребёнок откладывает книгу и заявляет: «Выучил». При этом ребёнок не пользуется активным воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством контроля. Он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Он говорит: «Выучил», когда чувствует близость того, что он запомнил к оригиналу. То, что при этом могло выпасть какое-то слово и изменился смысл правила, он самостоятельно обнаружить не в состоянии.

  Необходимость  формирования у школьников контроля  и самооценки вполне очевидна.

  Если  речь идёт о начальных классах,  то, прежде всего необходимо довести до сознания ребёнка со всей ясностью одну простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться,  выучил ты его или нет.

  По  мере того как ученик переходит  из класса в класс, меняется  и объём, и качественное содержание  изучаемого материала. Соответственно  этому меняются и приёмы умственной  работы школьника. Понятно, что  и приёмы самоконтроля также  должны измениться. Вначале пересказ  материала был одновременно и  способом заучивания, и способом  контроля. С течением времени  пересказ вслух или про себя  становится по преимуществу методом  самоконтроля и должен помогать ученику разобраться, выучил он урок или нет, а что касается самого материала, то решающее значение имеют разные виды активной работы с ним.

  Затем  полный развёрнутый контроль  начинает постепенно сокращаться,  и ученик всё чаще проверят  прочность запоминания, воспроизводя  только логическую опорную схему  материала. Повторять несколько  раз заданный урок во всей  его полноте, как это требуется  при ответе в классе, становится  приёмом нерациональным, трудоёмким  и отнимающим в силу большого  объёма материала очень много  времени. Поэтому старшеклассники,  овладевшие правильными учебными  навыками и привыкшие самостоятельно  работать над рационализацией  своего умственного труда, контролируют  себя, намечая в уме план ответа. Если ученик мысленно представляет  себе схему ответа, значит, он  хорошо помнит содержание.

  «Следует  обратить особое внимание на  то, чтобы у школьника постепенно  складывались достаточно прочные,  устойчивые и объективные критерии оценки самого себя и своих знаний»9.  Иначе рано или поздно придется столкнуться с проблемой расхождения самооценки со школьной отметкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть по воспитанию культуры умственного труда в процессе работы с книгой у младших школьников

Классный час «Как работать с  книгой».

Цель: познакомить учащихся с правилами работы с книгой и учебником, показать значение книг в учёбе.

Ход классного  часа

Вступительное слово классного руководителя:

Приветствие учащихся

Анализ  анкетирования по вопросам:

    • Любишь ли ты читать книги?
    • Какие именно книги ты предпочитаешь читать?
    • Сколько примерно книг ты прочитываешь за месяц?
    • Как ты выбираешь книги для чтения?
    • Где берёшь книги для чтения?
    • Как быстро ты читаешь?
    • Делаешь ли какие – либо записи во время или после чтения?

 Сообщение темы и целей занятия

Рассказ классного руководителя о  значении книг в жизни человека:

Книга –  главный источник знаний;

Книги бывают разные;

Книги для  души и учёбы;

Учебник – главная книга школьника.

Беседа о любимых книгах: несколько учащихся по желанию рассказывают о своей любимой книге.

Знакомство с правилами работы с книгой – раздача и обсуждение памяток:

Как читать книгу;

Лучше читать немного, но основательно.

Составь план чтения, перечислив в них книги, которые ты хочешь прочитать.

Для предварительного знакомства с книгой просмотри данные, приведённые на её титульной странице, аннотацию, оглавление, предисловие, заключение.

Старайся  глубже понять содержание книги, для  этого выдели главную мысль и  следи, как она раскрывается и  обосновывается.

В ходе чтения применяй различные приёмы записи: цитаты, выписки, план, тезисы, конспект.

Встретив  в книге незнакомое слово, обязательно  узнай, что оно означает; для этого  пользуйся словарями, энциклопедиями, справочниками

Прочитав  книгу, подумай, чему новому она тебя научила.

Домашнее  задание – разделиться на 3 команды, придумать название и выбрать  капитана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, при характеристике педагогических основ воспитания культуры умственного труда мы установили, что культура умственного труда, включающая в себя личностные, интеллектуальные, организационно-технические и гигиенические компоненты, предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме. Личностный компонент, являясь приоритетным, оказывает воздействие на все остальные компоненты культуры умственного труда. Тем не менее, остальные компоненты этого понятия также важны для рационального осуществления умственной работы.

   Центральное место в понятии  «культура умственного труда»  занимают интеллектуальные  умения  и навыки, основанные на овладении  учащимися основными операциями  мышления, - это  умение выделять  учебную задачу, осуществлять активную  мыслительную обработку  текста, приводящую к запоминанию этого текста и др.

  Основным  плацдармом воспитания культуры  умственного труда является процесс  обучения. Однако в культуру умственного  труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно  включить в содержание учебного  процесса. Задача учителя – свести  в единый комплекс формируемые  знания об учебно-познавательной  деятельности.

  В  ходе исследования зависимости  успеваемости школьников от степени  сформированности у них мыслительных  процессов, т.е. интеллектуальных  умений, мы пришли к заключению, что уровень успеваемости в  огромной степени определяется  уровнем овладения мыслительными  операциями, т.е., в конечном итоге,  умением учиться. Таким образом,  интеллектуальный компонент, занимая  центральное место в понятии  «культура умственного труда», действительно  является «фундаментом» процесса  обучения.

  Ключ  к оптимизации учебно-воспитательного  процесса – формирование учебно-познавательных  умений не только на эмпирическом  уровне, но и на теоретическом.

  Небольшой и далеко ещё не оптимальный опыт воспитания культуры умственного труда школьников показывает, что разъяснение учителем и осознанное освоение учениками мыслительных операций обеспечивает более полное, глубокое и прочное запоминание изучаемых основ наук, облегчает учебный труд, повышает его производительность, усиливает интерес к учёбе, помогает преодолевать негативное к ней отношение, готовит к продолжению образования и самообразования после школы.

  Для  повышения эффективности учебного  процесса требуется полномасштабно  разработать и внедрить комплексную  систему воспитания культуры  умственного труда, охватывающую  и учебную, и воспитательную  работу, как в стенах школы,  так и в учебном труде дома.

  В  развитии учебно-познавательных  способностей учащиеся должны  активно участвовать не только  учителя  и родители, но и  сами школьники. 

  Повышение  эффективности всей многогранной  работы по обучению учащихся  умению учиться – одна из  самых главных предпосылок повышения  качества образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Азаров, Ю.П. Радость учить учиться [Текст] / Ю.П. Азаров. – М: Политиздат, 1988. -335с.

2. Активизация познавательной деятельности младших школьников [Текст] // Книга для учителя. - Минск: Нар. 1987. -109с.

3. Ануфриев, А.Ф., Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] / А.Ф. Ануфриев,С.Н. Костромина - М: Ось-98, 1988.-                221с.

4. Бабаинский, Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения [Текст] // Выбор методов обучения в средней школе/ Под ред. Ю.К. Бабаинского. - М 1987. - 118-131с.

5. Бабаинский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности [Текст] / Ю.К. Бабаинский - М.: Знание, 1987. – 91с.

6. Баранов, С.П. и др. [Текст]: Педагогика: Просвещение, 1987, - 367с.

7. Бардин, К.В. Как научить детей учиться [Текст] / К.В. Бардин. - М.: Просвещение, 1987. - 112с.

8. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий и понятий [Текст] /П.Я. Гальперин. - М.: Прогресс, 1965, - 206с.

9. Границкая, А.С Научить думать и действовать [Текст] /                 А.С. границкая - М.: Просвещение, 1991. -172с.

10. Гролщева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию [Текст] / А.К. Гролщева. - М.: Педагогика, 1983. -130 с.

11. Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания [Текст] / Л.П. Доблаева. - М.: Педагогика, 1982, -124с.

12. Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого [Текст] / С.Д. Шевченко. - М.: Просвещение.- 1991, -174с.

13. Щукна, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукна. - М.: Педагогика, 1988. - 203с.

Приложение №1 Памятки по работе с книгой для ученика

  1. Несколько советов по чтению.
  2. Выбрав книгу, старайся её читать вслух.
  3. Возвращайся к её чтению несколько раз в день.
  4. Заканчивай день чтением перед сном.
  5. Просьба книги: научись меня читать
  6. 1. Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  7. 2. Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  8. 3. Предположи, о чём я тебе расскажу.
  9. 4. Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  10. 5. Подумай, почему у меня такое название.
  11. 6. Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.
  12. Памятка
  13. “УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО”
  14. 1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  15. 2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  16. 3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
  17. 4. Старайся понять, о чём читаешь.
  18. 5. Читай ежедневно: вслух и “про себя”
  19. Как готовить рассказ о книге?
  20. 1. Запомни автора, название книги.
  21. 2. Выдели самое интересное, на твой взгляд, что понравилось.
  22. 3. Теперь обдумай свой рассказ,
  23. Не заучивая фраз.
  24. И задумайся о нём:
  25. Что рассказано? О чём?
  26. Что за чем произошло
  27. И к чему всё привело?
  28. Прочитай же ещё раз –
  29. И запомни свой рассказ.
  30. 4. Начни свой рассказ со знакомства с автором, названием книги.

Информация о работе Воспитание культуры умственного труда в процессе работы с книгой у младших школьников