Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:40, контрольная работа
Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.
Введение
1. Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов
2. Педагогические условия формирования умственной активности дошкольников
3. Методы и приемы формирования умственной активности детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Костанайский государственный педагогический институт
Факультет заочного обучения
Кафедра дошкольного, начального и специального образования
Веремеенко Вера Викторовна
Специальность 050101«Дошкольное воспитание», 3 курс (сокращенный).
Зачетная книжка № 805012
Дисциплина «Дошкольная педагогика»
Тема «Воспитание у детей умственной активности»
Проверил: ст. преподаватель Ли Е.Д.
Дата выполнения – 02.03.2013
Дата подачи на проверку _____
План
Введение
1.
Характеристика умственной
2.
Педагогические условия
3. Методы и приемы формирования умственной активности детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
Важнейшая задача современного образования
состоит в формировании личности,
обладающей высоким уровнем умственного
развития, способной эффективно усваивать
знания и применять их на практике.
Поиск новых психолого-
Ребенок умственно развивается
тогда, когда ему предоставляется
возможность открывать, творить, рассуждать,
спорить. В исследованиях Т.И.Бабаевой,
Л.А.Венгера, Н.Ф.Виноградовой, А.В.Запорожца,
А.А.Люблинской, Н.Н.Поддьякова, А.И.Сорокиной
и др. подчеркивается мысль о том,
что деятельность должна ставить
ребенка перед необходимостью направлять
свою умственную активность на поиск
и избирательное использование
имеющихся у него знаний и действий
для решения новой задачи. Установлено,
что чем интереснее такая деятельность,
чем большее эмоциональное
В многочисленных психолого-педагогических исследованиях доказана важность применения различных форм и методов развития умственной активности детей в процессе дошкольного образования. Использование этих форм и методов теснейшим образом связано с процессом обновления научной, методической и материальной базы воспитания и обучения на указанных уровнях образования.
Цель контрольной работы - рассмотреть особенности воспитания у детей умственной активности.
1. Характеристика умственной
активности детей дошкольного
возраста в исследованиях
Психолого-педагогические исследования Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Н.Ф.Талызиной, Д. Б. Эльконина и др. доказывают, как важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса собственную активность ребенка, характеризующуюся преобладанием инициативности над реактивностью. В работах М.И.Лисиной, А. А. Люблинской, А.М.Матюшкина, В.С.Юркевич и др. умственная активность постоянно связывается с деятельностью, а в структуре деятельности - прежде всего с таким ее звеном, как потребность. По мнению Д.Б.Богоявленской, И.А.Петуховой, умственная активность определяется как "потребность в умственной деятельности".
В исследованиях Н. С. Лейтеса представлена более широкая формулировка, указывающая на то, что умственная активность во многом выражает "природно- обусловленную потребность в умственных усилиях". При этом речь идет прежде всего о широкой любознательности, какими бы психологическими средствами она не реализовывалась: интеллектуальными, перцептивными или даже чисто сенсорными. Взаимосвязь активности с потребностями деятельности обуславливает их неразрывную связь с эмоциональными переживаниями. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, В.С.Юркевич и др. Подчеркивается мысль о том, что активность рождается из состояния, имеющего насыщенный эмоциональный тон.
Анализ психолого-
Существуют различные подходы
к выделению показателей
Изучение психолого-
2. Педагогические условия
формирования умственной
Умственное развитие - это совокупность
количественных и качественных изменений,
происходящих в мыслительной деятельности
ребенка в связи с возрастом,
обогащением опыта и под
Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.
Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.
Современная педагогическая наука
считает, что основными показателями
умственного развития являются усвоение
системы знаний, накопление их фонда,
развитие творческого мышления и
овладение способами
Чтобы правильно организовать воспитание умственной активности дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Отечественная психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач воспитания умственной активности: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, - с другой.
Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и воспитания. Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственного воспитания в разные периоды дошкольного детства и др.
К концу дошкольного возраста у
детей накапливается достаточно
большой запас элементарных знаний
об окружающем, они владеют основными
мыслительными операциями (сравнением,
обобщением и др.), способны выделять
существенные и несущественные признаки
предметов и явлений, устанавливать
некоторые причинно-
Воспитание умственной активности - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.
Особенно велика роль воспитания умственной активности в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
В "Программе воспитания в детском саду" определены следующие задачи воспитания умственной активности детей дошкольного возраста: формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни; развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.
Рассмотрим каждую из этих задач.
Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: "Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние".
Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок думает, что "облако - это вата", а "звезды - электрические лампочки". Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. В книге К. И. Чуковского "От двух до пяти" приведено немало детских высказываний, свидетельствующих о пытливости ума ребенка.
Задача педагога состоит в последовательном
увеличении у детей запаса знаний,
их упорядочении, уточнении, систематизации.
Ребенок должен получить четкие представления
об окружающих предметах, их назначении,
некоторых качествах (цвет, величина,
форма) и свойствах (бьется, ломается,
рвется, льется и др.), о материалах,
из которых они сделаны. Он приобретает
также знания о некоторых природных
явлениях, их взаимосвязях и закономерностях
(характерных признаках времен года
и взаимосвязи между этими
признаками, типичных особенностях некоторых
животных и связи их с образом
жизни этих животных и т. п.). В
процессе наблюдений за явлениями неживой
природы, развитием растений, насекомых,
животных воспитатель формирует
у детей зачатки
Дошкольников знакомят с доступными
им общественными явлениями и
событиями: трудом советских людей,
с общенародными праздниками; с
Москвой - столицей Советского государства,
с некоторыми народами, живущими в
нашей стране. Детей знакомят с
жизнью и деятельностью В. И. Ленина
и его соратников. Ознакомление с
общественными явлениями и
Информация о работе Воспитание у детей умственной активности