Воспитание у детей умственной активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:40, контрольная работа

Описание

Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.

Содержание

Введение
1. Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов
2. Педагогические условия формирования умственной активности дошкольников
3. Методы и приемы формирования умственной активности детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа 1 рубежка.docx

— 31.06 Кб (Скачать документ)

Важной задачей воспитания умственной активности является развитие познавательных психических процессов - ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также  развитие речи.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое  внимание уделяется сенсорному воспитанию.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек  пользуется родным языком для выражения  своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью дает ребенку  возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя  и т. п.), а не только путем непосредственного  восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие  задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического  строя, развитие связной речи.

В дошкольном возрасте у детей формируется  способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять  произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для  всякой творческой деятельности. В  первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением  жизненного опыта и развитием  мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается  словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей  аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность  глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

Любознательность - качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в  стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии  любознательности свидетельствуют  и многочисленные вопросы.

Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие  у них вопросы, направляя их мысль  на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания - развивать  детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности  ребенка. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки  к успешному овладению той  или иной деятельностью. Способности  проявляются и развиваются в  процессе соответствующей деятельности. Умственные способности человека могут  характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность  объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать  их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование  различных способов для отыскания  правильного ответа), вдумчивость.

Воспитатель таким образом организует умственную деятельность детей, чтобы  способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности  он проводит игры, где надо быстро дать ответ ("Назови следующее число", "Скажи наоборот", "Летает - не летает" и др.), в быстром темпе  решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей  к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т. е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

 

3. Методы и приемы  формирования умственной активности  детей дошкольного возраста

Одним из приемов формирования умственной активности дошкольников является дидактическая  игра, в которой одновременно действуют  два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено  потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к  другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог  объясняет, учит, а косвенно - учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая  задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для  играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые  действия.

Дидактические игры весьма сложны для  руководства. Чтобы дидактическая  игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие  структурные элементы: обучающая  задача, игровое действие или игровой  элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение).

Отбор познавательных задач для  дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы  обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами  реализации игрового действия могут  выступать: 1) разнообразные игровые  манипуляции с предметами и игрушками - подбор, складывание и раскладывание  их, нанизывание, прокатывание; 2) "зачин", который создает у детей игровое  настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной  игрушки, секретного письма); 3) осуществление  поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова; 4) загадывание  и отгадывание загадок; 5) выполнение определенной роли; 6) соревнование (индивидуальное или коллективное); 7) особые игровые  движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий.

Успех в решении дидактической  задачи достигается путем использования  разнообразных игровых действий и, как правило, одним из них является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать  и воспроизводить музыкальные звуки  по высоте, тембру, динамике.

Обязательное выполнение правил требует  от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно  связано с задачами воспитания, когда  совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.

Однако, чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической  игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые  объединения) и порядке использования  игрового материала; объяснение хода игры (игровых задании); показ воспитателем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя.

Объявление игры может проходить  в обычной форме, когда педагог  произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический  материал, объекты действительности. Названия многих игр говорят уже  о том, что и как надо выполнять, например, "Найди дерево по описанию", "3апомни буквы", "Считай дальше", "Выложи фигуру", "Загадай, мы отгадаем" и др. Иногда название игры дети узнают по костюмам тех персонажей, которые  заходят в класс непосредственно  перед началом игры. В игре "Что  нужно ученику?" участвуют "Букварь", "Пенал", "Портфель", "Тетради", "Карандаши" и др., действуя по заранее подготовленному несложному сценарию. Игра "Сказка в гости  к нам пришла" может начаться с прихода сказочных персонажей. И здесь воспитатель сам может  не раскрывать игровые действия, а  после постановки игровой задачи предложить детям подумать, как играть, что за чем выполнять. При этом поощряет инициативу детей, их находки, догадки.

Очень важно создать в игре условия  для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно  использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос (игры "Что  это за птица", "Считай дальше", "Скажи наоборот"). С этой же целью применяется палочка-выручалочка. Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать полет и  бег птицы, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).

Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут  остаться невыполненными. Поэтому правила  игры задаются воспитателем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям  игровое задание, а потом способ его выполнения.

Обучающие правила направлены непосредственно  на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа, проявив при этом находчивость, сообразительность).

Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к  ней продолжительный интерес, при  ее повторности дидактические и  игровые задачи усложняются. Для  этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.

Руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о  добровольности участия в ней  детей. В этом отношении игра открывает  большие, по сравнению с учебной  деятельностью, возможности для  проявления инициативы, творческого  поиска, возникновения со стороны  детей вопросов, предложений по содержанию игры. Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание  играть, создавать соответствующий  игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.

В новых дидактических играх  роль ведущего выполняет педагог. По мере усвоения игр эта роль может  поручаться хорошо подготовленным детям, а воспитатель незаметно выполняет  контролирующую функцию. Чтобы дидактическая  игра вошла в самостоятельный  фонд игровой деятельности, ребенок  должен овладеть умением объяснять  игру. Как и в любой игре, дети договариваются, где и во что они  будут играть, по своему усмотрению объединяются в группы, осуществляют нужные действия, вступая при этом в игровые и реальные отношения  в соответствии с содержанием  и правилами игры, а также с  желаниями ее участников.

Широко используются в самостоятельной  деятельности детей настольно-печатные игры с правилами. Это игры типа лото, мозаика, домино, парные и разрезные  картинки, кубики, "гусек" и более  сложные - шашки, шахматы, игры-головоломки. Предлагая эти игры впервые, воспитатель  знакомит с их названием, выполнением  игровых действий, закрепляет правила  игры в совместной с детьми деятельности. Этим самым педагог дает образцы  выполнения действий, указывает на неправильное выполнение их отдельными участниками, показывая при этом образцы контроля за действиями партнера. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ребенок  может активно действовать, привлекать к совместным действиям сверстников.

 

Заключение

В содержание воспитательного процесса детей дошкольного возраста входит и воспитание умственной активности. Чтобы правильно подойти к  реализации задач умственного воспитания, необходимо глубоко знать закономерности умственного развития ребенка. Именно в этом направлении работают ученые психологи и педагоги. Изучение возрастных возможностей умственного развития детей направлено на выяснение закономерностей и особенностей развития способностей детей, познавательных интересов, формирования наглядно-образного мышления детей, предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностей умственного развития детей дошкольного возраста определяется содержание и методы воспитания умственной активности на разных этапах возрастного становления ребенка.

Воспитание умственной активности - это, прежде всего, развитие активной мыслительной деятельности дошкольников. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически  правильной организованной деятельности.

В содержание умственного воспитания входит: развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и  умственных способностей.

Основой умственного развития и  воспитания ребенка является сенсорное  воспитание, которое направлено прежде всего на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окружающий мир  через ощущения и восприятие. Уровень  развития ощущений и восприятия определяет и успешность познавательной деятельности ребенка.

Одним из приемов формирования умственной активности является дидактическая  игра

 

Список литературы

1. Возлинкая М.Ф. Нестандартная  математика в школе. - М, 1993.

2. Дошкольная педагогика / Под редакцией  В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1978.

3. Игнатович И.И. Пропедевтика информационных  представлений у старших дошкольников  как система активизации их  умственной деятельности//Ученые  записки юбилейной научной конференции  профессорско-преподавательского состава.  МГПИ (15-19 ноября 1999 г.). Т.4. - Мурманск: МГПИ, 2000. - С.51-56.

4. Львов М.Р. Школа творческого  мышления. - М., 1993.

5. Миронова Р.М. Игра в развитии  активности детей. - Минск, 1989

6. Парамонова Л.А., Урадовских Г.В.  Роль конструктивных задач в  формировании умственной активности  детей: старший дошкольный возраст  // Дошкольное воспитание. - 1985. - №  9.

7. Семяшкина Н.И. Значение дидактических  игр на уроках математики // Начальная  школа. - 1997. - №2.

8. Топаркова Т.А. Развитие умственных  способностей // Начальная школа. - 1997.- №6.

Информация о работе Воспитание у детей умственной активности