Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:13, курсовая работа
Когда ребенок настаивает не потому, что очень хочется, а только потому, что он этого потребовал, не желает отступиться от своего первоначального решения, даже если обстоятельства давно изменились, - это упрямство.
Введение……………………………………………………………………….….4
1. Психологические корни детского упрямства………………………….…….6
2. Воспитание упрямого ребенка в школе.
2.1 Проявление детского упрямства……………………………………..…..11
2.2 Методика воспитания упрямого ребенка…………………………..……13
3. Последствия неправильного преодоления детского упрямства…….……..17
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………….….…24
Приложение.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Психологические корни детского упрямства………………………….…….6
2. Воспитание упрямого ребенка в школе.
2.1 Проявление детского упрямства…
2.2 Методика воспитания упрямого ребенка…………………………..……13
3. Последствия неправильного преодоления детского упрямства…….……..17
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….….…24
Приложение.
Введение.
Когда ребенок настаивает не потому, что очень хочется, а только потому, что он этого потребовал, не желает отступиться от своего первоначального решения, даже если обстоятельства давно изменились, - это упрямство.
Период упрямства - необходимая фаза развития, которую проходит ребенок в кризисные моменты дошкольного развития в 1 год, в 3 года и в 7 лет.
Приступы упрямства случаются и в более старшем возрасте - это нормально, ребенку свойственно иметь свое мнение и не всегда соглашаться с вами. В конфликте между взрослым «надо» и детским «хочу» ребенок растит свою волю и учится не только сдаваться и подчиняться, но и сопротивляться и подчинять, развивает умение выигрывать.
Но если упрямство - привычный для него способ поведения и реагирования, стоит задуматься о воспитательной тактике! Учителям необходимо знать, что упрямство - это защитная реакция на чрезмерную опеку и авторитарность родителей, попытка защитить свою самостоятельность, независимость, свое право на собственную жизнь.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном педагогическом процессе, построенном на гуманистических началах необходима такая методика воспитания упрямого ребенка, которая ни в коей степени не унижает его достоинства, уважает его мнение и чувство собственного достоинства.
Цель данной работы: изучение психологических корней появления упрямства у детей, формы их проявления и разработка системы воспитания, учитывающей все особенности психологического состояния детей.
Задачи исследования:
1. рассмотреть предпосылки появления упрямства у детей;
2. выявить формы проявления упрямства;
3. разработать
эффективную систему
4. сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования: при преодолении детского упрямства ни в коем случае нельзя проявлять грубость, насилие, крики, подавления воли ребенка так как это может привести к необратимым последствиям. С упрямым ребенком необходимо доброжелательное обращение и учет его психологических особенностей.
Объект исследования: процесс воспитания.
Предмет воспитания: воспитание упрямых детей.
В работе были использованы работы Буровой Н., Сухомлинского В.А., Цейтлиной Е.Г.
Были
использованы методы: теоретические методы
- анализ и синтез педагогической, психолого-педагогической
литературы.
Эмпирические методы - анкетирование,
тестирование, интервьюирование, беседа
с учащимися, учителями, родителями, наблюдение,
изучение и сопоставительный анализ учебно-программной
документации, метод педагогического
моделирования, эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный).
Научная новизна исследования заключается
в том, что оно представляет комплексный
анализ воспитания упрямого ребенка в
свете последних педагогических исследований
в данной области.
Практическая значимость исследования
заключается в том, что оно вооружает учителей
научно обоснованными и практически востребованными
воспитательными рекомендациями по воспитанию
упрямых детей в школе. Разработанные
рекомендации могут быть использованы
при организации учебно-воспитательной
системы в общеобразовательных школах,
в курсах общей педагогики в педагогических
учебных заведениях, на курсах повышения
квалификации учителей.
1. Психологические корни упрямства.
Упрямство — самый видимо распространенный из всех детских недостатков. На него жалуются и сетуют многие родители и учителя. Без преувеличения, это проблема номер один в их взаимоотношениях с детьми [8, стр. 56].
Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, гордости и одновременно активных и энергичных от природы детей.
Исследования выявили определенные отличия среди старших, жалующихся на упрямство детей. Так, воспитатели, считающие детей упрямыми, фиксируют внимание на своей точке зрения, им не хватает воображения и гибкости. В то же время они подвержены чувствам, возбужденно реагируют на любые проблемы во взаимоотношениях с ребенком. Так же реагируют воспитатели, у которых к тому же низкий самоконтроль и чрезмерная уступчивость. Определенная закономерность наблюдается у родителей в отношении интеллекта: чем он выше, тем реже дети характеризуются как упрямые, так как находится больше вариантов для решения спорных вопросов. Воспитатели часто сами оказываются упрямыми, не отвечая своевременно на просьбы, будучи о занятыми, раздраженными или равнодушными к внутренним переживанием детей [4, стр.12].
Упрямство детей существует только вместе с потребностью воспитателей, во что бы то ни стало добиться беспрекословного их послушания. Упрямство - это защитная реакция детей в ответ на чрезмерное давление, бесконечные дерганья, унижение и отсутствие возможности перемен. Это психологический аспект упрямства, но есть еще физиологические и болезненные стороны, о которых следует говорить отдельно.
Упрямцы обладают уникальным упорством в отстаивании своей позиции, как бы нелогично, глупо и бессмысленно она не выглядела. Но вовсе не потому, что у них сильная воля, а потому, что дети не могут перестроиться и изменить свою позицию. Побуждающая их действия потребность очень сильна и не позволяет думать ни о чем другом.
Ребенок упрямится не потому, что ему нравится так себя вести. Просто он попал в конфликтную ситуацию и сам не может и не умеет с ней справиться. Происходит взрыв, который служит для ребенка разрядкой или бессознательным поиском решения проблемы.
До приступа упрямства дело доходит, если заставлять ребенка делать то, чего он не хочет. Конфликту, приступу упрямства всегда предшествует что-то, противоречащее воле ребенка, его сиюминутному желанию[16, стр. 98].
Пока ребенок маленький, ему трудно противостоять давлению учителя или защититься от него. А делать наоборот или упрямо стоять на своем, невзирая ни на какие разумные доводы, - это намного более простой способ защиты от давления, чем обдумывать слова учителя и разумно их оспаривать. Особенно, если учителя и родители не пытаются убедить ребенка, а требуют от него беспрекословного послушания, пренебрегая тем самым его мнением и его "я". Поэтому на эмоциональное давление взрослых ребенок может ответить эмоциональным отвержением и отрицанием их слов или упрямым повторением своих слов, вплоть до истерики и эмоционального срыва. И если эта тактика приведет к успеху - если после этого взрослые от него отстанут, - такой способ защиты от эмоционального давления может войти в привычку, а затем распространиться и на другие ситуации, когда взрослые даже просто что-то ему говорят. Иногда у детей складывается негативистская установка только на одного учителя - на того, кто часто на них давит. Причем если негативистская установка уже сложилась, то для того, чтобы ее снять, недостаточно просто перестать давить на ребенка, ибо теперь он реагирует подобным образом "на автомате".
Упрямство в детях всегда рассматривалось и рассматривается как плохая черта характера. Однако возможно следует посмотреть на эту черту характера с другой стороны? Упрямство – это, по сути, не просто демонстрация того, что ребенок сам может позаботиться о себе, но и возможность высказать свои мысли и свою точку зрения. Проявление упрямства дает им ощущение того, что они самостоятельно могут контролировать ситуацию, что в свою очередь, поднимает их самооценку. С другой стороны, родителям всегда следует хорошенько проанализировать и выяснить, чем вызвано появление упрямства у ребенка.
Иногда упрямство обусловлено особенностями функционального соотношения правого и левого полушарий. К примеру, активное доминирование правого полушария, при котором ведущей оказывается левая рука (леворукие дети) - переучивание этих детей приводит к тому, что они пытаются сделать все наоборот. Так обнаруживается непроизвольное сопротивление негативной и психодинамически несовместимой с ними информации взрослых[19, стр. 9].
В другом варианте упрямство проявляется главным образом беспричинным негативизмом, сочетающимся с агрессивностью. Ребенок не отдает себе отчета в таком поведении, не переживает и не испытывает чувства вины, уговорить его удается с трудом, и то лишь на короткое время.
Это психопатическая форма упрямства, и здесь требуется не психологическое, а психиатрическое вмешательство, причем в отношении всей семьи, т.к. подобный тип реагирования начался не с ребенка, а передался через поколение.
Чаще всего наблюдается
Заострение под воздействием стресса активности процессов возбуждения проявляется беспокойством, нетерпеливостью, непроизвольным ускорением мышления и речи, неустойчивостью внимания. Ребенок начинает делать одно, незаметно для себя переходит на другое занятие, а заканчивает не тем, чем начал.
При преобладании процессов торможения перестают оказывать действия обычные раздражители, и нужна дополнительная стимуляция для побуждения ребенка - выполнить то или иное действие. Он как бы спит на ходу, все делает чрезмерно медленно: «копается без конца», зашнуровывает ботинки целый час, вяло ест, отвлекается, и не может собраться вовремя, а иногда сидит, бесцельно уставившись в одну точку. Родители, выводимые из себя, воспринимают медлительность как вызов, непослушание, упрямство и начинают кричать, угрожать или физически наказывать. Но это кратковременный эффект типа толчка с последующим, еще более выраженным торможением.
Упрямство на данной стадии развития невроза представляет на самом деле защитное торможение мозга, предохраняющее его от истощения.
Когда воспитатели продолжают вести войну с упрямством - это прямой путь к неврозам детей.
Невротическое заболевание
В другом варианте, упрямство,
вызванное излишне строгим
Главное в работе с упрямыми
детьми - это смотреть на них
непредвзятыми глазами,
Из вышеизложенного можно сделать вывод,
что упрямство — самый видимо распространенный
из всех детских недостатков.
Упрямство чаще возникает у самолюбивых,
обладающих повышенным чувством собственного
достоинства, гордости и одновременно
активных и энергичных от природы детей.
Упрямство детей существует только вместе
с потребностью воспитателей, во что бы
то ни стало добиться беспрекословного
их послушания. Упрямство - это защитная
реакция детей в ответ на чрезмерное давление,
бесконечные дерганья, унижение и отсутствие
возможности перемен. Упрямство может
носить как физиологические, так и психологические
корни.