Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:13, курсовая работа
Когда ребенок настаивает не потому, что очень хочется, а только потому, что он этого потребовал, не желает отступиться от своего первоначального решения, даже если обстоятельства давно изменились, - это упрямство.
Введение……………………………………………………………………….….4
1. Психологические корни детского упрямства………………………….…….6
2. Воспитание упрямого ребенка в школе.
2.1 Проявление детского упрямства……………………………………..…..11
2.2 Методика воспитания упрямого ребенка…………………………..……13
3. Последствия неправильного преодоления детского упрямства…….……..17
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………….….…24
Приложение.
Игнорирование желаний ребенка, нетерпеливая властность авторитетных, сверхрешительных и энергичных взрослых, насилие, грубость подготавливают возникновение нарушений взаимоотношений в системе взрослые — ребенок, начало формирования преневротического характерологического поведения.
Давление, грубость при детских проявлениях упрямства могут привести к расстройству сна. Расстройство сна— частое проявление нервности ребенка. Сон, согласно учению И. П. Павлова, имеет «спасительное», охранительное значение для мозга. Благодаря сну утомленная нервная система восстанавливается. Здоровый ребенок сохраняет во сне спокойное выражение лица, мышцы его тела расслаблены, он дышит глубоко и ровно, лицо розовеет. Нарушения сна проявляются в разных формах: либо ребенок долго не может уснуть, либо, заснув, просыпается от страшных снов, либо чрезмерно мало спит и рано встает.
Здоровый ребенок испытывает к вечеру естественное утомление и у него появляется готовность ко сну. Уложенный в постель, он быстро засыпает. Ребенок, находящийся в невротическом состоянии, не может заснуть, ворочается, проявляет беспокойство, просит мать посидеть около него, почитать ему, спит мало и рано просыпается. Систематическое недосыпание детей истощает их нервную систему. Они встают вялыми, днем хотят спать, появляются головные боли, ночные страхи, рассеянность, раздражительность, снижается успеваемость в школе.
Если ребенок пережил тяжелую психотравмирующую ситуацию, если его запугивают (в воспитательных целях), поведение ребенка ночью может непосредственно отразить травмирующее его переживание.
Правильный сон имеет большое значение для здоровья ребенка. Систематическое недосыпание истощает нервную систему, появляются головные боли, нарастает утомляемость. Повышенная утомляемость и непереносимость шума заставляют ребенка избегать детского общества, уединяться и тем самым лишать себя детских развлечений. Появляется неуверенность в себе, пассивность, угнетенность, легко возникают вспышки гнева, раздражение, обычно заканчивающееся слезами («раздражительная слабость»).
Постоянное запугивание может
привести к возникновению
Тики — довольно распространенный симптом невротического состояния в детском возрасте. Это судорожные сокращения, чаще всего встречающиеся у детей в мышцах лица, шеи, головы, рук, происходящие по типу целенаправленного движения. Например, ребенок подергивает плечом, точно его стесняет платье, моргает глазом, будто желая смахнуть соринку, производит движение рукой, как бы отбрасывая мешающие ему волосы.
Тики возникают чаще в определенные возрастные кризы: 4—7 и 13—15 лет. В этот период наблюдается большая чувствительность ребенка к раздражителям окружающей его обстановки.
У особо чувствительных детей
психотравмирующие ситуации
У нервного ребенка анорексия может продолжаться в течение длительного, времени. Особенно способствует этому насильственное кормление. В некоторых случаях попытка насильственного кормления вызывает рвоту «фонтаном».
Нарушение функции органов дыхания и сердечно-сосудистого аппарата. У детей младшего возраста в постоянных психотравмирующих ситуациях при подавлении его воли нередко наблюдается нервный кашель.
Нарушение функции мочеиспускания — это довольно частое явление у детей. Причины ночного недержания мочи самые разнообразные (недоразвитие позвоночника, слабость мочевого пузыря), но чаще всего недержание мочи связано с психогенным фактором (испуг, огорчение, страх и другие неприятные переживания).
Патологические привычки. При подавлении воли ребенка, при его грубом отчитывании иногда он ритмически, маятникообразно раскачивает все свое тело или одну голову. При этом лицо ребенка краснеет, взгляд устремляется в одну точку. Среди распространенных патологических привычек в детском возрасте следует упомянуть еще о привычках грызть ногти, ковырять в носу, расчесывать тело, обычно проявляющихся в момент огорчения, тревоги, волнения, нетерпения.
Патологические привычки могут принимать самые различные формы. Это и склонность уходить из дому, и влечение ко лжи, к воровству, к порче и разрушению вещей и т. д.
Из вышеизложенного можно
Заключение.
Поставив перед собой цель, изучить психологические корни появления упрямства у детей, формы их проявления и разработать систему воспитания, учитывающую все особенности психологического состояния детей, мы выполнили поставленные задачи и пришли к следующим выводам.
Упрямство — самый видимо распространенный из всех детских недостатков. Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, гордости и одновременно активных и энергичных от природы детей. Упрямство детей существует только вместе с потребностью воспитателей, во что бы то ни стало добиться беспрекословного их послушания. Упрямство - это защитная реакция детей в ответ на чрезмерное давление, бесконечные дерганья, унижение и отсутствие возможности перемен. Упрямство может носить как физиологические, так и психологические корни.
Предугадать, когда произойдет вспышка упрямства, не всегда возможно, так как учителя не могут знать всех планов детей. Больше всего подвержены таким приступам упрямства дети с определенными типами темперамента. Раздражительные, упрямые дети, как, правило, очень упрямы, если что-то идет не так, как они хотели бы, то дети начинают проявлять свое упрямство, злиться, кричать. Очень активные дети очень активны, энергичны, им также свойственны резкие перепады настроения (то они радостно носились по классу, то вдруг они уже чем-то расстроены и чуть ли не плачут).
Упрямство ребенка легко может вывести из равновесия, и учитель начинает вести себя неправильно. Учителям стоит проявить терпение, сдерживать свои негативные эмоции, но, тем не менее, стоять на своем. Если ребенок не встретит ответного сопротивления, крика, ругани, повышенного тона разговора, он в итоге уступит и его раздражение поутихнет. В ситуации приступа упрямства не нужно много слов. Слишком жесткая, как и слишком мягкая позиция обычно вредит. Лучше всего быстро и решительно отвлечь внимание ребенка и привлечь его к чему-нибудь более интересному.
Неправильное воспитание упрямого ребенка,
постоянные наказания, подавление его
воли, крики грубость, невнимание к мнению
ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
У ребенка могут развиться неврозы, расстройство
сна, нервные тики, страхи, анорексия, патологические
привычки.
Заключение.
1.Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г.
2. Богданова
О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б.
Этические беседы с
3. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1968г.
4. Бурова Н. "Родительский клуб "ДОМ", статья.
5. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г.
6. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-
публицистический вестник. - М.: Изд-во МГУ, 2001г.
7. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов
воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 1976. - №12. - с.56.
8. Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. пособие. - М.: Издательство
РИОР, 2005 г.
9. Лихачев Б.Т.
Педагогика «курс лекций». - М., 1996
г.
10. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999г.
11. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.
12. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация
воспитательного процесса в
школе. - М., 2001 г.
13. Савин Н.В. Педагогика. - М., 1978 г.
14. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. -
П-К., 1995г.
15. Средства воспитания (методический
подход). // Классный руководитель.
2002.
- № 3 – с.26-37.
16. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические
сочинения. - М., 1980г.
17. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.
- М., 1979г.
18. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г.
19. Цейтлина Е.Г. Детский психолог, Санкт-Петербург,
2008
20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1998
21. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. - М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2000г.
22. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические
игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2006 г.
23. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004.
24. Широкова И.Г.
Этика. - М., 2002г.
Приложение.
Практическая
работа воспитанию упрямых
Были поставлены задачи:
1. Выявление упрямых детей.
2. Попытка налаживания контакта с упрямыми детьми.
3. Влияние игровых
моментов при воспитании
3. Постановка соответствующих выводов.
Вначале
были проведены следующие
Ученикам 2 «А» было предложено ответить на несколько вопросов:
1. Ты всегда слушаешь и выполняешь то, что говорит тебе учитель?
24 – да
2 - нет
2. Часто ли ты получаешь замечания?
18 – нет
8 - да
3. Переживаешь ли ты, когда тебя наказывает учитель?
16 – нет
10 - да
4. Часто тебе говорят, что ты упрямый (упрямая)?
22 – нет
6 – да.
Далее детям было предложено следующее упражнение:
Учитель
говорит: «Представьте, что мы
сажаем сад, я буду предлагать
вам сажать растения, а если
вам это растение не нравиться,
По
итогам этого задания не
Далее наблюдения за детьми проводились на уроке усвоения новых знаний.
Двое
мальчиков, которые по итогам
теста и упражнения