Возникновение и развитие дидактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:26, контрольная работа

Описание

Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………….……..3

Понятие о дидактике………………………………………….……..4

История развития дидактики………………………………….…….5

Структура дидактики……………………………………………….11

Основные понятия дидактики………………………………………11

Дидактические системы……………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 45.56 Кб (Скачать документ)

 

Дисциплина  «Общие основы педагогики»

 

 

 Тема: «Возникновение и развитие дидактики»

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение……………………………………………………….……..3

 

  1. Понятие о дидактике………………………………………….……..4

 

  1. История развития дидактики………………………………….…….5

 

  1. Структура дидактики……………………………………………….11

 

  1. Основные понятия дидактики………………………………………11

 

  1. Дидактические системы……………………………………………..12

 

Заключение…………………………………………………………..13

 

Список литературы………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В формировании личности и ее становлении  огромное значение имеет образование  и обучение. Оба эти явления  выступают в единстве.

Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем  виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей  и принципов обучения, задач и  содержания образования, форм и методов  преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие  положения имеют отношение, стало  быть, и к производственно- экономическому обучению.

Исторически сложилось так, что наряду с термином «педагогика» долгое время в том  же значении использовался и термин «дидактика». Впервые ввел его в  научный оборот немецкий педагог  В. Ратке (1571-1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовавший в 1657 году в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика». В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли И.Г. Песталоцци (1746-1827), А. Дистервег (1790-1816), К.Д. Ушинский (1824-1870), Д. Дьюи (1859-1952), Г. Кершенштейнер (1854-1932), В. Лай (1862-1926) и др.

На развитие отечественной дидактики  в конце XIX-начале XX вв. большое влияние  оказали своими трудами П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.К. Гастев, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак  и др. Особенно плодотворно в отечественной дидактике периода СССР работали П.Н. Груздев, Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант, Л.В. Занков, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин и др.

Существенный вклад в научное  обоснование обучения, определение  объекта и предмета дидактики, выявления  ее связей с непедагогическими науками, разработку методологии дидактических  исследований, методов обучения и  по целому ряду других актуальных проблем  дидактики внесли В.В. Краевский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и д.р.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие о дидактике

 

Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Дидактикой  называется общая теория обучения. Это особая часть педагогики, изучающая  закономерности общего процесса образования  и воспитания в обучении.

Целью дидактики  является разрешение целого ряда проблем  в теории.

1. Установление целей и задач  теории. Это важно потому, что  без них обучение не будет  полноценным.

2. Анализ процесса обучения и  открытие его закономерностей.

3. Обоснование принципов и правил  обучения, опираясь на закономерности.

4. Определение содержания обучения. Сюда входит в первую очередь  отбор того материала, который  ученик обязан усвоить, а также  выбор практических упражнений, которые помогут закрепить эти  знания.

5. Конкретизация базисных суждений  о формах организации обучения.

6. Разъяснение учителям методов  обучения, способов, как различными  путями достичь основной цели  – качественного обучения учащихся.

7. Характеристика материальных  средств, с помощью которых  выполняются задачи обучения.

Самой главной  функцией дидактики остается научное  обоснование практики обучения. В  тесной связи с дидактикой находятся  методики преподавания, цель которых  – конкретное обучение по отдельным учебным дисциплинам. С одной стороны, методики берут за основу обучения какие–то теоретические наработки дидактики, а с другой стороны, дидактика использует исследования методик в качестве материала для своей работы.

Дидактика тесно  взаимосвязана с другими науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой  и пр. Методологическую основу дидактики  представляет теория познания, занимающаяся источниками, закономерностями, формами  и методами познания окружающей действительности. Этим занимается и философия. С социологией дидактику роднит то, что первая изучает законы функционирования и развития общества, социальные отношения – все то, что интересует дидактику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История развития дидактики

 

Дидактика, как и многие другие науки, развивалась  исторически. Это зависело от того, на каком этапе развития находилось человеческое общество.

Первые дидактические мысли  были высказаны еще очень давно, в античную эпоху. Известно, что уже  в Древней Греции и Древнем  Риме были созданы довольно развитые образовательные системы. Большое  внимание воспитанию подрастающего  поколения уделялось в Спарте. Однако обучение там имело несколько  другое направление, чем сейчас. Будучи в течение трехсот лет мощной военной державой, Спарта нуждалась  в сильных, дисциплинированных и  выносливых воинах, поэтому большая  часть времени отдавалась обучению молодого поколения военному делу и  физической подготовке.

Когда ребенок  достигал семилетнего возраста, для  него начинался новый, серьезный  этап в жизни. Обучение длилось 12 лет  и закачивалось, когда человек  достигал 19–летнего возраста. Проводилось  оно в специальных военизированных  лагерях. Причем участвовали в нем  не только мальчики, но и девочки. Помимо военного дела, детям преподавали  основы чтения, письма и счета. Ученики  должны были во всем походить на своего учителя, повторять то, что делал  он. Причем в лагере существовала очень  строгая дисциплина, а за неподчинение сурово наказывали. Более того, обязательным условием для учеников было почитание  и уважение старших.

Для активизации  и стимулирования деятельности учащихся постоянно проводились различного рода состязания и учебные походы. Однако главной особенностью обучения в Спарте была все–таки военизированная  направленность. Вот почему в истории  такую систему обучения стали  называть спартанской.

Совсем другая ориентация была в афинской системе  образования. Она направлялась на всестороннее развитие человека. Люди стремились к  совершенству и красоте. Как и в Спарте, обучение в Афинах начиналось с 7 лет, но продолжалось лишь до 16 лет, сначала в школе и гимназии, а затем в университетах. Однако не всякий мог пойти учиться, потому что школы не были бесплатными. Но те, кто мог себе это позволить, обучались по индивидуально–групповым программам. На одного учителя приходилось до 20 и более учеников. Причем они были совершенно разного возраста.

Существовало два типа школ:

– мусические;

– гимнастические.

В свою очередь мусические школы делились на школы грамматиста и кифариста. В первом типе школ детей обучали чтению, письму и счету. Однако тогда применялись довольно примитивные методы: ученики лишь копировали действия учителя. Затем были многочисленные упражнения. В результате обучение длилось 3 года. Письму обучались при помощи восковых табличек и стило (железной или костяной палочки с острием на конце). Чтобы обучить ребенка счету, применялись так называемые абаки – древние счеты греков и римлян. Абак – это доска с углублениями, в которые во время вычислений клали маленькие камешки.

Чтению обучали  при помощи стихотворений и различных  произведений древнегреческих поэтов и писателей. Популярностью пользовалось чтение наизусть поэм и мифов.

В школе кифариста детей учили пению, музыке и игре на кифаре, флейте, лире и др. Как только юноша достигал 12–летнего возраста, он поступал учиться в гимнастическую школу. Тогда она носила название «палестра». В ней дети могли заниматься параллельно обучением в грамматической школе. Здесь же обучали военному делу и уделяли внимание физическому воспитанию мальчиков. Учителями были так называемые педотрибы. Они находились на службе у государства. В обязанности педотрибов входило слежение за правильностью соблюдения государственных правил и законов в процессе обучения.

Гимнастические  школы дети заканчивали в 16 лет. К  этому времени мальчики уже умели  выполнять разнообразные физические упражнения, знали правила борьбы, бега, могли метать диск и копье, прекрасно плавали, ездили верхом, управляли  колесницей и свободно могли участвовать  в различного рода спортивных состязаниях. После обучения в гимнастической школе мальчики по желанию продолжали свое обучение в университете. Однако опять–таки это могли себе позволить только юноши из состоятельных семей.

В отличие  от других школ в афинской изучали  отдельные учебные предметы –  в зависимости от специализации  учителя. Ученикам преподавалась грамматика, арифметика, диалектика, риторика, музыка, гимнастика и др., причем обучали  этим предметам как индивидуально, так и в группах. Среди древнегреческих  философов, чьи педагогические труды  дошли до нас, были Аристотель, Демокрит, Сократ, Плутарх, Платон. Ими высказывались различные мысли, касающиеся обучения детей, и предлагались альтернативные способы их обучения.

По именам некоторых видных философов древности  названы школы. Так, от Пифагора берет  начало пифагорейская школа. В этой школе использовался так называемый «акроаматический» способ обучения. Сущность его состояла в том, что ученики должны были полностью подчиняться своему учителю. В этой школе был установлен строгий режим дня. Основными предметами, которым Пифагор уделял внимание, были математика, геометрия, философия, медицина и музыка. Пифагор использовал метод поучений и изречений, т. е. ученикам предлагались для заучивания афоризмы, которые они должны были применять и в дальнейшей жизни.

Другой известный  философ, Сократ (ок. 470—399 гг. до н. э.), предложил свой метод обучения, который впоследствии получил название «сократовский». Иногда этот метод называют «сократовская, или эвристическая, беседа». Основывался он на вопросно–ответной системе обучения. Сократ, беседуя с каждым учеником, стремился подвести его к противоречию в своих рассуждениях, после чего путем индукции вел к верному суждению. Важную роль в этом методе играли последовательность, систематичность и логика вопросов, задаваемых учителем и дающих возможность получить новые знания. Словом, Сократ не только давал новые знания, но и развивал в своих учениках логическое мышление.

Согласно  сократовскому методу обучение должно проходить в две стадии, одна из которых – основная. Здесь изучаются  этика и поведение в обществе, а также те предметы, которые пригодятся человеку для освоения будущей профессии. Перед учителем стоит определенная цель, а именно – пробуждение  душевных сил ученика.

Сократовский  метод нашел свое применение и  в ходе дальнейшего развития дидактики.

Аристотель, как известно, был учителем Александра Македонского. Философ говорил о трех составных частях воспитания:

– физическом;

– нравственном;

– умственном.

По мнению Аристотеля, воспитание должно быть направлено на гармоничное развитие личности человека. Он должен быть частью природы и  сочетать физические, нравственные и  умственные качества. Философ стал автором первой возрастной периодизации. Согласно ей существует три периода  жизни:

– до 7 лет;

– от 7 до 14 лет;

– от 14 до 21 года.

По мнению Аристотеля, до 7 лет ребенка необходимо воспитывать в семье, где он учится говорить, рассказывать сказки и рассказы, закаляется, физически развивается. Но уже в 5 лет ребенка необходимо подготавливать к школе. С 7 лет мальчиков следует отдавать в государственные школы.

Древний Рим  заимствовал у Греции не только культуру, но и систему обучения. В то время  существовало три вида школ: элементарная, грамматическая и ораторская. Военную подготовку римляне проходили в легионах и школах всадников. Для детей высшего сословия создавались коллегии юношества, где их готовили для государственной службы.

На первом этапе обучения в элементарной школе, начиная с 7 лет, учились все дети: как мальчики, так и девочки. Здесь  приобщали к чтению, письму и счету. Обучение носило индивидуальный характер. Риторские школы готовили общественных деятелей, политиков и ораторов. Будущие политики обучались у  самых известных ораторов и государственных  деятелей.

Сильно изменилась ситуация с периода Средневековья. Теперь всестороннее развитие личности уже не имело такого значения, как  в эпоху античности. С возникновением христианства появилось огромное количество христианских школ, среди которых  были приходская, монастырская, соборная, или епископальная. Приходские школы основывались при храмах. В них можно было получить начальные, элементарные знания. Здесь преподавали чтение, письмо, счет, чтение на латинском языке, церковное пение. Учителями в то время были дьяконы.

В эпоху позднего Средневековья появились и другие школы, а именно – придворные, рыцарские  и ремесленные. В придворных школах преподавали чтение, письмо, счет, составление  деловых бумаг, географию, историю, естествознание. В рыцарских делали упор на обучение молодых людей из богатых семей верховой езде, плаванию, фехтованию, владению копьем, охоте, игре в шахматы, стихосложению, языкам и  благочестию. В 7 лет мальчик в  этой школе считался пажом, а через 7 лет он становился оруженосцем. Только тогда, когда юноше исполнялся 21 год, он становился рыцарем и получал  меч.

Информация о работе Возникновение и развитие дидактики