Возникновение и развитие дидактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:26, контрольная работа

Описание

Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………….……..3

Понятие о дидактике………………………………………….……..4

История развития дидактики………………………………….…….5

Структура дидактики……………………………………………….11

Основные понятия дидактики………………………………………11

Дидактические системы……………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 45.56 Кб (Скачать документ)

Существовали  в то время цеховые, или ремесленные, школы, которые готовили ремесленников. Ремесленники были трех видов: ученики, подмастерья и мастера. Здесь  учили не только профессиональной деятельности, но и основам чтения, письма и  счета. В качестве методов использовались показ, объяснение, повтор и подражание.

Человека  воспитывали в страхе перед Божьим гневом. Господа нужно было почитать и постигать, только так можно  было достигнуть истины и веры. Здесь  можно процитировать слова из Священного Писания: «Начало премудрости  – страх Господень». В качестве учебных пособий при обучении грамоте использовали так называемый «абецедарий», а также трактаты философов раннего христианства.

Обучение в университетах проходило  в виде лекций и диспутов. На лекции учитель зачитывал книгу и  давал к тексту собственные комментарии. После лекции студенты сообща обсуждали  прочитанное. Каждую неделю магистр проводил со студентами диспуты по пройденному материалу. Экзамены были устными.

В период Возрождения  ситуация изменилась: нужны были образованные люди, поэтому система образования  пересматривается. Существовали три  ступени образования:

– элементарные школы;

– учебные заведения общего образования, куда относились городские школы, гимназии, колледжи. В них, помимо тех предметов, которые были раньше, появились также  география, литература, механика и история;

– университеты и академия.

 

Вновь возникла потребность в изучении греческого языка. Стал расширяться круг предметов, поэтому понадобились так называемые учителя–предметники.

В колледжах  ученики делились по уровню подготовки на 7 классов. Такую модель колледжа назвали парижской. Обучение проходило  фронтальным методом. С ростом влияния  иезуитского ордена появляется большое  количество иезуитских школ. Здесь  существовали новые формы организации  учебного процесса и использовались новые методы обучения, направленные на основательное усвоение знаний. В таких школах изучались грамматика, риторика, латинский язык, философия. Не менее важную роль играли религиозное  воспитание и физическая подготовка.

Во времена  нашествия татар дети обучались  в монастырях. Здесь им преподавали  грамоту, чтение и книжное рукоделие, церковное песнопение и молитвы.

В эпоху Возрождения  было решено отказаться от индивидуальной системы обучения, поскольку она  устарела и не могла удовлетворить  возросшие потребности общества. На передний план вышла новая форма  обучения. Так появилась классно–урочная  система образования. Изобретена она  в Голландии Д. Силом. С 1374 г. она стала применяться в школах. Ученики распределялись по классам.

Постепенно  у человека появились все условия  для возникновения теории обучения. Первые попытки систематизировать  эту теорию были сделаны в XVII в. Яном Амосом Коменским (1592—1670). Он стал автором огромного труда под названием «Великая дидактика». Значение его исследований неисчерпаемо. Именно ему принадлежит мысль – «учить всех всему». Коменский вывел некоторые принципы и правила обучения детей. В то время существовало жестокое противостояние между феодальным обществом и представителями нового поколения, выдвигавшими революционные идеи в области науки и философии. Тогда Коменским и была создана дидактика, воплотившая в себе все новые идеи. Более того, дидактика продолжила на практике осуществлять воспитание и обучение детей.

Коменскому  удалось вывести ряд закономерностей, или основоположной (термин Коменского), природы, являющихся общими для каждого отдельного человека и играющих важную роль в воспитании и обучении. Коменский считал, что главная задача дидактики – раскрытие естественного порядка вещей в ходе обучения, который способствует достижению успеха. Дидактика, по мнению Коменского, должна изучать способности учеников к познанию и изыскивать для этого различные способы, соответствующие данным знаниям и способностям.

Отличительными чертами этой концепции обучения были авторитарность, догматизм, пассивность учащихся и отрыв от жизни. Но в связи со стремительным развитием капиталистических отношений и выдвижением на первый план передовой буржуазии понадобилось коренным образом пересмотреть ставшую неактуальной концепцию обучения. Так, заявила о себе необходимость создать новую, более совершенную систему обучения, которая даст возможность подготовить поколение, способное существовать в новых социальных условиях. Дидактика – Возникновение и развитие.

Самым главным  вопросом, который интересовал выдающихся мыслителей и педагогов, оставался  вопрос об искоренении догматизма и  деспотизма в воспитании молодого поколения, а также о развитии детской  активности. Одним из исследователей этого направления был Жан–Жак  Руссо (1712—1778), ставший ярким борцом за просвещение народа и за свободное  развитие каждого человека. Ему же принадлежит и идея всемирной  активности человека.

Интерес к  наукам, считал Руссо, у ребенка разовьется в том случае, если связывать их со всем окружающим миром, т. е. важно  ориентировать его на окружающие вещи и явления. Ребенок, если он внимателен, будет не только воспринимать, но и  рассуждать над тем или иным явлением.

К началу XIX в. педагогика накопила огромное количество знаний, которые, несмотря на свою обширность и разносторонность, не были приведены  к единой концепции и четкой систематизации.

Большой вклад  в развитие русской дидактики  внесли Н. Г. Чернышевский (1828—1889) и  Н. А. Добролюбов (1836—1861). Ими разработаны  идеи цельного философского материализма в дидактике. Они предлагали воспитывать  в человеке борца, революционера  и довольно сильно критиковали современное  им школьное образование. В связи  с этим они предлагали строить  его на качественно новых основаниях. По их мнению, в школе должны давать реалистичные и трезвые понятия  о тех или иных вещах и прививать  молодежи твердые убеждения. Такое  обучение, считали мыслители, должно быть мощным средством как умственного, так и нравственного развития человека.

В это время  уже существовали две основные концепции  сущности образования. Первая рассматривала  обучение с точки зрения получения  определенного багажа полезных знаний. Согласно этой концепции главным  являлось усвоение фактической информации. Эту теорию назвали теорией материального образования.

Рассмотрев развитие дидактической мысли, следует отметить, что уже к середине XIX в. эта наука была представлена рядом концепций, различных по своей методологии. Причем были даны различные решения важнейших проблем дидактики. Одно из самых главных положений в дидактике было сформулировано Дистервегом. Он считал, что образование и развитие не приходят к человеку самостоятельно и не даны ему изначально. Достигает их он в процессе собственной деятельности и собственными силами. Из внешнего мира он получает лишь возбуждение. Еще одним важным заявлением является мысль о том, что дидактика может развиваться, только опираясь на психологические данные. Эта мысль принадлежит П. Ф. Каптереву.

Так что понятно, почему становление дидактики как  науки обусловлено ее историческим развитием.

 

 

3. Структура дидактики

 

Структура дидактики включает в себя 7 разделов.

Первый раздел дидактики: дает сведения о содержании всего образования и обучения. Сюда же принято включать учебные планы и программы.

 

Второй раздел: рассматривает процесс обучения с точки зрения разных дидактических систем в рамках педагогики и в какой–то степени психологии.

Третий раздел: изучает законы и закономерности процесса обучения, а также те принципы, которые вытекают из этого обучения.

Четвертый раздел: посвящен методам обучения и его средствам.

В пятом разделе: исследуются формы организации и осуществления учебного процесса.

Шестой раздел: рассматривает методы контроля результатов обучения.

Седьмой раздел: Особое внимание в нем уделяется технологиям и системам обучения. Он рассматривает как традиционные, так и новаторские методики и приемы обучения.

 

4. Основные понятия дидактики

 

Существует  несколько основных понятий, или  категорий, дидактики.

  Первой важной категорией является образование.

 Образованием принято называть  целенаправленный процесс и конечный  результат приобретения способов  деятельности, познавательных навыков  и научных знаний.

Не менее  важным в дидактике является и  обучение. Обучением называется целенаправленный процесс познания окружающего мира в результате взаимодействия школьника и учителя при достижении определенных целей образования.

Третьей категорией дидактики принято считать преподавание. Это процесс деятельности учителя  в рамках обучения. Целью преподавания является передача школьникам необходимых  навыков, знаний и умений.

Еще одно дидактическое  понятие – учение. Учением принято  называть познавательную деятельность школьника в период обучения. Процесс  познавательной деятельности может  осуществляться в результате самообразования.

Принципы  обучения – это еще одна категория  дидактики. Здесь рассматриваются  основополагающие требования, которые  возникают в рамках рассмотрения законов и закономерностей обучения. Более того, обучение оптимально лишь в том случае, если будут соблюдаться  его принципы.

Знания –  это еще одно понятие дидактики. Знаниями принято называть научные  факты, понятия, схемы, образы, правила, законы, теории, которые нашли свое отражение в сознании и сохранились  в памяти учащегося.

Значимой категорией в дидактике считают умения. Умениями называют способы применения приобретенных знаний и жизненного опыта на практике. Умения можно сформировать при помощи упражнений.

Одно из присущих для дидактики понятий – это  навыки, т. е. действия, которые выполняются  человеком почти автоматически, поскольку они доведены до абсолютного  совершенства. Навыки человек приобретает  в результате постоянного повторения. Одними из основополагающих навыков, формирующихся  на начальных этапах обучения, принято  считать беглое чтение, счет, письмо, решение задач и выполнение измерений.

Не менее  значимым понятием считается и сама дидактическая система. Ею называют совокупность методов, выделяющихся по некоторым признакам, а также  средств и процессов, направленных на обеспечение всеобъемлющего и  полноценного образования. Такую систему  отличают определенные особенности, обеспечивающие внутреннюю целостность структуры, содержание обучения, его методы и  формы

 

5. Дидактические системы

 

Одним из самых  основных понятий в дидактике  является понятие системы. Дидактическая  система – система взаимосвязанных  признаков, к которым принято  относить цели обучения, принципы его  организации, содержание, организационные  формы, а также методы обучения.

В дидактике  принято рассматривать три различные  системы. Во–первых, здесь следует  говорить о дидактике И. Гербарта, во–вторых, о дидактической системе Д. Дьюи, а третьей дидактической системой является современная. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Дидактика И. Гербарта появилась в XIX в. В науке ее иногда называют традиционной дидактикой. При создании «научной системы педагогики» Гербарт ориентировался на основные теоретические положения психологии и этики. По мнению исследователя, главное, на что должны ориентироваться педагоги, – воспитание в человеке высокой нравственности. Чтобы достичь этого, необходимо организовывать такое обучение, которое будет воспитывать человека.

Благодаря дидактической  системе И. Гербарта удалось наилучшим образом организовать учебный процесс в школе, а деятельность учителя была упорядочена и рационализирована. Такая дидактическая система давала возможность не только организовать, но и систематизировать деятельность учителя, используя при этом психологию и этику.

Дидактическая система Д. Дьюи абсолютно противоположна созданной ранее дидактике Гербарта. Д. Дьюи критиковал современную ему систему обучения и говорил, что традиционная школа строит процесс обучения таким образом, чтобы ученики получали уже готовые знания. В то же время для нее не имеет значения, развито мышление школьника или нет. Современная дидактическая система, считал Д. Дьюи, не в состоянии учитывать потребности и интересы школьников, поэтому совершенно не подходит для использования в учебных целях.

Д. Дьюи предложил принципиально новый подход к обучению. Он стал основателем прогрессистской школы, где основной упор делался на интересы детей. Большое внимание в своей дидактической системе Д. Дьюи уделял развитию интеллекта, чувств, воли школьников. Они имели прекрасную возможность творчески самовыражаться. Исходя из этого, некоторые исследователи называют дидактическую систему Д. Дьюи прогрессистской, педоцентристской, или обучением через желание

Первые разработки современной дидактической системы  состоялись во второй половине XX в. Это  стало важным шагом на пути преодоления  проблем и недостатков в дидактических  системах как И. Гербарта, так и Д. Дьюи. Несмотря на то что разрабатываться она начала уже давно, в своем окончательном построении она пока не завершена. И все же она многое изменила в современной системе обучения в школе. Современную дидактику отличает ряд особенностей.

Во–первых, цель обучения здесь заключается  как в приобретении знаний, так  и в общем развитии школьников, формировании их интеллектуальных, художественных, трудовых умений и навыков.

Во–вторых, процесс обучения в такой дидактической  системе рассматривается как  двусторонний процесс, которым управляет  сам учитель.

Информация о работе Возникновение и развитие дидактики