Введение в педагогическую деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:18, реферат

Описание

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность.

Работа состоит из  1 файл

лала доклад2.docx

— 41.15 Кб (Скачать документ)

 

 

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный  университет»

Факультет педагогики и практической психологии

Кафедра………образования

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Введение в педагогическую деятельность»

                                         Выполнила студентка ___ курса,  группа ___

                                      

                                          ___________________________________

                                         Руководитель:

                                            _____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

"Введение в  педагогическую деятельность" - первая  профессионально-педагогическая дисциплина, которое открывает цикл психолого-педагогических  дисциплин и логически связана  с основными теоретическими курсами  педагогики и психологии.

В глубокой древности, когда  еще не было разделения труда, все  члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в  добывании пищи, что составляло главный  смысл существования в те далекие  времена. Передача накопленного предшествующими  поколениями опыта детям в  дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с  ранних лет включаясь в нее, усваивали  знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И  лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и  старых членов общины. Им вменялось  в обязанность быть хранителями  огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Гуманистическая функция  педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились  две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

В современной научной  литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения  педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению  неисчислимого множества типовых  и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска:

анализом педагогической ситуации;

проектированием результата в соответствии с исходными данными;

анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата;

 оценкой полученных  данных;

 формулировкой новых  задач.

 

Педагогическая  деятельность

1. Категория  деятельности

Рассмотрение сущности и  специфики педагогической деятельности предполагает необходимость понимания  самой категории «деятельность».

В обычном словоупотреблении  под деятельностью понимается всякого  рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях: «деятельность» есть работа, занятие в какой-либо области. Изучение философской и психологической литературы, посвященной проблеме деятельности, показывает многозначность категории «деятельность». Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие:

1) деятельность как совокупность  результатов и последствий —

продуктов, достижений, произведений и т. п.;

2)деятельность как производство;

3) деятельность как процесс преодоления трудностей, как средство

решения проблем и задач;

4) деятельность как процесс самоизменения человека в ходе перемен обстоятельств его жизни, его самодеятельность;

5) деятельность как таковая, вне ее результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние;

6)деятельность как практика.

Основополагающим среди  выделенных смыслов категории «деятельность» является практика. Практика — источник человеческой реальности. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возможность существования его как субъекта. Практика является единым носителем всех возможных составляющих человеческого способа жизни.

 

Педагогическая  деятельность

В отечественной науке  деятельность понимается как активное взаимодействие человека с окружающей действительностью,в ходе которого он выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Основными видами человеческой деятельности являются труд, учение, игра.

Основной характеристикой  деятельности является ее предметность, которая заключается в том, что  она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и отношениям независимого от нее объективного мира. Предметность выступает как универсальная пластичность деятельности, как ее возможность отражать объективные свойства предметов, среди которых действует субъект.

Деятельность человека всегда общественна. В своей подлинно социальной деятельности человек выступает как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия «деятельность» и «общение» тесно связаны между собой. Деятельности также присуща такая характеристика, как субъектность (она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом).

Психологическое строение деятельности наиболее полно и развернуто описано в работах А. Н. Леонтьева и представителей его научной школы. Согласно их взглядам, целостная деятельность имеет следующие составляющие (строение):

1.потребности — мотивы (побуждающие субъект к деятельности);

2.цели (результаты, на достижение  которых направлена деятель-

ность);

3.средства (предметы, с помощью  которых деятельность осущест-

вляется);

4.условия достижения цели (единство цели и условий составляет

задачу);

-и соотносимые с ними: операции — действия — деятельность.

 

Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Это внутренний планее осуществления, ее образ, то, на основе чего она строится.

Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия,операции) составляют ее структурные элементы. Это реализациядеятельности, сама деятельность как таковая.

В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения  ее отдельных структурных элементов (мотива — в цель и, соответственно, деятельности — в действие; цели — в условие ее реализации и т. д.). Это уже динамика деятельности, ее трансформация.

В деятельности человека постоянно  происходят такие взаимные превращения:

деятельность — действие — операция и мотив —

цель — условия.

 Подвижность составляющих  деятельности выражается также  в том, что каждая из них  может стать дробной или, наоборот, будет включать в себя ранее относительно самостоятельные единицы (например, некоторое действие может раздробиться на ряд последовательных действий при соответствующем делении некоторой цели на подцели). Сложные виды деятельности, как правило, побуждаются не одним, а несколькими мотивами, они полимотивированы. Например, учебная деятельность школьников может побуждаться познавательными, социальными, материальными мотивами.

Освоение деятельности подчиняется  закономерностям деятельности:

-процесс возникновения, формирования и распада любого вида

деятельности (например, игровой, учебной, трудовой);

-структурные компоненты деятельности постоянно меняют

свои функции, превращаясь  друг в друга (например, потребно-

сти конкретизируются в мотивах, действие может стать опера-

цией и наоборот);

-различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином

потоке человеческой жизни (поэтому, например, понимание

учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязей с игрой  и трудом, со спортом и общественной активностью и т. д.);

-каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме как система развернутых взаимоотношений между людьми, лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека.

При целенаправленном и осознанном освоении педагогической деятельности следует учитывать эти закономерности.

Педагогическая деятельность деятельности, превращение индивида в субъекта деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности, ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями. Применительно к конкретной педагогической деятельности речь будет идти об освоении конкретных мотивов, целей, действий и операций.

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид общественно полезной деятельности, сознательно направленной на подготовку человека и, прежде всего, подрастающего поколения к самостоятельной деятельности и общению, формирование и развитие личности человека, способного к успешной жизнедеятельности в обществе.

Происхождение, сущность, специфика, цели педагогической деятельности

Педагогическая деятельность в целом и непосредственно  профессия учителя, педагога является одной из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. Педагог, по своей сути, — это связующее звено между поколениями, носитель человеческого, общественного, исторического опыта.

Общественно-культурная целостность  народа, цивилизации в целом, преемственность  поколений во многом обусловлены  педагогической деятельностью.

Возникновение педагогической профессии является объективным, так  как человеческое общество не могло  бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать освоение окружающего мира с начала, без того опыта, который оно получило.

В глубокой древности, когда  еще не было разделения труда, передача детям опыта, накопленного предшествующими поколениями, была включена в трудовую деятельность. Дети с ранних лет участвовали в ней, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.), овладевали с помощью старших различными умениями и навыками. Этим люди отличаются от животных, которые могут приобретать навыки, но не передают их своим детенышам.

 Совершенствование орудий труда позволило добывать больше пищи, не привлекать к этому больных и старых членов общины, поручив им быть хранителями огня и присматривать за детьми. Усложнение процессов сознательного изготовления и применения орудий труда также вызвало необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков. При этом важной обязанностью наиболее уважаемых и опытных членов общины стала передача мудрости, навыков, подготовка к жизни подрастающего поколения, привитие норм социальной жизни и обеспечение их соблюдения. Таким образом, воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

С момента возникновения  педагогической деятельности ее задачи, меняясь на разных этапах развития общества, были, тем не менее, связаны  с обучением, воспитанием, образованием. Передовые мыслители всех времен отмечали социальную значимость педагогической деятельности, обучения и воспитания. Своеобразие педагогической деятельности заключается в том, что ею занимаются практически все люди, выполняя различные социальные роли: родители и родственники, старшие товарищии друзья, коллективы, учебные, производственные и другие группы, руководители, должностные лица и др. Однако это все непрофессиональная педагогическая деятельность.

Профессиональная педагогическая деятельность предполагает наличие  специального, профессионально-педагогического  образования. Она осуществляется в  определенных педагогических системах, является основным источником существования и соответственно оплачивается.

Профессия (от лат. professio — объявляю своим делом) определяется как постоянная специальность: род деятельности, занятий, служащий источником существования. В постоянно меняющемся мире педагогическая деятельность остается неизменной, хотя, конечно, видоизменяются ее содержание, условия труда, состав.

По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия  относится к группе профессий, предметом которых является другой человек

Педагогическая деятельность - характеризуется повышенным чувством долга и ответственностью ее представителей.

Главное отличие педагогической деятельности от других профессий типа «человек — человек» в том, что  она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.

Информация о работе Введение в педагогическую деятельность