Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:20, контрольная работа
К концу ХХ века в России произошли глубокие социально-
экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие
к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том
числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают,
что число детей с речевой патологией выросло до 40-50% от общего числа
детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е. А .
Соболева, Т.Б. Филичева и др.),тогда как наконец 50-х годов ХХ в. данное
число детей не превышало 17% ( Б.М. Гриншпун, М. Е.Хватцев и др.).
Введение 3
Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада. 5
Взаимодействие логопеда и воспитателя по развитию речи в группе ОНР. 9
3. Заключение 20
4. Список литературы
Примерное разделение функций воспитателя и логопеда на примере темы “Овощи”
|
Цель создания листа рабочих контактов логопеда и воспитателя – оптимизировать организационные и содержательные аспекты коррекционно-педагогической деятельности, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка:
Лист рабочих контактов логопеда и воспитателей.
Условные обозначения:
+ – справился;
з – закреплять.
Воспитатель должен четко представлять себе динамику развития фонематической стороны речи каждого ребенка. Логопедический экран, составляемый логопедом, отражает динамику работы по коррекции звукопроизношения и помогает воспитателю проводить системный контроль над поставленными звуками. Экран сделан из материала, позволяющего использовать магнитные или клеящиеся цветные символы звуков. Размещается экран в рабочей зоне воспитателя.
Вся работа воспитателя в группе с ОНР находится в прямой зависимости от планирования работы логопеда. Все темы, которые логопед проходит с детьми необходимо проработать воспитателю в группе. Но это не только работа по логопедической тетради – этого недостаточно. Коррекционное обучение проводится на общеобразовательных занятиях и в ходе ряда режимных моментов. Коррекционная работа по лексической теме должна проводиться воспитателем в течение всего дня: в утренней гимнастике, на занятиях, на прогулке – и это главное. В вечерние и утренние часы дети рассматривают книги по данной теме, иллюстрации, фотографии, подобранные воспитателем и логопедом.
Примерное планирование работы воспитателя логопедической группы по теме «ОВОЩИ» в течение дня (закрепление речевого материала логопедических занятий).
День в детском саду у детей начинается с зарядки, в которую воспитатель обязательно включает логопедические упражнения на заданную тему.
Хозяйка однажды с базара пришла, (дети маршируют)
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! (хлопок над головой)
Вот
овощи спор завели на столе - Далее движения
в каждом куплете повторяются.
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!
И суп овощной оказался неплох!
Далее коррекционная работа продолжается на занятии по математике (фронтальная форма работы). На теме «Порядковые числительные» (с использованием наглядности – овощей) воспитатель с детьми отрабатывает и закрепляет навыки, полученные на занятиях с логопедом, используя приемы:
Воспитатель – На каком месте морковь?
Ребенок – Морковь на втором месте.
Использование возможных заданий:
Какой овощ стоит первым? Какой вторым? Какой последним?
Воспитатель формирует понятие «начало», «конец» ряда (какой по счету?).
Это пригодится логопеду для лексико-синтаксического анализа предложения.
Во время занятия проводится физкультминутка, в которой так же отражена тема «Овощи».
Мы капусту режем-режем (ладошки превращаются в ножи) – имитационные движения руками в согнутых локтях вперед-назад.
Мы капусту жмем-жмем – сжимаем и разжимаем кулачки (пальчиковая гимнастика).
Мы
капусту солим-солим –
Мы морковку трем-трем – ладошки трем друг о друга.
После занятия воспитатель организует сюжетно-ролевую игру «Магазин», где среди фруктов и овощей дети должны купить только овощи – воспитатель следит за речью «продавца» и «покупателя» - помогает им правильно формировать вопросы и ответы, следит за окончаниями.
На прогулке воспитатель использует подгрупповую форму работы: одна подгруппа рисует мелками овощи на асфальте; другая – играет в игру с функцией замещения «Встань по порядку» - дети каждый представляется овощем, которым он захочет быть. Воспитатель предлагает на 1-е место встать помидору, на 2-е – свекле, на 3-е – луку и т.д. Дети находят правильно свое место. Затем подгруппы меняются. Можно провести на прогулке подвижную игру со всей группой с мячом «Поймай только овощ». Игра направлена также на развитие произвольного слухового внимания и закрепление словарного запаса по изучаемой теме. Дети встают по кругу и воспитатель, бросая мяч, называет продукты питания, дети ловят мяч только когда услышат название какого-либо овоща. Также на прогулке проводится игра «Перейди через ручеек», в которой воспитатель закрепляет на теме «Овощи» использование глаголов в связной речи. Воспитатель рисует на асфальте «камушки». Дети перескакивают с «камушка на камушек» только назвав действие, которое можно делать с овощами: выкапывать, выдергивать, срезать, мыть, жарить, варить, чистить…
После прогулки – индивидуальная форма работы – оречевление детьми производимых ими действий при выполнении заданий педагога. Воспитатель дает задание: «Поставь в один ряд овощи и назови, что на 1-ом месте, на 2-ом, на 3-ем ? Ребенок, используя словосочетания с предлогами отвечает правильно – на 1-ом месте морковь, - на 2-ом – месте лук и т.д.
Во второй половине дня – занятия по аппликации «Овощи» - вырезаем овощи по выбору детей: огурец – зеленый, помидор – красный. На этом занятии мы продолжаем формировать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из бумаги в виде квадратов и прямоугольников , срезая углы способом закругления; развиваем координацию движения обеих рук; закрепляем умение детей выделять «овощи» из ряда; упражняем детей в употреблении конструкций, включающих объект и определение, характеризующее объект по цвету и выраженное прилагательным.
В начале занятия педагог просит детей отгадать загадку Веселой Кисточки: «Какие овощи бывают такого же цвета, как краски, которыми рисовала Веселая Кисточка?». Планируемые ответы детей: «Помидор и морковка - красного цвета», «Огурец и капуста – зеленого цвета» и т.д. Затем педагог предлагает: «Вырежьте из бумаги овощи и «посадите» (наклейте) на грядку. На занятии используются наглядные образцы, рисунки, показ педагога. Главное – мы закрепляем на занятии словарь по теме. Воспитатель следит за тем, чтобы дети четко проговаривали окончания (какой помидор? – красный); используем приставочные глаголы (что делаешь? – вырезаю помидор, - отрезаем уголки и т.д.)
В течение всего дня воспитатель обязательно использует индивидуальную форму работы на режимных моментах. Вопросы педагога предполагают:
Таким образом, в работе воспитателя в
течение всего дня: в режимных моментах,
на занятиях, в индивидуальной работе,
на прогулке – придается большое значение
развитию у детей умения понимать обращенную
к ним речь. Основной акцент в коррекционной
работе педагогом делается на закрепление
у детей некоторых навыков диалога, составления
простых предложений и, в итоге, короткого
рассказа.
Информация о работе Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию речи в группе ОНР