Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию речи в группе ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:20, контрольная работа

Описание

К концу ХХ века в России произошли глубокие социально-
экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие
к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том
числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают,
что число детей с речевой патологией выросло до 40-50% от общего числа
детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е. А .
Соболева, Т.Б. Филичева и др.),тогда как наконец 50-х годов ХХ в. данное
число детей не превышало 17% ( Б.М. Гриншпун, М. Е.Хватцев и др.).

Содержание

Введение 3
Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада. 5
Взаимодействие логопеда и воспитателя по развитию речи в группе ОНР. 9
3. Заключение 20
4. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 61.43 Кб (Скачать документ)

Примерное разделение функций  воспитателя и  логопеда на примере  темы “Овощи”

Коррекционные задачи недели Содержание  работы воспитателя Содержание  работы логопеда
Фонематическое  восприятие: |а| от прочих звуков. Формирование  слухового внимания: д/и “Найди овощ”  (с колокольчиком); “Да – нет”; “Что слышишь?”. Понятия “речевые и неречевые звуки”; знакомство со звуком и буквой А (игра “Поймай звук |а|).
Звукобуквенный  анализ и синтез: выделение ударного гласного в начале слова; 
анализ звукоряда из 2 звуков.
Работа по заданию  логопеда на закрепление усвоенных  навыков (2 половина дня). Учить выделять ударный гласный в начале слова; учить проводить анализ звукоряда  из 2 звуков.
Лексика: овощи. Расширение, активизация  и закрепление словарного запаса по теме на всех проводимых занятиях и  в процессе всех режимных моментов. Введение усвоенных  слов в связную речь ребенка.
Словоизменение: единственное и множественное число существительных. Формирование  у детей представления о единичности  и множественности предметов (на занятиях по математике, лепке, рисованию, на прогулке).Закрепление новой лексико-грамматической категории в играх в течение дня (“один-много”, “собери овощи в корзины” и т.д.) Знакомство  с новой лексико-грамматической категорией.
Синтаксический  уровень: одушевленные и неодушевленные предметы. Закрепление понятий  в играх по заданию логопеда (прогулка, режимные моменты, коррекционный час). Знакомство  с понятиями “одушевленный –  неодушевленный предмет”.
Развитие  связной речи: составление предложений по следам выполняемых действий. Побуждение  детей к проговариванию выполняемых  ими действий в течение всех режимных моментов. Учить детей  отвечать на вопросы полным предложением в игре “Живые картинки” и оречевлять выполняемые ими действия.
Звукопроизношение: выработка воздушной струи. Упражнения  на силу выдоха “подуй на укроп” (вар-т: повесить в дверях комнаты гигиены  картинку) Выработка направленной воздушной струи для постановки конкретных звуков.
Артикуляция. Отработка общего комплекса динамических и статических  артикуляционных упражнений по заданию  логопеда (утро, вечер). Отработка специального комплекса артикуляционных упражнений для постановки конкретных звуков.
Речь  – движение. Разучивание и  проигрывание в течение дня д/и. “Овощи”. Использование д/игр в качестве физминуток.
Мелкая  моторика. Разучивание упражнений пальчиковой гимнастики “Хозяйка однажды с базара пришла” (во время подготовки к завтраку, обеду); мозаика, шнуровки, волчки и т.д. (2 половина дня). 
Работа с детьми по заданию логопеда (2 половина дня).
Работа по подгруппам с детьми, имеющими нарушения мелкой моторики.

        Цель создания листа рабочих контактов логопеда и воспитателя – оптимизировать организационные и содержательные аспекты коррекционно-педагогической деятельности, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка: 

Лист  рабочих контактов  логопеда и воспитателей.

Условные  обозначения:

+ – справился;

з – закреплять.

          Воспитатель должен четко представлять себе динамику развития фонематической стороны речи каждого ребенка. Логопедический экран, составляемый логопедом, отражает динамику работы по коррекции звукопроизношения и помогает воспитателю проводить системный контроль над поставленными звуками. Экран сделан из материала, позволяющего использовать магнитные или клеящиеся цветные символы звуков. Размещается экран в рабочей зоне воспитателя.

     Вся работа воспитателя в группе с  ОНР находится в прямой зависимости  от планирования работы логопеда. Все  темы, которые логопед проходит с  детьми необходимо проработать воспитателю  в группе. Но это не только работа по логопедической тетради – этого  недостаточно. Коррекционное обучение проводится на общеобразовательных  занятиях и в ходе ряда режимных моментов. Коррекционная работа по лексической теме должна проводиться  воспитателем в течение всего  дня: в утренней гимнастике, на занятиях, на прогулке – и это главное. В  вечерние и утренние часы дети рассматривают книги по данной теме, иллюстрации, фотографии, подобранные воспитателем и логопедом.

     Примерное планирование работы воспитателя логопедической группы по теме «ОВОЩИ» в течение  дня  (закрепление речевого материала логопедических занятий).

          День в детском саду у детей начинается с зарядки, в которую воспитатель обязательно включает логопедические упражнения на заданную тему.

     Хозяйка однажды с базара пришла,          (дети маршируют)

     Хозяйка с базара домой принесла

     Картошку,                                          (поднимают руки в стороны)       

       Капусту,                                                 (руки вверх)                       

       Морковку,                              (руки в стороны)

     Горох,                                                             (руки вниз)          

       Петрушку и свеклу.                            (руки в стороны, вверх)                                           

       Ох!                       (хлопок над головой)

     Вот овощи спор завели на столе -            Далее движения в каждом      куплете повторяются.                       

     Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

     Картошка?        

       Капуста?                     

       Морковка?       

     Горох?          

       Петрушка иль свекла?                                            

       Ох!

     Хозяйка тем временем ножик взяла

     И ножиком этим крошить начала

     Картошку,              

       Капусту,                     

              Морковку,

     Горох,         

       Петрушку и свеклу.                                        

       Ох!

     Накрытые  крышкой, в душном горшке

     Кипели, кипели в крутом кипятке

     Картошка,                

       Капуста,                             

       Морковка,

     Горох,           

       Петрушка и свекла.                                          

       Ох!

     И суп овощной оказался неплох!      

     Далее коррекционная работа продолжается на занятии по математике (фронтальная  форма работы). На теме «Порядковые  числительные» (с использованием наглядности  – овощей) воспитатель с детьми отрабатывает и закрепляет навыки, полученные на занятиях с логопедом, используя приемы: 

      • различные типы вопросов;
      • специально подобранный счетный материал – овощи;
      • вопросы к детям, предполагающие использование ими при ответах словосочетаний с предлогами.

         Воспитатель – На каком месте морковь?

         Ребенок         – Морковь на втором месте.

     Использование возможных заданий:

      • последовательное выполнение ряда действий;
      • составление группы предметов по заданному числу (возьми столько свекл, какая цифра на доске);
      • выбор предметов, сходных по форме (в одну корзину положи все круглые овощи: картошка, свекла, капуста, тыква; в другую –  овальные  кабачок, огурец, баклажан);
      • понятие начало – конец (линейный ряд):

         Какой овощ стоит первым? Какой вторым? Какой последним?  

     Воспитатель  формирует понятие «начало», «конец»  ряда (какой по        счету?).

     Это пригодится логопеду для лексико-синтаксического  анализа предложения.

     Во  время занятия проводится физкультминутка, в которой так же отражена тема «Овощи».

     Мы  капусту режем-режем (ладошки превращаются в ножи) – имитационные движения руками в согнутых локтях вперед-назад.

           Мы капусту жмем-жмем – сжимаем и разжимаем кулачки (пальчиковая гимнастика).  

     Мы  капусту солим-солим – перебираем пальцами (пальчиковая гимнастика).

     Мы  морковку трем-трем – ладошки трем друг о друга. 

     После занятия воспитатель организует сюжетно-ролевую игру «Магазин», где  среди фруктов и овощей дети должны купить только овощи – воспитатель  следит за речью «продавца» и «покупателя» - помогает им правильно формировать  вопросы и ответы, следит за окончаниями.  

     На  прогулке воспитатель использует подгрупповую форму работы: одна подгруппа рисует мелками овощи на асфальте; другая – играет в игру с функцией замещения «Встань по порядку» - дети каждый представляется овощем, которым он захочет быть. Воспитатель предлагает на 1-е место встать помидору, на 2-е – свекле, на 3-е – луку и т.д. Дети находят правильно свое место. Затем подгруппы меняются. Можно провести на прогулке подвижную игру со всей группой с мячом «Поймай только овощ».  Игра направлена также на  развитие произвольного слухового внимания и закрепление словарного запаса по изучаемой теме. Дети встают по кругу и воспитатель, бросая мяч, называет продукты питания, дети ловят мяч только когда услышат название какого-либо овоща. Также на прогулке проводится игра «Перейди через ручеек», в которой воспитатель закрепляет на теме «Овощи» использование глаголов в связной речи. Воспитатель рисует на асфальте  «камушки». Дети перескакивают с «камушка на камушек» только назвав действие, которое можно делать с овощами: выкапывать, выдергивать, срезать, мыть, жарить, варить, чистить…

     После прогулки – индивидуальная форма  работы – оречевление детьми производимых ими действий при выполнении заданий  педагога. Воспитатель дает задание: «Поставь в один ряд овощи и  назови, что на 1-ом месте, на 2-ом, на 3-ем ? Ребенок, используя словосочетания с предлогами отвечает правильно  – на 1-ом месте морковь, - на 2-ом –  месте лук и т.д. 

     Во  второй половине дня – занятия  по аппликации «Овощи» - вырезаем овощи по выбору детей: огурец – зеленый, помидор – красный. На этом занятии мы продолжаем формировать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из бумаги в виде квадратов и прямоугольников , срезая углы способом закругления; развиваем координацию движения обеих рук; закрепляем умение детей выделять «овощи» из ряда; упражняем детей в употреблении конструкций, включающих объект и определение, характеризующее объект по цвету и выраженное прилагательным.

     В начале занятия педагог просит детей  отгадать загадку Веселой Кисточки: «Какие овощи бывают такого же цвета, как краски, которыми рисовала Веселая  Кисточка?». Планируемые ответы детей: «Помидор и морковка - красного цвета», «Огурец и капуста – зеленого цвета» и т.д. Затем педагог предлагает: «Вырежьте из бумаги овощи и «посадите» (наклейте) на грядку. На занятии используются наглядные образцы, рисунки, показ педагога. Главное – мы закрепляем на занятии словарь по теме. Воспитатель следит за тем, чтобы дети четко проговаривали окончания (какой помидор? – красный); используем приставочные глаголы (что делаешь? – вырезаю помидор, - отрезаем уголки и т.д.)

     В течение всего дня воспитатель  обязательно использует индивидуальную форму работы на режимных моментах. Вопросы педагога предполагают:

    • употребление детьми в ответах грамматические конструкции, включающие глаголы единственного числа совершенного и несовершенного вида: - Что ты делаешь? – Я мою руки.
    • выполнение действий по инструкции педагога, включающие глаголы, близкие по смыслу: завязывать (шнурки), застегивать (пуговицы), мыть (руки), умываться (лицо) и т.д.;
    • заучивание чистоговорок, потешек (по заданию логопеда), включающих правильно произносимые детьми звуки.

       Таким образом, в работе воспитателя в течение всего дня: в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке – придается большое значение развитию у детей умения понимать обращенную к ним речь. Основной акцент в коррекционной работе педагогом делается на закрепление у детей некоторых навыков диалога, составления простых предложений и, в итоге, короткого рассказа.           
 

Информация о работе Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию речи в группе ОНР