Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:39, курсовая работа
Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но всё-же есть что-то вечное, что было и будет всегда.
Введение………………………………………………………………………. ...3
Глава 1. Две стороны единого процесса формирования личности………... ...5
Сущность процессов воспитания и самовоспитания, их взаимосвязь……………………………………………………………5
Выделение основных методов и приемов воспитания и самовоспитания…………………………………………………........10
Глава 2. Изучение опыта работы преподавателей по интеграции процессов воспитания и самовоспитания………………………………………………….17
2.1 Практика учителей по воспитанию и самовоспитанию…………...17
2.2 Анализ самооценки учащихся по самовоспитанию личности.........25
Заключение…………………………………………………………………........28
Список используемой литературы……………………………………………..30
Приложения……………………………………………………………………...32
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Две стороны единого процесса формирования личности………... ...5
Глава 2. Изучение
опыта работы преподавателей по интеграции
процессов воспитания и самовоспитания…………………………………………
2.1 Практика учителей по воспитанию и самовоспитанию…………...17
2.2 Анализ самооценки учащихся по самовоспитанию личности.........25
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..
Приложения……………………………………………………
Введение
Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но всё-же есть что-то вечное, что было и будет всегда. Всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз, вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды. Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам воспитания и самовоспитания во все века (от Платона, Сенеки и до К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Л.С. Выготского) придавалось большое значение. В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться, где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям. Как говорит народная мудрость: “Век живи – век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется.
Благодаря воспитанию и самовоспитанию человек становиться цивилизованным, а также вырабатывает у себя такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.
Без помощи квалифицированных
воспитателей он достигает
В целом, можно сказать, что протекание процессов воспитания и самовоспитания является одной из самых важных проблем и требует своего решения.
Именно поэтому целью нашей работы является изучение опыта работы преподавателей по интеграции процессов воспитания и самовоспитания в учебном процессе.
Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию и самовоспитанию.
2. Изучить опыт учителей по воспитанию и самовоспитанию школьников.
3. Провести анализ самооценки учащихся.
Предмет: учебно-воспитательный процесс.
Объект: интеграция процессов воспитания и самовоспитания.
Методы исследования: анализ литературы и школьной документации, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа.
Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе, теоретической, мы раскрыли сущность процессов воспитания и самовоспитания, выделили основные методы и приемы. Во второй части, практической, мы провели исследование в школах города Шуи и Краснодарского края и благодаря опыту работы преподавателей выявили взаимосвязь воспитания и самовоспитания в учебно-воспитательном процессе. Работа завершается заключением, списком использованной литературы и приложением.
Глава 1. Две стороны единого процесса формирования личности
1.1 Сущность процессов воспитания и самовоспитания, их взаимосвязь
Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании, целью которого является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
К числу основных педагогических понятий относятся «процесс воспитания, самовоспитания», «педагогический процесс». Педагогическим процессом называют развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это учебно-воспитательный процесс, в котором социальный опыт, знания преподавателей преобразуются в качества ученика. Обеспечение единства воспитания и самовоспитания составляет сущность педагогического процесса[6, с.122].
Понятие « воспитание» содержит множество важных признаков. И дать ему однозначное и точное определение весьма не просто.
- В общем
философском смысле как
- В социальном
смысле - как передачу опыта жизни
и поведения от старших
- В широком педагогическом смысле - как процесс и результат всех влияний на человека;
В узком
педагогическом смысле - как специально
организованное, целенаправленное и
управляемое воздействие
- В практическом смысле - как процесс и результат воспитательной деятельности (воспитателей, наставников и др.), направленной на решение конкретных воспитательных задач.
В целом, воспитание является целенаправленным и организованным процессом формирования личности. Воспитание - двигатель общественного развития.
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: "чем человек как человек может и должен быть" (К.Д.Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого.
Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни[3, с.85].
Но воспитание не может быть эффективным, если оно не опирается на самовоспитание - сознательную деятельность, направленную на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. "Никто не становится хорошим человеком случайно" (Платон).
Самовоспитание находиться в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.
Самовоспитание,
прежде чем превратиться в одно из
важнейших средств личностного
самосовершенствования
Самовоспитание находится в непосредственной зависимости от содержания жизни человека, его интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Исследованиями установлено, что потребность в самовоспитании возникает у школьников уже в младшем возрасте и может быть успешно использована в педагогической работе. Экспериментально доказано, что формы самосовершенствования с учетом возрастного и индивидуального развития школьников весьма разнообразны и выражаются в виде приспособления, подражания, ориентации на взрослых, друзей и коллектив сверстников.
Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований. Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит в подростковом возрасте.
Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результатом этих контактов является заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать со сверстниками, устанавливать контакты с людьми.
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие; а также это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания[5, с.78-79].
Целенаправленность, осмысленность и устойчивость самовоспитания зависят, прежде всего, от идеалов, общественной направленности деятельности ученика, от волевых свойств личности, от той значимости, которую учащийся придает среде сверстников. Важной предпосылкой для возникновения и развития процесса самовоспитания является формирование самосознания школьников. Появление у старшеклассников умения анализировать и реально оценивать свои качества и поступки является одним из существенных моментов самовоспитания. Каждый ученик, особенно в старшем возрасте, в состоянии достичь высокого уровня нравственного самосовершенствования, но для этого воспитателю, т.е. преподавателю необходимо так построить педагогический процесс, чтобы вся система воспитательных мер способствовала накоплению положительного опыта отношений и соответствующих им способов поведения. Самовоспитание школьников, особенно в раннем юношеском возрасте, имеет всесторонний характер.
Ведущим
компонентом содержания самовоспитания
является формирование волевых и
нравственных качеств. Существует тесная
связь между организацией самовоспитания
и самооценкой соответствующих
качеств. Показателями этой зависимости
выступают: сила общественного мнения,
действенность критики и
По отношению к самовоспитанию школьников коллектив выполняет две основные функции: создает общие предпосылки и условия для самостоятельного и устойчивого процесса самовоспитания и организует этот процесс.
Первая
функция выражается в том, что
коллектив формирует у учащихся
положительное отношение к
Вторая функция выражается в непосредственной организации самовоспитания: в формировании самосознания учащихся, в стимулировании положительной мотивации для работы над собой, в оказании помощи при планировании и оценке результатов своих усилий[10, с.216-217].
Индивидуальное
развитие учащихся под влиянием самовоспитания
благотворно действует на коллектив.
Разнообразие интересов школьников,
широта их кругозора, высокий уровень
общей культуры создают условия
для выявления разносторонних наклонностей
и возможностей членов коллектива,
что в свою очередь обогащает
коллективные отношения, влияет на развитие
и совершенствование коллектива
в целом.
1.2 Выделение основных методов и приемов воспитания и самовоспитания
Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма.
Воздействия
педагога, направленные на воспитание
ученика, призваны вызвать соответствующее
ему действие ученика, направленное на
самовоспитание. Отсюда следует, что методы
воспитания - бинарные. Бинарные методы
воспитания предполагают выделение пар
методов "воспитания-самовоспитания"[