Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:39, курсовая работа
Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но всё-же есть что-то вечное, что было и будет всегда.
Введение………………………………………………………………………. ...3
Глава 1. Две стороны единого процесса формирования личности………... ...5
Сущность процессов воспитания и самовоспитания, их взаимосвязь……………………………………………………………5
Выделение основных методов и приемов воспитания и самовоспитания…………………………………………………........10
Глава 2. Изучение опыта работы преподавателей по интеграции процессов воспитания и самовоспитания………………………………………………….17
2.1 Практика учителей по воспитанию и самовоспитанию…………...17
2.2 Анализ самооценки учащихся по самовоспитанию личности.........25
Заключение…………………………………………………………………........28
Список используемой литературы……………………………………………..30
Приложения……………………………………………………………………...32
2.2Анализ самооценки учащихся по самовоспитанию личности
Чтобы убедиться в эффективности работы, которую проводят классные руководители, выявить уровень самовоспитания среди учеников, я провела анкетирование в 10 классе МОУСОШ №27 города Краснодара. Всего в опросе приняло участие 16 человек в возрасте от 15 до 16 лет. Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 2).
На вопрос: “За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают?” были получены следующие ответы:
1. За верность в дружбе, доброту;
2. За чувство юмора;
3. За активность;
4. За честность;
5. За целеустремленность.
Отвечая на 2 вопрос, ребята называют такие недостатки, которые доставляют наибольшие неприятности:
1. Лень;
2. Забывчивость, рассеянность, невнимательность;
3. Доверчивость;
4. Неустойчивость характера;
5. Вспыльчивость;
6. Упрямство.
Но есть ответы: “никакие”, “не знаю”.
На 3 вопрос “Как ты стремишься их преодолеть?” некоторые ребята ответили, что развивают в себе силу воли, стараются преодолеть трудности, больше работать над собой, больше общаться с людьми. Но, к сожалению, большая часть ребят ответила, что “не знают как это сделать”, “никак”, “как-нибудь”, либо совсем молчали.
Анализ результатов анкетирования, которое было предложено учащимся, позволяет сделать некоторые выводы.
Вышеуказанные данные показывают, что все ученики стараются анализировать свой характер, свою деятельность, поведение. А это свидетельствует о том, что подростки стараются серьезнее всматриваться в себя, склонны более критично относиться к своим недостаткам. Но, на мой взгляд, некоторые учащиеся преувеличивают свои недостатки и приходят к ложному выводу о своей неспособности к чему-либо. Из чего следует, что таким ребятам следует объяснить, что только при правильной оценке личных качеств и свойств, при наличии веры в свои силы можно составить реальную программу самовоспитания, развить свои способности, искоренить недостатки. Ребят в первую очередь необходимо учить наблюдать за собой, объективному анализу своей деятельности.
А в остальном, без сомнения, видна честная и кропотливая работа классного руководителя. Дети осознают потребность в самовоспитании, понимают, что человек сам создает себя, сам творец своего характера.
Также необходимо отметить, что самовоспитание старших школьников сталкивается с некоторыми трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия. Наиболее типичные из них:
1.Стремление
проявлять волевые усилия и
в то же время не всегда
положительное отношение к
2.Чуткость,
восприимчивость к
3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном.
4.Желание
формировать стойкость,
Несмотря
на то, что старшеклассники более
ответственно и планомерно, чем подростки,
занимаются самовоспитанием, они все-же
нуждаются в помощи в этом отношении
со стороны взрослых, и в первую
очередь учителей и классных руководителей,
которые подскажут каждому воспитаннику,
на что следует обратить внимание и как
лучше организовать самовоспитание. Самовоспитание
не обязательно должно быть индивидуальным.
Можно рекомендовать старшекласснику
объединиться с товарищами, составить
совместный план, помогать контролировать
друг друга.
Заключение
Таким образом, цель проведенной нами работы состояла в изучении опыта работы преподавателей по интеграции процессов воспитания и самовоспитания в учебном процессе.
Для
достижения цели нами были поставлены
и решены следующие задачи. В результате
анализа теоретических знаний о
сущности процессов воспитания и
самовоспитания мы выяснили, что в
целом воспитание является целенаправленным
и организованным процессом формирования
гармоничной и всесторонне
Также в ходе нашего исследования по изучению опыта работы преподавателей мы определили, что самовоспитание находиться в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности ученика.
Самовоспитание,
прежде чем превратиться в одно из
важнейших средств личностного самосовершенствования
ученика, в один из главных путей его всестороннего
развития, предполагает определенный
уровень воспитанности личности, ее готовности
и способности к самосознанию, самоанализу,
самооценке, к сравнению и сопоставлению
своих поступков с поступками других людей
и выработку устойчивой установки на постоянное
самосовершенствование. Это значит, что
между воспитанием и самовоспитанием
существует сложная диалектическая взаимосвязь:
воспитание предшествует самовоспитанию,
стимулирует и направляет его. Самовоспитание,
в свою очередь, являясь результатом учебно-воспитательного
процесса, придает ему действенность и
в известной степени завершенность. В
результате воспитательные влияния, оказываемые
преподавателями на учащихся, в значительной
мере способствуют развитию их внутренних
потребностей в духовном и физическом
совершенствовании.
Список используемой
литературы
1. Зюзько М.В. 5 шагов к себе: о самовоспитании: книга для учащихся / М. В. Зюзько. - Москва: Просвещение, 1992. - 175 с.
2. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: книга для старшеклассников / В. Д. Иванов. - Москва: Просвещение, 1991. - 126 с.
3. Коджаспирова Г.М.Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд.; стер. - Москва: Академия, 2005. - 176 с.
4. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников: книга для учителя / А. И. Кочетов. - Минск: Народная асвета, 1990. - 173 с.
5. Куликова Л.Н. Педагогические основы самовоспитания ученического коллектива старшеклассников / Л. Н. Куликова. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1989. - 152 с.
6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л. И. Маленкова; под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. - 480 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
8. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - Москва: Владос, 2001. - 256 с. - (Учебное пособие для вузов).
9. Селевко Г.К. Сделай себя сам / Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Г. Левина // Школьные технологии.- 1999.- №6.- С. 43-47.
10. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
11. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. - Москва: Педагогика, 1990. - 288 с.
12. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие / М.Д. Большакова, И.В. Кузьменко, А.А. Семено. – Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 101 с.
13. http://www.gumer.info/
14. http://ru.wikipedia.org/wiki/
15. http://www.elitarium.ru/index.
Приложение
1.
Вопросы
для преподавателей:
1.Ведётся ли Вами систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании?
2.Стараетесь ли Вы привить учащимся нормы морали? Что для этого делается?
3.Проводятся ли в Вашем классе беседы, диспуты, вечера, встречи, экскурсии и другие мероприятия, повышающие нравственный уровень учащихся и дающие ярко-выраженную установку на самовоспитание?
4.Проводите ли Вы индивидуальные беседы с учащимися?
5.Существуют ли у Вас собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании?
Приложение 2.
Анкета для учеников:
1. За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают?
2. Какие
недостатки доставляют тебе
3. Как ты стремишься их преодолеть?