Взаимосвязь воспитания и самовоспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но всё-же есть что-то вечное, что было и будет всегда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. ...3
Глава 1. Две стороны единого процесса формирования личности………... ...5
Сущность процессов воспитания и самовоспитания, их взаимосвязь……………………………………………………………5
Выделение основных методов и приемов воспитания и самовоспитания…………………………………………………........10
Глава 2. Изучение опыта работы преподавателей по интеграции процессов воспитания и самовоспитания………………………………………………….17
2.1 Практика учителей по воспитанию и самовоспитанию…………...17
2.2 Анализ самооценки учащихся по самовоспитанию личности.........25
Заключение…………………………………………………………………........28
Список используемой литературы……………………………………………..30
Приложения……………………………………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 65.26 Кб (Скачать документ)

2.2Анализ  самооценки учащихся по самовоспитанию личности

    Чтобы убедиться в эффективности работы, которую проводят классные руководители, выявить уровень самовоспитания среди учеников, я провела анкетирование в 10 классе МОУСОШ №27 города Краснодара. Всего в опросе приняло участие 16 человек в возрасте от 15 до 16 лет. Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 2).

    На  вопрос: “За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают?” были получены следующие ответы:

    1. За верность в дружбе, доброту;

    2. За чувство юмора;

    3. За активность;

    4. За честность;

    5. За целеустремленность.

    Отвечая на 2 вопрос, ребята называют такие недостатки, которые доставляют  наибольшие неприятности:

    1. Лень;

    2. Забывчивость, рассеянность, невнимательность;

    3. Доверчивость;

    4. Неустойчивость характера;

    5. Вспыльчивость;

    6. Упрямство.

    Но  есть ответы: “никакие”, “не знаю”.

    На  3 вопрос “Как ты стремишься их преодолеть?” некоторые  ребята ответили, что развивают в себе силу воли, стараются преодолеть трудности, больше работать над собой, больше общаться с людьми. Но, к сожалению, большая часть ребят ответила, что “не знают как это сделать”, “никак”, “как-нибудь”, либо совсем молчали.

    Анализ  результатов анкетирования, которое было предложено учащимся, позволяет сделать некоторые выводы.

    Вышеуказанные данные  показывают, что все ученики стараются анализировать свой характер, свою деятельность, поведение. А это свидетельствует о том, что подростки  стараются серьезнее всматриваться в себя, склонны более критично относиться к своим недостаткам. Но, на мой взгляд, некоторые учащиеся преувеличивают свои недостатки и приходят к ложному выводу о своей неспособности к чему-либо. Из чего следует, что таким ребятам  следует  объяснить, что только при правильной  оценке  личных качеств  и  свойств, при наличии веры в свои силы можно составить реальную программу самовоспитания, развить свои способности, искоренить недостатки. Ребят в первую очередь необходимо учить наблюдать за собой, объективному анализу своей деятельности.

    А в остальном, без сомнения, видна честная и кропотливая работа классного руководителя. Дети осознают потребность в самовоспитании, понимают, что человек сам создает себя, сам творец своего характера.

    Также необходимо отметить, что самовоспитание старших школьников сталкивается с  некоторыми трудностями, так как  этому возрасту свойственны серьёзные  противоречия. Наиболее типичные из них:

    1.Стремление  проявлять волевые усилия и  в то же время не всегда  положительное отношение к конкретным  приёмам самовоспитания, которые  рекомендуют взрослые.

    2.Чуткость, восприимчивость к нравственной  оценке своей личности со стороны  коллектива и стремление показать  равнодушие к этой оценке, действовать  по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»).

    3.Стремление  к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном.

    4.Желание  формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же  время проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.

    Несмотря  на то, что старшеклассники более  ответственно и планомерно, чем подростки, занимаются самовоспитанием, они все-же нуждаются в помощи в этом отношении  со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и классных руководителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что следует обратить внимание и как лучше организовать самовоспитание. Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным. Можно рекомендовать старшекласснику объединиться с товарищами, составить совместный план, помогать контролировать друг друга. 
 
 

                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Таким образом, цель проведенной нами работы состояла в изучении опыта работы преподавателей по интеграции процессов воспитания и самовоспитания в учебном процессе.

    Для достижения цели нами были поставлены и решены следующие задачи. В результате анализа теоретических знаний о  сущности процессов воспитания и  самовоспитания мы выяснили, что в  целом воспитание является целенаправленным и организованным процессом формирования гармоничной и всесторонне развитой личности, а самовоспитание – это  сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Нам  стало ясно, что самовоспитание рассматривается как одно из наиболее важных направлений личностного совершенствования человека с целью достижения им собственных ценностных (жизненных) ориентиров. Иными словами самовоспитание представляет собой одно из непременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Реализуя возможности самовоспитания, человек приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

    Также в ходе нашего исследования по изучению опыта работы преподавателей мы определили, что самовоспитание находиться в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности ученика.

Самовоспитание, прежде чем превратиться в одно из важнейших средств личностного самосовершенствования ученика, в один из главных путей его всестороннего развития, предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности и способности к самосознанию, самоанализу, самооценке, к сравнению и сопоставлению своих поступков с поступками других людей и выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. Это значит, что между воспитанием и самовоспитанием существует сложная диалектическая взаимосвязь: воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует и направляет его. Самовоспитание, в свою очередь, являясь результатом учебно-воспитательного процесса, придает ему действенность и в известной степени завершенность. В результате воспитательные влияния, оказываемые преподавателями на учащихся, в значительной мере способствуют развитию их внутренних потребностей в духовном и физическом совершенствовании. 
Список используемой литературы
 

1. Зюзько М.В. 5 шагов к себе: о самовоспитании: книга для учащихся / М. В. Зюзько. - Москва: Просвещение, 1992. - 175 с.

2. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: книга для старшеклассников / В. Д. Иванов. - Москва: Просвещение, 1991. - 126 с.

3. Коджаспирова Г.М.Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд.; стер. - Москва: Академия, 2005. - 176 с.

4. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников: книга для учителя / А. И. Кочетов. - Минск: Народная асвета, 1990. - 173 с.

5. Куликова Л.Н. Педагогические основы самовоспитания ученического коллектива старшеклассников / Л. Н. Куликова. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1989. - 152 с.

6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л. И. Маленкова; под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. - 480 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

8. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - Москва: Владос, 2001. - 256 с. - (Учебное пособие для вузов).

9. Селевко Г.К. Сделай себя сам / Г.К.  Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Г. Левина // Школьные технологии.- 1999.- №6.- С. 43-47.

10. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.

11. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. - Москва: Педагогика, 1990. - 288 с.

12. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие / М.Д. Большакова, И.В. Кузьменко, А.А. Семено. – Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 101 с.

13. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/

14. http://ru.wikipedia.org/wiki/Воспитание

15. http://www.elitarium.ru/index.php

 

 

Приложение 1. 

Вопросы для преподавателей: 

1.Ведётся ли Вами систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании?

2.Стараетесь  ли Вы привить учащимся нормы  морали? Что для этого делается?

3.Проводятся  ли в Вашем классе беседы, диспуты, вечера, встречи, экскурсии и другие мероприятия, повышающие нравственный уровень учащихся и дающие ярко-выраженную установку на самовоспитание?

4.Проводите ли Вы индивидуальные беседы с учащимися?

5.Существуют ли у Вас собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании?

 

Приложение 2.

Анкета  для учеников:

1. За  что тебя ценят товарищи и  взрослые, какие  положительные   качества они у тебя отмечают?

2. Какие  недостатки доставляют тебе наибольшие  неприятности?

3. Как  ты стремишься их преодолеть?


Информация о работе Взаимосвязь воспитания и самовоспитания