Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:39, курсовая работа
Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но всё-же есть что-то вечное, что было и будет всегда.
Введение………………………………………………………………………. ...3
Глава 1. Две стороны единого процесса формирования личности………... ...5
Сущность процессов воспитания и самовоспитания, их взаимосвязь……………………………………………………………5
Выделение основных методов и приемов воспитания и самовоспитания…………………………………………………........10
Глава 2. Изучение опыта работы преподавателей по интеграции процессов воспитания и самовоспитания………………………………………………….17
2.1 Практика учителей по воспитанию и самовоспитанию…………...17
2.2 Анализ самооценки учащихся по самовоспитанию личности.........25
Заключение…………………………………………………………………........28
Список используемой литературы……………………………………………..30
Приложения……………………………………………………………………...32
3.Среднее
полное общее образование,
Программа направлений, существующих в школе:
В школе имеется кружок народного творчества, участники которого, выступая перед публикой, прославляют великую житницу России - Кубань. Они поют народные песни, танцуют кубанские танцы, ставят сценки. Школа и кружок имеют многочисленные районные и краевые награды.
Также мы проводили наше исследование в МОУСОШ №7 города Шуя, которая является базовой с сентября 2007. Это единственная школа полного дня в городе, которая реализует ФГОС. В апреле 2006 МОУСОШ №7 стала победителем ПМПО, принимала участие в конкурсе ЗОЖ и т. д. Школа насчитывает 82 призовых места по городу и в области. Преподаватели школы не раз участвовали в городских и областных конкурсах, занимали почётные места.
Также при школе имеется замечательно оснащённый медицинский класс, кроме того, единственный в области «Живой уголок».
Классным руководителям были заданы следующие вопросы (Приложение 1).
Некоторые классные руководители разработали и используют свои программы по руководству процессами воспитания и самовоспитания.
И.А. Силюк - преподаватель математики, классный руководитель - работает в МОУСОШ №7 города Шуи. Стаж работы составляет 16 лет. Имеет особые заслуги и награждена областной и городской грамотами Управления Образования.
Так, например, И.А. Силюк ставит перед собой следующие задачи:
1.Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность.
2.Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.
3.Вооружить учащихся методикой самовоспитания.
Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:
I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.
II
этап – оказание помощи ученикам в оценке
самих себя, в анализе своей жизни, познание
своих положительных качеств и недостатков
(при условии, что у учащихся есть желание
стать лучше).
IV этап – вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности.
V этап – самоконтроль.
Также И.А. Силюк считает, что нравственное воспитание и формирование нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и оценивать своё поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и достоинства. Для этого в течение работы с детьми использовались такие воспитательные беседы:
1.Что в человеке главное?
2.Что мы знаем о себе?
3.Кто добивается цели?
4.Как создавать характер?
5.О привычках полезных и вредных.
6.Как преодолеть свои недостатки?
7.Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.
8.Каковы преимущества дисциплинированного человека?
9.Что такое самовоспитание?
10.Можно ли изменить свой характер?
11.О силе воли, настойчивости и упрямстве.
12.Принципиальность и равнодушие.
13.О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.
Т.И. Меркурьева работает учителем русского языка и литературы в МОУСОШ №27 города Краснодар. Меркурьева Т.И. работает учителем русского языка и литературы. Стаж работы 35 лет. Высшее образование, закончила Армавирский Государственный Педагогический Институт. Награждена грамотами и имеет множество благодарственных писем от Управления Образования. Имеет звание «Отличник народного образования». На своих уроках она часто проводит беседы, диспуты о жизни замечательных людей, большое внимание уделяет методам их работы над собой. Например, использует письма А.П.Чехова брату Николаю и его рекомендации по нравственному самовоспитанию; личные правила по самовоспитанию, составленные К.Д.Ушинским. Живой интерес у школьников вызывает титаническая работа Л.Н. Толстого над собой, его требовательность к себе и своим произведениям, знакомство с его программой самовоспитания.
Для повышения нравственного уровня учащихся Т.И. Меркурьева организует, игры, диспуты, всевозможные литературные вечера, на которых ученики читают стихи, поют песни и ставят сценки. Организуются такие внутришкольные игры как “Брэйн - ринг”, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Угадай мелодию”.
Из результатов интервью с Т.И. Меркурьевой следует, что индивидуальные беседы с учащимися играют большую роль, особенно тогда, когда у школьников появляется чувство недовольства собой, своим поведением, действиями. С помощью взрослых они начинают анализировать собственное поведение. Такие беседы требуют особого педагогического такта, полного доверия и уважения между учителем и учеником. Беседы не должны носить нравоучительного характера, содержать готовые выводы, педагогическую оценку поступков, действий, а должны заставлять самого ученикака осмыслить свое поведение, поверить в необходимость и возможность преодоления отрицательного в себе.
Собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании существуют почти у каждого классного руководителя.
Н.М. Павлова – классный руководитель, преподаватель немецкого языка в МОУСОШ №27 города Краснодар. Стаж 22 года, учитель высшей категории, имеет высшее образование Красноярского Педагогического университета. Награждена грамотами и благодарственными письмами от Управления Образования. Получила сертификат Участника Краевых семинаров, который проводился при Кубанском Государственном Университете.
Она проводит со своими учениками диспуты на следующие темы:
1.Можем ли мы совершать большие и нужные дела?
2.Подвиг – мгновение или жизнь?
3.В чем красота человека?
4.Всякое ли дело может быть интересным?
5.Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?
6.Как стать интересным человеком?
7.Хочу и надо.
8.Имеет ли человек право жить с недостатками?
9.В человеке все должно быть прекрасно.
Диспуты вызывают духовную активность, затрагивают эмоции подростков и способствуют выявлению их готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений, споров формируются моральные оценки, что способствует утверждению навыков самоконтроля. Но, на мой взгляд, диспуты являются сложной формой работы, так как требуют определенного уровня самосознания и предварительной подготовки.
Так классный руководитель Н.М. Павлова использует в работе вопросник для устных или письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель делает выводы о нравственных представлениях у школьников. Вопросы могут быть такого характера:
1.Иногда, характеризуя человека, говорят: “хороший человек”, “плохой человек”. Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему человеку, плохому человеку.
2.Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?
3.Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-то недостатков, назовите от каких?
4.Кто является для вас образцом жизни и поведения?
5.Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?
Также Н.М. Павлова практикует так называемые самохарактеристики и даёт учащимся схему самоанализа. Она предлагает ученикам следующий опросник:
1.Твой внешний вид.
2.Убеждения и идеалы. Есть ли у тебя определённые жизненные принципы? О чём ты мечтаешь?
3.Способности и интересы (Что тебя интересует больше всего, что у тебя получается лучше, какие книги ты читаешь?).
4.Отношение к труду. Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие виды труда вызывают у тебя раздражение? Имеешь ли ты постоянную трудовую обязанность в семье?
5.Нравственно-волевые качества. Какие качества людей ты считаешь самыми ценными, какие отрицательными? Кто твой любимый литературный герой, киногерой? Кому и в чем ты хотел бы подражать? Каких качеств у окружающих тебя людей больше: положительных или отрицательных?
Одним из средств является составление планов работы над собой и программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса самовоспитания. Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство.
Также классные руководители поделились, что не редко используют схему самоанализа, предложенную В.Б. Бондаревским:
1.Можешь ли ты сказать о себе, что ты человек общительный? Не забывай, что общительный человек легко устанавливает контакты с людьми, вносит оживление в любую скучную компанию, всегда предпочитает общество, не любит оставаться один.
2.Хорошо ли ты знаешь людей? Если да, то можешь без труда охарактеризовать деловые и личные качества товарищей по классу. Придумай несколько сложных, но типичных ситуаций и попытайся представить, как поведёт себя в них каждый ученик твоего класса, твои товарищи и друзья, ты сам.
После совместно проведённого диспута “В человеке всё должно быть прекрасно”, в ходе которого стало ясно, что грубость несовместима с уважением к себе, мы с ребятами наметили следующие пути искоренения этой отрицательной черты характера:
1. Бросить жаргонные слова.
2. Быть вежливым и внимательным друг к другу.
3.
Приучить себя к хорошим
4. В общественных местах разговаривать, не повышая голоса.
5. Всегда помнить, что вокруг нас люди и владеть “волшебными” словами; мы и сами можем стать волшебниками среди людей.
6. Всегда здороваться и быть внимательными к окружающим, знакомым и друзьям.
7.
Стараться всегда и везде
После проведения интервью, мною были сделаны следующие выводы и даны некоторые рекомендации. В целом можно сказать, что опрошенные мною классные руководители школ города Шуя и Краснодара вполне достаточно подготовлены по вопросам методики руководства воспитанием учащихся, и они систематически ведут работу по воспитанию, а также формированию у учащихся потребности в самовоспитании и привитии соответствующих навыков поведения. Учителя разрабатывают свои программы организации самовоспитания и проводят мероприятия, которые оказывают значительное влияние на учеников. Они стараются научить ребят сдерживать себя, контролировать свои чувства, ставить конкретные задачи по преодолению отрицательных черт и развитию положительных.
Но необходимо подчеркнуть, что для руководства самовоспитанием, учителю необходимо более чётко представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают подростка работать над собой. Важно помочь найти такой вид деятельности, в котором воспитанник занимал бы активную позицию, что выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало бы к работе над собой.
Классному руководителю, как воспитателю, необходимо помочь решить детям, каких результатов необходимо добиться, какие недостатки исправить. Когда осознана необходимость самовоспитания, определены ее цели, задачи и составлена программа работы над собой, необходима организация упражнений для развития определенных качеств личности. Работа над собой идет успешно, если учащиеся овладевают специальными приёмами самовоспитания. Процесс самовоспитания протекает индивидуально. Однако, по моему мнению, коллектив при этом играет весьма важную роль. Так как в коллективе ученик находит образцы для подражания, познает себя, в коллективе его оценивают. Помощь коллектива выражается в том, что учащиеся принимают коллективные обязательства, не выполнить которые гораздо труднее, чем обязательства, взятые индивидуально. А учитель в свою очередь должен объяснить детям, что никакие благие намерения, клятвы и хорошие планы не дадут результата до тех пор, пока человек не будет воспитывать себя в деятельности, в процессе продолжения трудностей. Поэтому при организации самовоспитания центральное место должно занимать развитие способностей у учащихся к волевому усилию, напряжению, чтобы всякое разумное решение переходило в действие. Отсутствие необходимых волевых качеств мешает претворению в жизнь самых лучших планов.