Я.А. Коменский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:47, реферат

Описание

Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.

Содержание

Часть 1. Биография и философские воззрения Коменского. 3
Жизнь и деятельность Я.А. Каменского. 3
Философские основы педагогической системы Коменского. 6
Часть 2. Педагогическая теория Коменского. 10
Структура и содержание «Великой дидактики». 10
Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества. 13
Я.А. Коменский о разных ступенях образования
и устройстве школ. 14
Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания. 15
Коменский о работе учителя. 17
Содержание, формы и методы
нравственного воспитания по Я.А. Коменскому. 19
Литература 21

Работа состоит из  1 файл

Реферат А.Я.Коменский.docx

— 51.33 Кб (Скачать документ)

  С точки зрения, Коменского учительство  является не столько профессией, сколько  призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет  давать образование подрастающему  поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую  подготовку, прежде чем приниматься  за этот труд. Кроме того, учитель  не должен быть обеспокоен о собственном  благополучии, оно обеспечивается принимающей  общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя, вернет их сторицей в  виде знаний собственных детей.

  Место учителя в школе четко оговорено  в нескольких книгах Коменского. В  частности, в трактате "Законы хорошо организованной школы" подробно устанавливаются  порядок и приемы учета знаний учащихся; декурионы (своеобразные старосты) ежедневно проверяют знания всех учащихся; учительна каждом уроке проверяет знания. Вызывая нескольких учеников; ректор школы один раз в месяц проверяет успеваемость учащихся путем испытаний. В конце каждой четверти устраиваются также испытания, а по окончании учебного года - переводные экзамены из класса в класс.

  Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. "Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться  чему-либо полезному". [2, с. 156] Учитель  должен быть для ученика "пампедическим наставником", то есть учить всех всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства".

  В качестве последнего наставления учителям Коменский говорит о том, чтобы  они никогда не забывали цель и  задачу своего класса, всегда четко  представляя что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни.

Содержание, формы и методы  
нравственного воспитания по Я.А. Коменскому.

 

  "Управление  человека собой является, по мнению  Коменского, одной из трех целей  воспитания. Оно достигается нравственным  воспитанием." [5, с. 37]

  Необходимо  отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование  отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же разводит их вводя понятия педагогиуса (учителя) и педагога (воспитателя).

  Тщательно изучив в университетской молодости  труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки, Коменский вслед за ними объявляет главными добродетелями  воспитанного человека мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Он советовал  развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.

  "Из  числа нравственных добродетелей  особенно настойчиво должен он (педагог - Прим. сост.) рекомендовать  и внедрять путем упражнений  способность переносить труды,  больше того, стремление к ним;  ибо достигнув этого, они будут  иметь великое сокровище для  жизни". [2, с. 157]

  Эта точка зрения на нравственные категории  вполне согласуется с протестантскими  воззрениями Яна Амоса Коменского. В качестве нравственных ориентиров для него выступают сам Христос, который нашел в себе силы пострадать за все человечество, Иов - ради любви к Господу терпевший самые разные лишения, и Соломон - образец библейской мудрости.

  Средствами  нравственного воспитания Коменский  считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

  Одно  из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит  семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут  лишь развить и некоторым образом  направить воспитание детей в  нужное русло, но основное умонастроение  личности рождается все-таки в семье.

  Стараясь  поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский  вместе с тем и требовал от них  дисциплины. Следует поддерживать дисциплину "хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным  благорасположением" [6, с. 37]

  В книге "Законы хорошо организованной школы" Коменский оговаривает  правила поведения учеников, старост  классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров.

  "Пусть  поддержание дисциплины всегда  происходит строго и убедительно,  но не шутливо или яростно,  чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть.  Следовательно, при руководстве  юношеском должна иметь место  кротокость без легкомыслия, при взысканиях - порицание без язвительности, при наказаниях - строгость без свирепости" [6, с. 37]

 

Литература

 

  1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982.
  2. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. - М.: 1982.
  3. Адольф А. Что такое школа по воззрениям Коменского. -М.
  4. Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. - М., 1959.
  5. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. - М., 1982.
  6. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. - М.: Просвещение, 1982.
  7. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. - М.: 1991.
  8. Лордкипинадзе Д.О. Ян Амос Коменский. - М.: 1990.
  9. Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса Каменского. - М.: 1987.

Информация о работе Я.А. Коменский