Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:00, курсовая работа
Задачи:.
- рассмотреть педагогическую деятельность и педагогические взгляды Я.А.Коменского
- показать, как отражены дидактические принципы Я.А.Коменского в
его учебной книге «Мир чувственных вещей в картинках»
Введение………………………………………………………………....3
Глава 1. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Я.А.Коменского………………………………………………………….5
Глава 2. Отражение дидактических принципов Я.А.Коменского в
его трудах……………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………….…….23
Список литературы………………………………………………….…24
Сын века, религиозный человек, Я.А.Коменский, однако, с необыкновенной силой выразил идеи эпохи Возрождения. Его взгляд на человека противостоял догматам средневековья.
Великий гуманист, он видел совершенное явление природы в каждой личности, отстаивал ее право на развитие всех своих возможностей, придавал огромное значение воспитанию и образованию, которые должны сформировать людей, способных служить обществу. Я. А. Коменский высказывает полный оптимизма взгляд на возможности каждого ребенка при соответсвующей организации учебно-воспитательного процесса взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что познание должно приносить пользу в практической жизни, Я.А.Коменский провозглашает обязательность реального, общественно полезного обучения.
Ян Амос Коменский прожил яркую, интересную и разностороннюю жизнь. Он жил в период становления опытных наук и с восторгом приветствовал проникновение человечества в тайны природы. Отказавшись от умозрительной философии средневековья, Коменский признал важнейшим источником знания – ощущения, которые человек получал от внешнего мира с помощью органов чувств. Взгляды Яна Амоса Коменского выражают его общее философское видение мира. Многие исследователи педагогических трудов Коменского приходят к единому мнению о том, что его взгляды, идеи и их анализ долго еще будут служить предметом интереса для педагогической науки.
Последние годы своей жизни Коменский посвятил борьбе за мир, призывал при урегулировании возникающих между народами конфликтов руководствоваться принципами доброй воли и не применять силу.
15 ноября 1670 г. Коменский умер в Амстердаме, вдали от родины.
Глава 2. Отражение дидактических принципов Я.А.Коменского в его трудах
Коменский – создатель новой дидактики, которая до сих пор сохранила свое значение и которая вытекала из определенных им же сформулированных принципов.
Прежде всего, необходимо сказать о том, что именно образование делает человека личностью. Это положение не содержит в себе конкретного материала для учителя, которым бы он вооружился, но зачастую учитель, погрузившись в свой предмет, забывает о том, что школа должна воспитать целостную личность, не взирая также на то богатый это человек или бедный. Это положение еще важно учитывать потому, что обычно из принципов дидактики часто выпадает человек, его призвание и назначение.
Каковы же принципы дидактики по Коменскому? Первый принцип может быть сформулирован следующим образом:
1) Основой обучения должен быть порядок, заимствованный из природы.
В этом принципе содержится два основных положения:
необходимо соблюдать в обучении строгий порядок во всем;
следует заимствовать этот порядок из природы.
Принцип природосообразности направлен на то, чтобы сделать процесс обучения более жизненным и естественным, легким и плодотворным. Этот принцип имел большое прогрессивное значение в борьбе со старыми методами преподавания, которые требовали неимоверных усилий для усвоения материала. Обучение должно вестись на основе перехода от более легкого к более трудному, от близкого и знакомого к отдаленному и незнакомому, от общего к частному, от простого к сложному. Очень важно соблюдать в процессе обучения строгую постепенность, последовательность и преемственность в изложении предмета, "чтобы предыдущее пролагало путь последующему".
Для Коменского обучение – процесс органического развития внутренних сил природы, глубокого понимания, осмысления явлений, тщательного их объяснения, а потом уже закрепления, выражения в речи и применения на практике.
2) Обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое. Этот принцип тесно связан с предыдущим. В нем получила дальнейшее развитие мысль о том, что процесс обучения – это процесс внутреннего органического роста. Он составляет нечто цельное. В нем все выходит из общего корня, и все стоит на своем месте.
3) Содержание и форма должны находиться в определенном соотношении между собой. Природа раньше "приготовляет материал, а потом уже придает ему форму…". Отсюда вытекает ряд правил обучения: необходимо раньше изучать предметы (материал), а потом – языки (форма), раньше изучать примеры, а затем грамматические правила.
Образование должно начинаться своевременно.
Один и тот же ученик должен учиться одному и тому же предмету только у одного учителя (иначе ему придется преодолевать разные формы).
Учить без разнобоя в методах.
4) Обучение должно быть всесторонним. Нужно учить так, чтобы в будущем человек не встречался в жизни с такими явлениями, предметами, о которых не мог бы "скромно рассуждать и без вредной ошибки применять с несомненной для себя пользой". Обучение, следовательно, должно быть связано с жизнью. Знания, которые человек получает в школе, помогают ему ориентироваться в обычных, наиболее распространенных жизненных явлениях.
Обучение должно быть развивающим, чтобы "изощрялись природные дарования, совершенствовались языки, облагораживались нравы". Коменский особенно ценил связь умственного и нравственного воспитания, "кто преуспевает в науках, а в нравственности отстает, тот скорее отстает, чем преуспевает".
5) Все должно быть преподаваемо путем непосредственных чувственных восприятий и из жизни. Коменский утверждал, что учить надо не только «из жизни», но и для жизни ("Мы вступаем в жизнь не только созерцателями, но и исполнителями"). Первоисточник знаний – сама жизнь, сами предметы. Коменский выводит принцип наглядности, это "золотое правило" для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.
Если учащимся каждый раз показывать, какое применение имеет ежедневно то, чему их учат, для чего служит каждая вещь, то они получат полную возможность убедиться в своих знаниях и у них возникнет желание действовать.
Однако наблюдений и чувственных доказательств недостаточно для того, чтобы обеспечить полноценные, вполне доброкачественные знания. Для этого требуется еще "приведение в действие разума". Вот почему следующий принцип Коменского гласит:
6) Ничему не учить на основании авторитета, а все обосновывать на свидетельстве чувств и разума. При обучении необходимо все подкреплять разумными доводами, объяснять причины, чтобы не оставалось места ни сомнению, ни возможности забыть. Оно должно сопровождаться развитием мышления, раскрыванием способностей, а также выработкой самостоятельного подхода учащихся к усваиваемым ими знаниями, чтобы они "не смотрели чужими глазами, не мыслить чужим умом". Учащиеся должны уметь выражать свои знания в правильной речи, свободно ими пользоваться в жизни.
Коменский внимательнейшим образом изучил и обобщил все положительное, что было достигнуто его предшественниками и современниками в области методики обучения. Его труд «Мир чувственных вещей» пестрит именами тех мыслителей, которые высказали хоть какую-либо интересную идею относительно организации, методов или требований к обучению. Все его положения опираются на многовековой эмпирический опыт
1.Вечным законом метода да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле или подражание.
2. Пример есть уже существующий предмет, который мы показываем. Наставление есть речь о предмете, разъясняющая, как он возник или возникает. Применение или подражание есть попытка сделать подобные же вещи…
3.Этот поистине практический метод (обучающий всему через личное наблюдение, личное чтение, личный опыт) должен быть применяем повсюду, чтобы ученики приучались возвышаться до учителей».
Метод учения, который предлагал Коменский, в полную противоположность методам схоластической школы не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки «без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя». Это положение Коменского, конечно, не следует понимать буквально: он предусматривал для учащихся систематический учебный труд в классе и выполнение ими систематически домашних заданий. Однако при этом вся работа, выполняемая школьниками, должна была соответствовать уровню их развитии, их природным интересам, направленным на познание окружающего мира. Если содержание и методы обучения будут отвечать детским возможностям, их любознательности, то и весь учебный труд будет восприниматься детьми радостно, с искренним удовольствием.
Метод обучения, предлагаемый Коменским, в целом характеризуется рядом черт, которые сам педагог раскрывает в большом количестве правил и основоположений, прежде всего в великой дидактике. В общем, все эти черты можно свести к следующим.
Прежде всего, поскольку в школе нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим, Коменский требует от учителей начинать обучение «не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними. И только после ознакомления с самой вещью пусть идет о ней речь, выясняющая дело более всесторонне». Эта мысль Коменского повторяется многократно и в разной форме и резюмируется в его знаменитом «золотом правиле».
Первоисточник знаний – сама жизнь, сами предметы. Коменский вводит «золотое правило» для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.
Коменский постоянно говорит об ознакомлении детей с реальными вещами, но он прекрасно понимал, что это возможно далеко не всегда, и поэтому в случае необходимости рекомендовал использовать различные наглядные средства – картины, макеты, модели и т.п. и со времени Коменского в теории и практике обучения принцип наглядности занял прочное место и долго служил важным средством борьбы против школьной схоластики.
Подчеркивая особое значение непосредственного ознакомления детей с изучаемыми вещами и явлениями, Коменский в то же время весьма большое внимание уделял раскрытию причинных взаимосвязей между явлениями внешнего мира, приучению учащихся к их анализу.
Метод обучения, пропагандировавшийся Коменским, характеризуется стремлением сделать весь педагогический процесс разумно организованным и целенаправленным. Коменский формулирует ряд принципиальных положений, имеющих и по настоящее время важное теоретическое значение: расположение и изучение учебного материала должно быть последовательным, переходящим от простого к сложному, от близкого к далекому, от краткого к распространенному.
Теоретически все эти положения Коменский обосновывает и излагает особенно подробно в «Великой дидактике» и в главе X «Новейшего метода языков», известной под названием «Аналитическая дидактика».
Коменский не отвергал христианского догмата о первородном грехе, но в противоположность ортодоксальному христианству утверждал, что уже в процессе своей земной жизни человек может быть исправлен с помощью воспитания и способен достигнуть высокого совершенства. Но Коменский высказал еще одну исключительно важную и новую мысль: воспитание имеет целью не только совершенствование человека само по себе, но и подготовку его к усовершенствованию окружающей жизни. Вот почему Коменский неустанно и в разных формах повторял требование одновременно развивать у формирующегося человека интеллект, руку, сердце, волю.
Главный педагогический труд Коменского назван «Мир чувственных вещей». Термином «дидактика» Коменский часто пользуется и в других своих сочинениях. Однако следует учитывать, что Коменский и его современники трактовали этот термин значительно шире, чем это делается в наши дни: в содержание этого понятия включались не только вопросы образования и обучения, но и деятельность учителя, организации школы, различные аспекты воспитания – нравственного, трудового, религиозного и т.д. В целом дидактика Коменского охватывает практически все проблемы, которые являются предметом рассмотрения современной педагогики.
Наряду с обучением Коменский ставит вопрос о системе нравственного воспитания, которая строится на определенных основополагающих принципах, придающих определенную связь, целостность всему воспитанию.
В своих дидактических трудах Коменский постоянно обращается к причинам пороков человеческого общества и путям их устранения, главным из которых он считал правильно организованное воспитание, как в широком смысле слова, так и в более узком значении нравственного воспитания. Поэтому многие его дидактические высказывания имеют самое непосредственное отношение к воспитанию, а само воспитание и образование, по Коменскому, является фундаментом человеческой нравственности. Поэтому безнравственными, порочными людьми становятся те, кто или лишен образования, или же получил образование неправильное, извращенное.