Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:50, реферат
Школы и высшие учебные заведения, как мировые образовательно-воспитательные системы, прошли многовековой путь исторического развития.
С одной стороны, они оказывали значительное влияние на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали многообразие кардинальных перемен, происходивших в социуме, науке и культуре всех стран и народов.
Профессор Огава полагает, что культ природы ребенка сужает возможности и результаты воспитания, поскольку для него становится урезанным многоцветье окружающего мира. Огава считает, что воспитание как освоение картины мира возможно лишь через социум, т.е. одно должно быть прежде всего общественным.
Размышляя над известным педагогическим конфликтом личности и группы, многие японские педагоги стоят за то, чтобы умерять эгоцентризм отдельных школьников.
Предполагается стратегия встречного движения, когда детский коллектив помогает адаптироваться всем своим членам. Ребенок должен без боязни вступать в коллектив, поскольку в нем предстоит провести почти всю жизнь.
Современное японское общество в социальном отношении чрезвычайно многолико. Оно разбито на страты, кланы, группы, научные школы, спортивные клубы. Школа, класс – своеобразный сколок такого разнообразия. Для того чтобы учащиеся получили опыт социальной жизни, в школе ведется целенаправленная политика группового воспитания и образования.
Классы поделены на группы. Члены группы соревнуются в учебе, приобретая тем самым навыки общественных личностей. Создание и функционирование групп – процесс не стихийный.
Учителя включают в новую группу явных лидеров, которые могут стать катализатором ее развития и деятельности. Такими лидерами считаются ребята, склонные к активной позиции, с широким кругом общения, сердечные и приветливые.
Группы в классах и состав самих классов не постоянны. Почти ежегодно учащихся «перетасовывают», перемещая в параллельные классы. Здесь преследуется три цели:
формирование навыков социального поведения в условиях меняющейся общественной среды.
исключение возможности превращения лидеров в диктаторов, разъединения ставших чрезмерно близкими в пределах группы приятелей и тем самым обеспечить равенство всех учащихся.
сделать учащихся более управляемыми.
В соответствии с идеей общинности в японской школе интегрируются новации, связанные с процессом обучения. Так, наряду с обычной формой классно-урочных занятий учителя охотно и часто прибегают к групповому обучению во время уроков.
Оно организуется в виде соревнования: какая группа лучше и больше выучит иероглифов, английских слов, стихов. Оценки при этом получает вся группа.
Дух соревновательности пронизывает жизнь школьника. В конце каждого учебного года составляют списки учащихся в соответствии с академическими успехами. Особенно почетно попасть в десятку лучших учеников класса.
Групповое воспитание и обучение, соревнование отдельных групп школьников – своеобразное выражение японского стиля управления школой. Этот стиль напоминает групповую систему частного предпринимательства. В школе существует автоматическое продвижение учащихся (из младшего в более старший класс). В японских школах весьма незначительна доля второгодников и тех, кого выгоняют из школы.
Практически все дети одновременно переходят из класса в класс. Крайне редки случаи перехода учащихся из одной школы в другую, что очень напоминает систему пожизненного найма, столь распространенную в Японии.
Не все в Японии безоговорочно соглашаются с практикой общинного воспитания, в частности с групповым обучение.
Многим старшеклассникам не по вкусу ставка на коллективизм, к которому они теряют интерес. Некоторые педагоги, напротив, полагают, что увеличение соревновательностью вредит нравственности учащихся.
Постоянное состязание, утверждает, например, профессор Мигисима, вносит в школу нездоровое соперничество, в результате школьный класс оказывается полем битвы, где сильный унижает слабого, где утверждаются законы эгоизма.
Учитель наставник должен следовать пяти заповедям:
формировать не столько нормы поведения, сколько понимание образа жизни
обращать особое внимание на выработку навыков самоанализа поведения, мыслей, чувств, способностей к самостоятельным и ответственным поступкам
учить уважать интересы других людей
воспитывать учеников в процессе групповой деятельности
приучать их воспринимать как свои собственные интересы и проблемы группы.
Предполагается, что учебно-воспитательный процесс, школьная жизнь должны содействовать росту духовно богатой личности.
Поэтому школа Японии идет по пути реструктуризации и модернизации учебных программ. Обучение отдельным предметам должно включать элементы нравственного воспитания. Акцент сделан на предметах гуманитарного цикла. С этой целью в содержании образования вводятся новые материалы, в частности, по экологии, сек5сологии.
Противоядием от жестокости и насилия остаются занятия по литературе, учебным предметам, связанным с искусством, на которых воспитывается уважение к духовным ценностям.
Кроме того, в школах проводятся специальные занятия по нравственному и гражданскому воспитанию. Устраиваются также морализаторские беседы, детские спектакли. Воспитанию законопослушного и активного гражданина посвящены занятия, именующиеся особой деятельностью.
Имеется в виду формирование навыков цивилизованного поведения и общения посредством бесед, участия в детских клубах, поездок на природу и экскурсий.
Большинство храмов в Японии обычно пустует. Религиозная толерантность – стиль жизни. Предпочтение не отдается ни одной из конфессий – будь то буддизм, синтоизм, католицизм, православие, мусульманство.
Японец может посещать буддистский или синтоистский храм, а жениться по католическому обряду. Будучи вольны в своем вероисповедании, японцы строят школьное образование на принципах светскости, отделения школы от церкви.
Законом позволено включать элементы религии в программу частных учебных заведений. Такие школы вправе при этом приглашать специальных преподавателей.
Японцы склонны к подробной регламентации нравственного воспитания. Детально расписана вся жизнь школьников. По-прежнему традиционен внешний облик школьника.
Старшеклассник носит темный мундир, а старшеклассница – темную юбку, покрой которых мало изменился с конца 19 века. Определен не только покрой одежды , но даже цвет шнурков на обуви, фасон причесок.
Гораздо менее строга одежда учеников младших классов, у них есть повседневная и спортивная форма. Каждая школа имеет свою форму, практичную, красочную, удобную. Есть отличия и по классам. В одних классах носят желтые панамки, в других – красные. Портфелей у младшеклассников нет.
Гуманизация воспитания, т.е. поворот к личности, формирование высокой культуры, эвристического мышления, коммуникативности – веление времени. Осознавая это, японский педагог Ю. Эндо на вопрос, что более всего его тревожит, ответил: «Главное, чего сейчас ученикам недостает - индивидуальности».
Японию не миновали проблемы, с которыми столкнулись и мы в России: пристрастие подростков к табаку, наркотикам, алкоголю, азартным играм, детская преступность, драки, насилие. Ситуация отнюдь не такая мрачная, если сравнить уровень детской преступности в Японии и России.
Не надо никакой статистики, чтобы, например, утверждать, что в России нет ни одной школы, где бы не было драк и хулиганства. А японцы бьют тревогу, сообщая, что в 1987г. в 10% младших средних школ отмечены случаи физических расправ в детской среде.
У юных японцев драка – исключительный случай. Возможно, влияет атмосфера любви и благожелательности к детям. Родители чрезвычайно редко прибегают к грубым наказаниям. Сказывается и прекрасная организация физического воспитания и детского спорта, что позволяет детям выплескивать энергию в цивилизованной форме.
Воспитание и образование в изменившемся мире
Японская школа находится в изменяющейся социокультурной среде, где иными становятся функции общества и семьи. Под воздействием урбанизации изменяется и жизнь детей, представления родителей о стиле жизни и воспитании. У сегодняшнего ребенка заметно сократились возможности игры, накопления жизненного опыта в окружении природы.
В общественном сознании происходят заметные изменения. Япония – одна из самых богатых стран в мире. Такой она стала не так давно. Большинству японцев свойственно неприятие философии вещизма. В иерархии жизненных ценностей первые места по-прежнему занимают хорошее воспитание и образование, уважение окружающих.
Вместе с тем более обеспеченная, чем прежде, жизнь изменила и условия воспитания. Во многом устранены такие негативные социальные факторы, как бедность, жестокость.
Актуально воспитание независимости, самоконтроля, сопротивляемости трудностям, ответственности, ощущения общности с другими людьми, потребности заботиться о ближнем, чувства благодарности.
До середины 80-х годов идеологическая конфронтация в мире накладывала печать на воспитание японцев. Северный сосед – Советский Союз – был образом врага. Антисоветская направленность была обязательным компонентом школьного воспитания. Не все просто в отношениях наших стран и сегодня. «Больной» вопрос для японцев – проблема Курильских островов.
В эпоху интенсивного информационного, экономического, культурного обмена развивается тенденция к интернационализации. Япония не может существовать вне международного сообщества во всех сферах, будь то ресурсы, энергетика, промышленность культура и воспитание.
Школа рассматривается в Японии как важнейший рычаг интернационализации жизни подрастающего поколения.
Предлагается формировать качества, которые позволят жить в мире и согласии с другими народами, имеющими свою историю, традиции и культуру. В этой связи особое внимание уделено переориентации преподавания иностранных языков.
По мнению Кейко Секи, Тецуя Кобаяши, Казуширо Эбучи, Ясуко Минура и других известных педагогов, нельзя придерживаться прежней традиции, которая исходит из прагматических расчетов использования иностранного языка для будущей работы, но не для свободного общения. Изучение иностранного языка должно воспитывать уважение и понимание иных культур и образа жизни через призму собственных культурных традиций, считают эти ученые.
Японский школьник имеет больше времени: длиннее учебный год, короче каникулы. По давней традиции учебный год начинается с апреля и заканчивается в марте. В году три семестра. В течение года пять раз проводятся тестовые экзаменационные испытания: по два раза в первом и втором семестрах, один раз в третьем.
В обязательных начальной и младшей средней школах максимум наполняемости класса – 40 учеников. Минимум наполняемости законом не оговорен. Так что гипотетически позволительна ситуация «один учитель – один ученик». Впрочем, школ с малой наполняемостью немного: все они расположены в горных малонаселенных районах. На одного учителя приходится в среднем 24 ученика.
3. Демократизм школьной системы
Японская школа движется по пути демократии. Этот многоаспектный и многопроблемный процесс происходит в особых социальных, политических, экономических, этнических условиях.
В теории и практике японской школы сталкиваются два взаимоисключающих подхода. Один основан на идее эгалитаризма и единообразия, другой – на идее плюрализма.
Первый подход традиционен для Японии послевоенных лет. «Японцы ошибочно полагают, что все учащиеся рождены равными. Это приводит к сдерживанию преуспевающих, отказу от поощрения творчества и выдвижения одних учеников в сравнении с другими».
Однако второй подход к демократизации школьной системы находит все больше сторонников. Один из них – профессор Иоширо Канемацу из Кобе - пишет о том, что любая система образования выполняет две функции – собственно обучающую и социально-селективную. В первом случае речь идет о приобретении знаний, умений, формировании характера. Во втором – об отборе и распределении по различным общественным группам и стратам.
Профессор из Хоккайдо Таеда Масанао называет несколько признаков системы образования демократического общества. Первый признак – равное право членов общества на образование, т.е. его доступность независимо от социального положения, пола, национальности, религиозной и политической принадлежности.
Второй по значимости признак – децентрализация школьной системы, означающая право местных органов распоряжаться финансами и заниматься отборами педагогических кадров.
Следующий признак демократизма – открытость системы, т.е. преемственность всех ее ступеней. Важная черта демократической школы – право родителей и учеников на выбор учебных заведений.
И, наконец, в демократической школе учебный процесс организуется так, чтобы воспринимать свободно мыслящего человека, способного ставить и решать альтернативные задачи, критически мыслить, творчески работать.
До прихода в первый класс юный японец должен обладать определенным минимумом знаний: уметь производить два-три арифметических действия, знать около 80 канджи (иероглифов).
Программа начальной школы детально расписана по годам, вплоть до того, в каком классе и какие иероглифы изучать.
На родной язык и арифметику отводится до половины учебных часов. Это приоритеты в начальном образовании. Выпускник начальной школы должен знать около тысячи канджи.
У каждого канджи не менее пяти значений. Переходя из класса в класс, ученик должен усвоить эти значения. На выходе из средней школы следует знать втрое больше иероглифов.
В университете можно пополнить запас знаний. Не желая расставаться с иероглифами, они пользуются и фонематическим письмом: катаканой и хираганой. Для тех, ому трудно понять и написать канджи, придуманы особые электронные пишущие машины. Они переводят катакану и хирагану в рисунчатое письмо, и наоборот, канджи – в фонетическое письмо.
Изучение иероглифики развивает зрительную память, приучает к строгому и законченному изложению мысли, формирует абстрактно - конкретное мышление (ведь каждое канджи означает множество понятий). Бесконечное переписывание иероглифов воспитывает аккуратность и трудолюбие.
Обучение в начальной школе рассматривается, прежде всего, как путь к приобретению в разумных пределах обязательных знаний.
Этому в значительной мере способствует реализация идеи интегративного обучения. С введением новой программы в учебном плане (сейацу), согласно которому элементы естественных и общественных знаний изучаются в тесной связи. Сейкацу занимает прочное место в программе первого и второго классов. На него ежегодно отводится свыше 100 часов.