Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:50, реферат
Школы и высшие учебные заведения, как мировые образовательно-воспитательные системы, прошли многовековой путь исторического развития.
С одной стороны, они оказывали значительное влияние на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали многообразие кардинальных перемен, происходивших в социуме, науке и культуре всех стран и народов.
21
Образование в Японии
Введение
Школы и высшие учебные заведения, как мировые образовательно-воспитательные системы, прошли многовековой путь исторического развития.
С одной стороны, они оказывали значительное влияние на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали многообразие кардинальных перемен, происходивших в социуме, науке и культуре всех стран и народов.
В последние годы мир не перестает удивлять «японское чудо» - прорвы Страны восходящего солнца в лидеры мирового развития. Этот рывок – плод многих составляющих, в том числе и успехов в воспитании и образовании.
Мировая школа имеет общие черты и вместе с тем специфические: региональные и национальные особенности. Япония, страна, в которой ярко представлена азиатская педагогическая традиция. Япония претендует на то, чтобы переплавлять достижения цивилизаций Западного Востока.
Япония оказалась символом евразийской культуры, где сплетен опыт различных народов, в том числе и сфере образования.
Являясь одни из центров интернациональных процессов современного мира, Япония сохраняет яркую самобытность в духовной жизни, включая воспитание и обучение.
И это не столько отзвук былого изоляционизма островного государства, сколько прекрасный способ продолжать лучшие национальные традиции. Этим объясняется актуальность выбранной темы «Образование в современной Японии» курсовой работы.
Эта тема имеет огромное значение для российской педагогики, потому что зная тонкости национальных традиций, мы сможем сделать правильные выводы, почему Япония имеет огромные успехи в информационно-технической сфере, почему учителя почитают и относятся к нему, как к профессии уважительной. И поэтому ее необходимо изучать.
Целью данной курсовой работы является: показать на фоне национальных, социокультурных, педагогических особенностей многоцветье воспитания и обучение, проанализировав основные идеи современной японской педагогики.
Задачи курсовой работы:
выявить отношения японцев к воспитанию и образованию
показать специфику работы японской школы
проанализировать систему воспитательной работы
Просмотрев и изучив литературу по данной теме «Образование в Современной Японии», можно сказать следующее об этих источниках.
Бордовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика». Авторы этой книги делают акцент на сведениях по проблемам обучения, образования и воспитания, и также о представлениях и трактовках этих проблем в разных странах, эпохах и цивилизациях. Раскрыты ценности тенденций развития образования в современном мире. Япония, ее данные в сфере образования и воспитания, представлена в цифрах в сравнении с другими ведущими цивилизациями.
Джуринский А.Н. «История педагогики». Эта книга хронологически охватывает всю историю воспитания и образования, это позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества. Япония представлена в сравнении с другими странами и цивилизациями.
Джуринский А.Н. «Японское чудо: мифы и реальность. Школьное образование и воспитание в Японии» и «Чему и как учат школьников в Японии». Эти две книги описывают реальную картину образования и отношения родителей к школе. Автор лично был в Японии, наблюдал за японскими школьниками, за процессом воспитания.
Книга дает полное представление о традициях, о национальных особенностях Японии. Позиция этого автора мне ближе, так как материал построен систематически, объясняя почему к образованию и воспитанию в Японии относятся именно так, а не иначе. Еще одной особенностью этих книг является затронутая проблема преступности несовершеннолетними детьми. Т.е. это явление есть везде, но к нему относятся по-разному. Так, что Япония – это не сказка, а национальная традиция отношений к происходящему.
1. История становления новой системы обучения
Школа к окончанию второй мировой войны
Современная школа Японии возникла в результате реформ первой половины 20 века, как отрицание ультранационалистического, милитаристского воспитания и образования времен второй мировой войны.
До августа 1945г., Япония жила по Конституции 1889г. (Конституция Мейджи), выработанный в эпоху крушения феодализма и модернизации по примеру Запада. В этот период происходила европеизация школьной системы. Школа пережила важные изменения: учебные заведения приобрели сходство с американской и французской школой. При управлении школой за пример была взята французская модель.
В годы второй мировой войны структура школы была существенно скорректирована. Срок обязательного обучения увеличился до 6 лет. Все средние учебные заведения – мужские, женские, профессиональные получили равный статус; предусматривался переход их школ первых двух типов в школу третьего типа. До трех лет продлевается срок обучения в обычных школах, где готовили учителей начального образования.
Интенсивная европеизация школы вызвала недовольство консервативно настроенных интеллектуалов. Они резко критиковали прозападное образование за пренебрежение традиционными нравственными установками. На Запад возлагалась вина за падение нравов, кризис семьи, скепсис в отношении императорской власти. Свою программу националисты строили, опираясь на Основной закон страны.
Конституция 1889г. исходила из двух основных положений, в определенной степени противоречивших друг другу.
Первый (он и был главным аргументом националистов) предусматривал абсолютный авторитет императора и правительства. Школа должна была воспитывать лояльность к императору и государству.
Второй постулат, на который ориентировались прозападники, гарантировал гражданам минимум демократических свобод, что означало, в этой связи возможность приобретения необходимого в общественной жизни образования.
Философию школьной политики предвоенного и военного периодов определял императорский рескрипт 1890г. На школьное образование возлагались трактуемые в духе конфуцианства обязанности формировать такие качества, как поклонение императору, сыновний долг, послушание и повиновение (иерархические и патернационалистские взаимоотношения императора и подданных, родителей и детей, мужа и жены, старших и младших).
Рескрипт императора предусматривал централизацию управления школьным делом, фактически вся власть сосредоточилась в руках императора и его правительства.
В канун и во время второй мировой войны националистическая идеология обусловила серьезные негативные изменения в воспитании и образовании. Школа попала под безраздельное влияние ультрапатриотических милитаристских идей. Так, этими идеями оказалась насыщена программа начальных школ, с 1941 г. именовавшихся национальными.
В 1945 г. на Японцев обрушились массированные удары американской авиации. Началась всеобщая эвакуация учащихся в сельскую местность. Правительство призвало готовиться к тотальной войне на собственной территории и объявило в школах чрезвычайное положение, что значило повсеместное прекращение занятий.
Послевоенные реформы и школа
С августа 1945 г. по апрель 1952г. Япония была оккупирована американскими войсками. Эта национальная трагедия стала расплатой за авантюризм правящих кругов.
И сегодня не утихают споры в Японии, благом или злом был тот период. По суждению Т. Кобаяши (японский ученый), идеи реформы нашли отклик у многих политиков и деятелей образования, миллион японцев, которые хорошо сознавали необходимость демократических перемен условия возрождения национальной независимости.
Новая конституция 1946 г. значительно контрастировала с прежней. Этот документ закладывал фундамент прогрессивных перемен. Верховная власть объявлялась прерогативой нации.
Император терял политическую власть и превращался лишь в национальный символ. Конституция закрепляла принципиально иной подход к образованию. Образование провозглашалось неотъемлемым и естественным правом всех граждан.
Закон 1947 г. заменял указы императора, ранее являвшиеся нормативными документами для школы. В законе было записано, что на школу возложена обязанность формировать демократическую нацию, исповедующую идеалы человечности и мира.
Закон об образовании, программа образования и другие новые нормативные акты определяли в демократическом духе цели и содержание школьного образования и воспитания. Закон об образовании определял главные цели:
воспитание в духе сотрудничества, взаимопонимания и независимости
развитие понимания современного и традиционного, готовности к международному сотрудничеству
передача знаний и умений, необходимых в повседневной жизни: режим питания, культура одежды, домоводство, сведения о производстве
совершенствование знания японского языка
укрепление духа и тела, культивирование навыков счастливой и гармоничной жизни и прочее.
В прошлом Министерство образования осуществляло полностью финансовый контроль в школьном деле, сегодня же оно спонсирует заведения лишь на 25%. Остальные средства поступают из местных бюджетов.
В последнюю четверть 20 века произошло резкое расширение сети высшего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение общественных представлений о жизненных стандартах. Заметно переменился социальный состав студенчества, он стал более демократическим. Меняется содержание программ высшего образования.
К завершению 20 века образовательный потенциал данного региона достаточно возрос. Япония имеет самую высокую долю ученых степеней среди стран мира – 68%.
В Японии велись интенсивные поиски новых форм и методов обучения, направленных на развитие активности, самостоятельности, творчества школьников. Школа призвана научить ребенка самостоятельно открывать факты, а не снабжать его фактами. Эти идеи нашли свое воплощение вначале в работе экспериментальных и частных школ.
Статус и эволюция частных школ в Японии имеют свои особенности. В отличии от большинства стран Запада, где частные школы во многих случаях находятся в ведении религиозных конгрегаций и духовных лиц, в послевоенной Японии создание этих учебных заведений может быть делом лишь светских компаний и отдельных предпринимателей.
Для школьных систем характерно наличие частных учебных заведений. Они, как правило, платные, и часть из них дорогие и привилегированные. Сосуществование частных и общественных учебных заведений тесно связано с вопросом светскости обучения, со взаимоотношениями школы и церковью. В Японии учебные заведения отделены от церкви и религии. Обучение религии – частное дело граждан. В отношениях церкви и государства, касающихся школьной сферы, наметился отказ от конфронтации или прочного союза и переход к лояльному сотрудничеству.
В Японии разработаны специальные программы, состоящие из разнообразных реальных ситуаций, которые даются или в описаниях, или в видеоклипах; учащимся предлагается принять решение по конкретной ситуации.
Законом об образовании создавалась новая школьная система. Вводилось бесплатное обязательное девятилетнее обучение и иная структура общего образования: 6+3+3 – шестилетняя начальная школа (чогакко), трехлетняя младшая средняя школа (чугакко), трехлетняя старшая средняя школа (котогакко).
В новой системе женская средняя школа полностью уравнена с мужской. Выпускницы женской старшей средней школы приобрели право и возможность поступления в университет. Вводилось совместное обучение на всех ступенях общеобразовательной школы.
В отличии от программы курса 1936 г., где критиковался индивидуализм и вещизм Запада и всячески восхвалялись японский дух, верность заветам предков, лояльность и верность закону, в новой программе ставилась центральная задача – воспитывать одновременно члена национального и мирового сообщества.
2. Национальные особенности воспитания
Воспитание с колыбели
Японец обычно сдержан, улыбчив, предельно вежлив. Он избегает прямо отказать в чем-либо своему собеседнику. Подобные навыки поведения воспитываются с первых дней жизни.
У японцев не приняты персональные дни рождения, поэтому особым внимание пользуется праздник «Шти Го Сан», который устраивают детям трех, пяти и семи лет. 15 января по всей Японии празднуется день совершеннолетия всех, кто достиг 15 лет. В этот день юноши облачаются в строгие черные костюмы, а девушки щеголяют в праздничных кимоно с меховой накидкой на плечах.
В будни японцы одеты по-европейски, в дни торжеств они непременно надевают кимоно. Таких празднеств у взрослых и детей немало: дни квартала, города, различные фестивали, национальные праздники.
С раннего возраста дети знакомятся с национальными традициями, что формирует гуманное, нравственное поведение, чувства долга и ответственности. Жизнь ребенка делится на два периода: до и после поступления в школу.
О малышах заботятся с любовью и нежностью. Им предоставлена свобода. Их и зовут-то по особому, добавляя к имени не частичку «сан», а ласковую «чан». Это не значит, что капризы ребенка найдут поддержку. Обычный ответ на каприз – мягкая улыбка, смех или демонстративное равнодушие.
У японцев целенаправленно воспитывают положительные нравственно-этические качества. Этому служат традиционные семейные праздники: выбор имени, первое посещение храма, первый год рождения, церемония совершеннолетия и т.д.
Когда ребята идут в школу, им впервые дают почувствовать бремя нравственной ответственности за себя и за младших. Школьник непременно выполняет семейные обязанности: присматривает за меньшими братьями и сестрами, помогает по хозяйству. Зачастую старшие ребята сопровождают своих младших товарищей в школу и обратно, домой.
2.2. Дух общинности
В Японии эта идея едва ли не центральная в образе жизни и в воспитании. Например: учитель должен наказать шалуна и в качестве наказания предлагает ему петь не в хоре, а в одиночку. Для школьника это наихудшее наказание - отлучение от совместных, общих действий с одноклассниками.
В Японии издревле культивируется идея принадлежности к многомиллионной семье, символическим главой которой является император. Приоритеты общинного, коллективного воспитания присутствуют в японской школе.