Зарубежный опыт социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:53, реферат

Описание

В последние годы западные педагоги все чаще обращаются к социологическим проблемам. Сложилась новая отрасль педагогики, так называемая соципедагогика, анализирующая влияние социальных факторов на воспитание и образование и обратное влияние педагогической практики на развитие общества. Проводятся многочисленные исследования, имеющие целью определить экономический эффект образования, проанализировать распределение детей из разных социальных слоев по типам учебных заведений, влияние социальной среды на успехи учащихся в школе. Расширяется сотрудничество педагогических центров с экономическими, статистическими, демографическими научными учреждениями, организуются национальные и международные конференции по вопросам планирования развития просвещения.

Работа состоит из  1 файл

Социальная педагогика.docx

— 37.50 Кб (Скачать документ)

В качестве консультанта школьный социальный работник взаимодействует  с администрацией школы и преподавательским  составом по вопросам отношения учащихся к школьной политики, практике и  структурам власти. Проводятся консультации по домашним условиям, культурной и  социальной среде, влияющем на перемены в учащихся. Социальные работники  вносят свой вклад в составление  расписания и выработку политики в таких вопросах, как дисциплина учащихся, их психическое здоровье, социальные навыки и подготовка к  семейной жизни.

Сочетая навыки межличностного общения и знание множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, школьные социальные работники  играют ведущую роль, способствуя  педагогическому процессу и преобразованиям  в школе путем предотвращения и улаживания конфликтных ситуаций. Во всех случаях залогом успеха является коллективная работа, которая повышает эффективность всех школьных служб.

Велика роль социального  педагога в периоды кризисных  ситуаций и обострений международной  обстановки. Ведь, участниками любого международного конфликта являются все - не только взрослые, но и дети, особенно те, родители которых затронуты  этим конфликтом.

Школьный социальный работник может и должен предложить в такой обстановке ряд мер  применительно к влиянию международного кризиса на учащихся. Начиная с  формирования личной оценки, он помогает группе ученической службы оценить  приоритеты и направить детей  с конкретными нуждами в соответствующие  службы. В свете запросов родителей, оставшихся с детьми, в решении  их проблем должны активно привлекаться полномочные консультанты и терапевты. В этом процессе особенно важна постоянная поддержка, чтобы иметь уверенность, что семья прочно вовлечена в  такие стадии решения проблем, как  консультирование и терапия.

В школе могут быть сформированы кратко- и долгосрочные группы, занимающиеся конкретными тревогами  учащихся. Некоторые из этих групп  учащихся могут организовать школьные воспитателя, тогда как школьный социальный работник отбирает других учеников для групповых обсуждений. Некоторые корректирующие группы могут  обратиться, например, к таким темам: как выражать сильные чувства  приемлемым способом? - как оценивать  сообщения средств массовой информации? - что делать, если родитель подавлен или расстроен? и т.д. Ключевым вопросом этих занятий должно стать признание, что ребенок не виноват в создавшейся  ситуации и что он является причиной к происходящим в семье переменам.

В США существует множество  теорий практических методов в профессии  социального работника. Относительные  заслуги, достоинства различных  теорий и методов продолжительное  время дебатировалось на академических  форумах. Хотя школы социальных работников могут менять свою направленность или  специализацию, все они должны соблюдать  основные элементы в шести областях учебного плана.

Основу учебного плана  должны составлять знания и тренинг  в шести областях - поведение человека в социальном окружении, социальная политика, теория и практика профессии, исследование, ценности и этика, а  также поле практики.

После многих лет борьбы, профессионалы в США пришли к  выводу, что социальная работа - не просто модификация существующих профессий. Это тоже профессия среди них. Верится, что только эта профессия  обеспечит равно хорошее существование  личности и ее социальному окружению. Не имеет значения, является ли эта  модель обучения доступной или нет. Важно, что это стабильная, но гибкая система, понимающая природу практики, и что система обучения непрерывно развивается, чтобы служить опорой практической деятельности.

2. Развитие социально-педагогической  работы в Германии.

XIX век - это век  начала социальной работы в  Германии. Становлению и развитию  социальной работы способствовала  индустриализация страны, так как  с последней связано резкое  обнищание семей рабочих, и,  как следствие, большее число  людей стало пользоваться социальным  обеспечением.

Осознание того, что  для социальной работы нужны свои кадры, привело к открытию социальных школ. В 1905г. появилась первая христианская социальная женская школа. В течение  последующих четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ, где  девушки из буржуазных семей изучали  профессию попечительницы благотворительного учреждения. По указу вновь образованного  прусского министерства народного  обеспечения в 1920 году было введено  государственное регулирование  подготовки кадров социальных работников. Этот законодательный акт явился основой дальнейшего развития всей системы обучения и подготовки специалистов к социальной деятельности в Германии вплоть до второй мировой войны.

Методы принято  рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, “как это  делается?“. Большей частью концепцию  методов понимают как основной каркас или рамки, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии , определять соответствующие критерии эффективности  своей работы. Методы включают систематизированный  свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать  на “рабочих полях“.

Будучи органической часть социальной работы, методы развивались  и совершенствовались вместе со становлением и развитием самой профессии  социального работника и социального  педагога.

В разных странах эти  пути развития не могли быть идентичными. Хотя социальная работа и система  подготовки кадров для ее проведения в Германии, как и в других странах, претерпели известное влияние США, но все же развитие их безусловно носило в Германии самобытный характер и  имело национальные корни.

Социальную работу и социальную педагогику можно определить как специфическую форму государственного и внегосударственного воздействия  на человека с целью обеспечения  культурного, социального и материального  уровня жизни населения. Но вместе с  тем социальная работа и социальная педагогика - это не синонимы в полном смысле слова.

В Федеративной Республике Германии получили права оба понятия - “социальная работа“ и “социальная  педагогика“, в то время как в  большинстве других стран используется лишь одно понятие “социальная работа“  для обозначения профессии.

Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу  между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана  с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами  непосредственного воспитания и  образования клиентов. Так, например, социальный педагог преследует цель, чтобы его клиенты-дети были воспитаны  в духе лучших традиций европейской  культуры, его клиенты юношеского возраста могли получить европейское  образование, психически нездоровые люди могли бы получить все то, что  позволило бы им включиться в естественную жизнь общества.

Социальный педагог  участвует в повседневной жизни  клиента, оказывает на нее педагогическое влияние. Социальный работник занимается конкретным социальным вопросом клиента, ищет пути его решения.

Видно, что в работе социального педагога и социального  работника есть немало общего. Однако, специализация указанных направлений  происходит с учетом особенностей различных  социальных профессий.

Группа педагогов  ФРГ, посетив в 1983 году Нью-Йорк, “открыла“  для себя среднюю школу “Город как школа“ и была восхищена очень  простой и одновременно действенной  формой обучения в ней - “обучение  путем эксперимента“. Инициатором  модели “Город как школа“ были Фред Кури и Рик Сафран, которые создали  в 1972 году государственную “альтернативную  школу“, взяв за основу идею программы  Парквея “Школа без стен“. По мнению педагогов, эта экспериментальная  модель открытой школы или “школы без стен“ является наиболее удачным, интересным и перспективным вариантом  школы. Подростки обучаясь в этой школе, проходят практику по индивидуальным учебным программам, работая в  самых различных уголках города.

Модель “Город как  школа“ является, с одной стороны, “шансом“ покрыть данный пробел в  системе образования, с другой стороны, в стране немало подростков и молодежи, покинувших и постоянно покидающих школу, что влечет за собой многие негативные последствия. Например, по свидетельству немецких специалистов, в школах ФРГ, особенно на старших  ступенях обучения, 10-15% учащихся теряют мотивацию к учению и отсеиваются  из школы. Только в Берлине ежегодно оставляют школу от трех до четырех  тысяч учащихся.

В концепции “Город как школа“ отводится значительное внимание деятельности социальных работников и социальных педагогов. Считается, что социальной работой, не требующей  особой подготовки, должны заниматься все учителя. Но кроме того, в школе  обязательно должно быть два или  три профессионально подготовленных педагога. Последние должны помогать организации социальной групповой  работы, проектной работы, в установлении связи с другими институтами, а также с родителями. Используя  классические, а также новые методы социальной работы, социальные педагоги должны поддерживать учащихся в решении  конкретных проблем (жилья, семейных конфликтов, финансового обеспечения и т.д.).

Социальная педагогика обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая  работу со взрослыми, так как воспитание и образование - процессы, сопровождающие всю жизнь человека.

Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение  социальных проблем, на помощь социально  незащищенным или малозащищенным группам  населения. А социальная педагогика подразумевает скорее профилактику и внешкольное образование. Общее  же в них то, что и социальная педагогика, и социальная работа ориентированы  на изменение социального поведения  человека и социальных отношений.

3. Методы воспитания  в социально-педагогической  работе Швейцарии.

Усилиями многих педагогов-исследователей и практиков открыты существенные признаки воспитательных методов и  приемов. Вот почему можно надеяться, что недалеко то время, когда мы более  широко будем пользоваться качественно  новой системой методов воспитания и в социально-педагогической работе.

В социальной сфере  Швейцарии значительная часть работы, совершаемой социальными работниками, направлена на осуществление педагогических действий. Благодаря этим действиям  помощь, которую социальные работники  оказывают, способствует тому, что их клиенты приобретают личностные характеристики, позволяющие им самостоятельно решать проблемы, возникающие в их жизни. Именно поэтому социальная работа в значительной степени является и педагогической, требует разнообразных  методов воспитания. Последние тесно  переплетаются с общими методами социальной работы, стали даже их постоянным компонентом. Это всегда ряд определенных действий (психических и практических), объединенных в группы - приемы которые  выполняются в определенной последовательности. Педагоги, социальные работники их конструируют, подбирают, реализуют  на практике. Но при этом неделимой  частью каждого метода являются как  действия, приемы педагога (социального  работника), так и действия и реакция  их клиентов, независимо от того, кто  они - дети или взрослые. Таким образом, каждый метод воспитания представляет собой единую целостность, в которой  неразрывно связаны специфические  действия, приемы двух его субъектов - воспитателя или социального  работника, с одной стороны, или  воспитанника или клиента - с другой.

В педагогических исследованиях  чаще подчеркивается, что методы воспитания присущи якобы только педагогу. Безусловно, педагог - это субъект воспитательной работы. Но объект его действий, рассматриваемых  в современном духе, - является не только воспитанник и его установка, взятые в отдельности, но и вся  окружающая его среда, непосредственная деятельность и межличностные отношения  с ней.

Как и в школьной работе, в социально-педагогической практике конечный результат каждого  метода воспитания будет зависеть не только от цели, которую поставил перед  собой социальный работник или социальный педагог, но и от намерений клиента, его деятельности и межличностных  взаимоотношений.

Социально-педагогическая работа, как и всякая другая педагогическая работа, состоит из ряда последовательно  или одновременно применяемых методов  социальной работы и методов воспитания, которые взаимно дополняют друг друга, обеспечивают реализацию конкретных задач социальной работы и протекание процесса изменения личности.

В социально-педагогической работе посредством метода содействия и творчества социальный работник или  социальный педагог обеспечивает благоприятные  условия и содействует самостоятельной  деятельности клиента по преодолению  его социальных проблем.

Оказание со стороны  общества социальной помощи индивиду является основной характеристикой  социально-педагогической деятельности. В отличие от непосредственной помощи социальная помощь проявляется преимущественно  как “помощь с целью самопомощи“. Она предполагает, что личность сама научится помогать себе при решении  многочисленных проблем, а также  преодолевать трудности и неудачи  в жизни, укреплять свой дух.

4. Социально-педагогическое  воспитание в Финляндии.

Обязательное обучение в Финляндии состоит из 9-летней обязательной школы, которая обеспечивает основы общего образования. Это дает всем выпускникам одинаковую возможность  для будущей учебы, независимо от их пола, экономического положения  или места жительства.

Цель обязательного  школьного обучения - дать возможность  детям вырасти полноправными, ответственными, независимыми, творческими, миролюбивыми людьми и гражданами, умеющими сотрудничать.

Главный принцип в  Финляндии в том, что семья  несет основную ответственность  за воспитание детей. И школа поддерживает ее в решении этой задачи.

Многие родители в  Финляндии сегодня очень образованы. Поэтому в этой стране школа не ставит задачу “просветить“ родителей. Но учителя в обязательных школах за последние 10-20 лет научились устанавливать  контакт с семьями, родителями. Это  означает, что, по крайней мере, один раз за школьный семестр учитель, который отвечает за определенную группу учащихся, беседует с родителями. Встречи  с родителями в школе общие. Родителей  вовлекают в разные виды деятельности в школе, например, для работы в  лагерях, посещения рабочих мест и т.д. Важно, что связь между  школой и семьей выявляет зоны риска  до того, как возникает тревожные  проблемы.

Информация о работе Зарубежный опыт социальной работы