Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:27, курсовая работа
Поясним кратко смысл ряда использованных терминов.
Понятие «альтернативная» в общепринятом для мировой педагогики значении включает в себя:
наличие собственной философской базы;
наличие эффективных оригинальных технологий (методик), адекватно реализу-ющих соответствующие философско – психологические принципы;
отсутствие классно – урочной системы.
В качестве ведущих
дидактических принципов,
- краткость (педагогу необходимо «тщательно взвешивать и учитывать каждое слово»);
- простоту и объективность, под которой понималась способность педагога быть незаменимым и сосредоточивать все внимание детей на объекте познания;
- наблюдение, при котором
определялись такие ведущие
Здесь Монтессори опиралась на опыт семейного воспитания, где постоянно осуществляется взаимное обучение детей;
- свобода передвижения (при обязательном соблюдении правил внутренней дисциплины, самоорганизации и порядка);
- «автономия» и
- тесная органичная
связь между дошкольным и школь
Есть и другая классификация, по которой Стэндинг (1962) укладывает всю педагогическую систему М.Монтессори в следующие пять принципов.
Мария Монтессори писала: «Чтобы оценивать детство и быть справедливым по отношению к ребенку, мы должны сами учиться у этого ребенка. Дети были моими учителями. Только непосредственное наблюдение за детьми, которым предоставлена полная свобода, открыла мне определенные законы их внутренней жизни, которые, как я позже обнаружила, имеют общие черты для всех.»
Именно сейчас, в наше время, особую ценность приобретает утверждение Марии Монтессори, что «изучение любого предмета надо начинать с изучения самого ребенка».
Лишь детское любопытство
может постепенно разбудить
Секрет хорошего обучения и развития, по Монтессори, состоит в том, чтобы предс-тавить интеллект ребенка как плодородное поле, где могут быть посеяны семена, которые могут расти под теплом пылающего воображения. Цель, таким образом, не просто заставить ребенка что – то понимать, и еще меньше – принудить его запоминать то – то и то – то , но в том, чтобы заставить звучать его сокровенные струны.
Наше время требует новых подходов к работе с детьми. Чтобы они легче адаптировались к последующей взрослой жизни, нужно, чтобы еще в раннем возрасте максимально использовались и развивались заложенные в детской голове, душе, сердце великие потенциальные природные возможности. И потому закономерен сегодняшний заказ любого цивилизованного общества – стучаться именно в душу ребенка, будить и развивать весь его чувственный опыт.
1.4. Цель и сущность метода М. Монтессори.
Помоги мне это сделать самому!
- одна из главных
целей, которую можно
Воспитание по Монтессори отмечено, глубоким уважением и даже благоговением перед ребенком. Детей здесь нельзя рассматривать как маленьких взрослых или как Еще – Не – Взрослых, а только в соответствии с их своеобразием, особенностями всего комплекса детского бытия. «Дети – другие, т.е. совсем не такие, как о них думают взрослые», - эта мысль М.Монтессори постоянно напоминает нам, что недопустимы любые формы угнетения детей взрослыми. Как раз наоборот им надо дать свободу пространства и свободу действий.
М.Монтессори убеждена, что в ребенке от рождения заложен план построения его души, и поэтому он в принципе сам способен построить себя как Человек, окружающий мир может и должен лишь обеспечить его «материалом», а взрослые при этом призваны ощутить и помочь ребенку не пропустить его потребности к развитию (особенно его сензитивные периоды).
Отсюда вторая цель – постулат:
Принять во внимание
и направить на благо ребенка
сензитивные периоды его
Из этого тезиса
о «внутреннем плане
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию и самообучению, к саморазвитию. Задача воспитателя – помочь ребенку организовать свою деятельность, найти свой уникальный путь, реализовать собственную природу.
В статье «Место человека в творений М. Монтессори подчеркивала: «Секрет воспитания – в распознании и наблюдении божественного в человеке, необходимо знать, любить это божественное и служить ему. Помогать и сотрудничать с позиции творения, а не творца. Необходимо сделать две вещи: дать знание Бога и всего религиозного; распознавать внутренние силы ребенка, восхищаться ими и служить им; самим же скромно сидеть в стороне с намерением сотрудничать так, чтобы перед нами постоянно была личность ребенка с этими внутренними силами. Вот это должно быть основой воспитания… Мы должны увидеть диво, сокрытое в ребенке и помочь ему это диво раскрыть».
В 1948 году М.Монтессори
писала: «… только индивидуальная
деятельность формулирует и
Поэтому я полагаю, что все преобразования в сфере обучения должны ориентироваться на развитие личности. В центре обучения следует поставить самого человека. При этом необходимо помнить, что умственное развитие начинается не в стенах университета, а с момента рождения, и наиболее интенсивно оно протекает в первые три года жизни. Именно в этом период, более чем в какой – либо другой, детей необходимо окружить неусыпной заботой».
1.5. Впитывающее мышление.
Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Интерес к развитию школы, процессу обучения позволил ей глубоко изучить классно – урочную систему в школе и на основании этого прийти к выводу, что она тормозит развитие ребенка. Многолетний опыт работы с детьми позволил разработать альтернативную дидактическую систему, основанную на следующих постулатах (аксиомах).
Педагогика Монтессори носит гуманный и развивающий характер.
В основе альтернативной
образовательной системы М.
Ребенок впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно. Мышление ребенка Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду – чистую и грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, -детский разум абсорбирует образы внешнего мира, «не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.
В процессе развития
разум ребенка постоянно трансф
М.Монтессори выделяла две фазы «впитывающего ума»:
1 от рождения до 3-х лет – бессознательное «впитывание»;
2. от 3-х до 6-ти лет
– осознанное «впитывающее мышл
В период от 0 до 3 лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. На бессознательном Уровне его разум впитывает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движения, культуру, отношения к нему людей.
В период от 3 до
6 лет ребенка можно назвать
активным строителем самого
После 6 лет ребенок становится исследователем окружающего мира.
1.6. Сензитивные
периоды и их общие
Периоды повышенной
чувствительности и
Возникает вопрос «Что же такое сензитивные периоды?» Это периоды особой чувствительности и восприимчивости к определенным видам и способам деятельности и поведению вообще. Именно в этот период легко и радостно усваивается любой навык поведения, овладение каким – то новым умением.
«На основе этой восприимчивости, - писала М.Монтессори, - ребенок способен создать особенно интенсивную взаимосвязь между собой и внешним миром, и с этой точки зрения все становится для него легким, вдохновляющим, живым. Каждое усилие оборачивается увеличением силы. Как только одно из этих духовных пристрастий ослабевает, зажигается другое пламя, и так ребенок движется от одной победы к другой, в беспрестанном вибрировании жизненной силы, которое нам известно и которое мы называем «радостью и счастьем детства».