Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:27, курсовая работа
Поясним кратко смысл ряда использованных терминов.
Понятие «альтернативная» в общепринятом для мировой педагогики значении включает в себя:
наличие собственной философской базы;
наличие эффективных оригинальных технологий (методик), адекватно реализу-ющих соответствующие философско – психологические принципы;
отсутствие классно – урочной системы.
Чтобы способствовать
В «подготовленной среде» (по Монтессори) ребенок может получать разнообразные физические и духовные упражнения, познать свою телесно – духовную целостность и развиваться всесторонне. С помощью предметов (материалов) «подготовленной среды» ребенок в состоянии сам упорядочить имевшиеся у него рани представления и соединить их в единую систему.
Настоящее образование,
Все это приходит путем сравнения, установления различий, нахождения пар, контрастов, сопоставления, что, по сути, тоже можно отнести к установлению
порядка (упорядочению). Так становится видимыми взаимосвязи, проявляется взаимозависимость, познаются противоречия, делают выводы.
Сенсорный и моторный опыт различного свойства – все это суть следствия открытий. Они - неотделимые предпосылки и постоянные спутники вербального развития всех органов чувств: «Ничто не может быть постигнуто разумом, что ранее не было воспринято чувствами».
Дидактические материалы
Развитие и совершенствование происходит от простого, легкого и конкретного к сложному, комплексному, абстрактному. Такое развитие предполагает:
Упражнения повседневной практической жизни.
Мария Монтессори считала, что дети «впитывают» культуру обращения с предметами с помощью слуха, зрения, тактильных и других ощущения. В то же время нам, взрослым, необходимо понимать, как лучше помочь им овладеть этими нехитрыми умениями, как выработать собственное отношение к культурным вещам, созданным природой или руками человека.
Понаблюдайте за 3-х летним, выполняющим простейшую работу: шнурующим ботиночки, переливающим компот из кружки в миску или застегивающим пуговицы.
Он концентрируется, смотрит в глубь себя. И, кроме того, незаметно упражняет обычные человеческие умения. Ребенок поднимает, носит, пересыпает, взвешивает, наблюдает, приводит в порядок. Он учится жить осмысленно, с внутренним расположением к окружающим его людям и вещам. Детям доставляет особенную радость, например, звонкое пересыпание камешков из одной плошки в другую. Они могут долго – долго, захватывая в кулачок горсть гальки, опрокидывать ее в деревянную, глиняную плошку или глубокую тарелку. Галька – совершенно особый материал для работы ребенка. Когда он берет в руки маленькие камешки, то одно это помогает развитию его
пальчиков. А если предложить им выложить красивый узор из гальки, кедровых орешков, разноцветных бусин и гороховых зерен, то это вызовет особенный интерес, особенную концентрацию внимания. Как просто! Взрослым надо лишь положить и поставить на небольшой поднос все, что необходимо для этого занятия, и не прятать в шкаф, а оставить на низенькой открытой полке (в рост ребенка) в его уголке. Там будут стоять и другие привлекательные для малыша предметы: коллекция колокольчиков, пузырьки и коробочки с крышками, различные застежки: шнурки, бантики, молнии, булавки. Обратите внимание – все это обыкновенные вещи, которые есть в каждом доме, а не специально придуманные и изготовленные на фабрике. Развитие ребенка происходит спонтанно, незаметно для него самого никаких назиданий! Просто поставили на детскую полку «материал» и покажем, как с ним люди обращаются. Если мы будем наблюдательны, то очень скоро заметим, что у малыша появилась ловкость и точность в движениях, сосредоточенность и аккуратность ни один камешек не пролетает мимо плошки, ни одна капелька воды не остается на подносе с кувшинами.
Есть еще нечто немаловажное имеющее отношение к освоению практических умений. В первые годы жизни ребенок переживает сенситивный период развития точности движений. В это время он особенно остро воспринимает формы деятельности, которые связаны с овладением и совершенствованием разнообразных движений. М. Монтессори писала, что в период примерно с 1 года до 4 лет маленькие дети спонтанно стремятся стать хозяевами своих действий. Сначала их движения неловки ,часто бесцельны. И мы взрослые решаем, что надо устраивать для детей специальные физкультурные занятия. М. Монтессори удивлялась, чем так уж хороши упражнения, предлагаемые детям на занятиях физкультурой? Ведь их цель, замечала она, прежде всего « научить детей выполнять определенные стройные движения, навязываемые им в форме команды». Она писала: «Руководящий дух такой гимнастики –
принуждение и я убеждена, что эти упражнения подавляют самопроизвольные движения и на их место навязывают другие…
Мы под гимнастикой подразумеваем ряд упражнений, имеющих целью облегчить нормальное развитие физиологических движений ( ходьба, дыхание, речь), и те, что нужны для выполнения обыденных житейских актов( одевание, раздевание, застегивание платья, шнуровка башмаков, ношение таких предметов, как шары, кубы и т. п.» И все таки какое отношение гимнастика может иметь к навыкам практической жизни. Выходит, самое прямое. Для того чтобы не разбить чашку, надо во-первых, аккуратно донести ее до стола, во-вторых, умело налить в нее сок из кувшинчика, не пролив ни капельки. Выполняя, это нехитрое действие часто ребенок тренируется в «грациозности» (термин М.Монтессори) движений. Заметьте, все происходит опосредованно, то есть мы видим: малыш переливает сок из сосуда в сосуд, а на самом деле он развивает в себе координацию и точность движений. «Если хорошо подумать, упражнения в практической жизни – настоящая гимнастика, так что само повседневное окружение является школой совершенствования всех движений….» Вот почему в группе детского сада – Монтессори большинство предметов для упражнений стоят на низких полочках. А рабочие столики располагаются поодаль. Ребенку невольно приходится взять поднос с предметами, сделать несколько шагов к рабочему столу и заняться, например, переливанием из одного сосуда в другой или раскатать коврик, на котором удобнее, чем на столе, скажем выкладывать узор из цветных ленточек, бусин и соломинок. Ребенок невольно координирует свои движения, сосредоточивается на собственных действиях, тем самым совершенствует, оттачивает их и в то же время осваивает важные для человека умения, которые необходимы в повседневной жизни.
Дети особенно любят упражнения, которые встречаются в их жизни дома. Например, мытье рук, плетение косички, стирка, глажка, подметание пола, вытирание стола, застегивание пуговиц курточки или завязывание шнурков на
ботинках. Сначала за
деятельностью ребенка
совершенстве владеть своими движениями и действиями, доволен тем, что может эффективно и интересно удовлетворять свою жажду деятельности, полон радости, здоровья и выделяется своим спокойствием и дисциплиной». Попадая, в специально подготовленную взрослыми среду Монтессори – детского сада, уже в 2,5 года ребенок ежедневно и ежечасно стоит перед выбором, чем бы ему заняться, на каком предмете сосредоточить свое внимание. И он, чаще бессознательно, выбирает то, что продвигает его в естественном развитии. Было бы неточным назвать занятие ребенка с дидактическим материалом игрой. Скорее всего он выполняет серьезную, содержательную работу, выбранную им самим. Он действует абсолютно самостоятельно, в собственном темпе и занимается столько времени, сколько ему хочется. Он свободен. Но не той свободой, которой вседозволенность, отсутствие границ. Речь идет о свободе целенаправленной деятельности и познания. Но направленным действием надо учиться. Вот почему Лев Семенович Выготский считал, что обучение идет впереди развития. Действительно, ребенок растерян и слаб, если не умеет пользоваться окружающими его предметами. Обучение точному назначению окружающих ребенка предметов и действием с ними и есть гарантия свободы ребенка.
Профессионализм Монтессори – педагога во многом зависит от его мастерства составить алгоритм действий с тем или иным предметом, находящимся в окружающей ребенка среде. Эту последовательность действий показывает наставница во время презентации материала. Ребенок на бессознательном уровне воспринимает логику действий взрослого и с помощью природной «памяти движений» впитывает логику алгоритма обращения с предметом.
Любое упражнение
с обыденными предметами
листьев и обрезанных стеблей. А стирка платочков не может быть закончена, если они не повешены сохнуть на веревку, а тазики по–прежнему наполнены мыльной водой.
В этом нехитром
умении ребенка обращаться с
предметами домашнего обихода
проглядывает спонтанно
Как устроен уголок для упражнений в обыденной жизни для детей 2,5 – 5 лет.
Такой уголок можно условно разделить на несколько частей: упражнения с водой, упражнения на переливание, пересыпание, классификацию и сортировку; упражнения в приготовлении пищи; упражнения в уходе за животными; мастерская ручного труда.
Все материалы для упражнений в обыденной жизни наставница собирает сама, руководствуясь собственным эстетическим вкусом и удобством в обращении с ними детей.
Используются не
игрушечные предметы, а самые
настоящие, которые взрослые
ножницы, шнурки, различные застежки (включая булавки и крючки), щетки, тазики, ведерки… В обыденной жизни ребенок постоянно наблюдает, как этими предметами пользуются его родители, но далеко не всегда малышу позволяют трогать их и тем более действовать с ними. Говорят: «Разобьешь, сломаешь, обрежешься, случайно проглотишь!»
Может быть, именно
по этой причине многие
Собирая материал, надо постараться, чтобы он выглядил красиво и как бы манил ребенка: «Возьми меня с полки!» Многое зависит от подбора цветов. Лучше, если используются светлые тона основных и любимых детьми цветов: красного, синего и желтого. Подносы, на которых будут стоять собранные материалы, лучше сделать белыми или очень светлыми, в тон остальным предметам. Подносы и коробки, разрисованные цветными картинками, могут отвлекать внимание ребенка от основной работы. Лучше использовать в упражнениях предметы из естественных материалов – дерева, глины, металлов, ткани, плодов и семян. Естественные материалы не только экологичны и приятны на ощупь, но и красивы, воспитывают вкус.
Некоторые упражнения
в обыденной жизни детям
Столы, стулья и полочки, на которых стоят материалы для упражнений в обыденной жизни, подбирают по росту ребенка. Ведра, тазики, кувшины и
подносы тоже ставят небольшие,
чтобы детям было легко взять
их с полки и упражняться
Подбирают легкий электрический утюг с удобной ручкой, небольшой электрический чайник и маленькую плитку с двумя конфорками. Лезвие ножа может быть острым, но надо пометить его тупую сторону и постараться, чтобы кончик был закругленным. Ножницы тоже должны быть с тупыми концами. Материал для каждого упражнения собирается отдельно и стоит или лежит на подносе, который дети берут с полки, приносят на рабочий столик, выполняют упражнение, а потом относят на место. Исключение составляют некоторые материалы упражнений с водой (стирка с глажкой, взбивание пены, уход за комнатным цветком, водяная мельница, переливание воды через воронки и т.д.).