Жизнь и творчество Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание

Поясним кратко смысл ряда использованных терминов.
Понятие «альтернативная» в общепринятом для мировой педагогики значении включает в себя:
наличие собственной философской базы;
наличие эффективных оригинальных технологий (методик), адекватно реализу-ющих соответствующие философско – психологические принципы;
отсутствие классно – урочной системы.

Работа состоит из  1 файл

Мария Монтессори (курсовая).doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

 Сензитивные периоды  служат для того, чтобы ребенок  имел возможность развить способности  и приобрести необходимые ему  знания, умения, способы поведения, и проходят безвозратно, независимо от того был ни реализован их внутренний потенциал и использованы благоприятные условия для развития определенных психических свойств и процессов. Если попытаться развить некоторую способность ребенка вне рамок соответствующего сензитивного периода, результат может быть достигнут с гораздо большими затратами труда или же не достигнут вообще. Не будучи в состоянии повлиять на начало возникновения и длительность сензитивного периода извне, взрослый должен знать о существовании этих периодов, наблюдать и замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного периода, и использовать результаты для оценки актуального уровня развития ребенка; предвидеть наступление соответствующего сензитивного периода и подготовить окружающую среду с теми средствами обучения, в которых ребенок объективно нуждается в данный момент.

 Сензитивные периоды  являются универсальными, т.е. возникают  в процессе развития всех детей,  независимо от расы, национальности, социального происхождения, геополитических и культурных различий и т.п. Они индивидуальны, так как время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными у конкретных детей. Тем не менее имеются примерные среднестатистические грани-цы различных сензитивных периодов. Протекание каждого сензитивного периода характеризуется медленным началом, этапом максимальной интенсивности и постепенным спадом соответствующей восприимчивости.

 К основным сензитивным периодом (СП) относятся:

- СП развития движений (0 до 4 лет);

- СП порядка (от2 до 3 лет);

- СП развития речи  и языка (0 до 6 лет);

- СП сенсорного развития (0 до 6 лет);

- СП интереса к маленьким  предметам (от 1 года до 2 лет);

- СП социального развития (от 2 до 6 лет).

1. Сензитивный период  развития речи.

- от 4,5 мес. До 1 года  – учатся подражать звукам, тренируют  речевой аппарат      (пуская пузыри, слюни и т.п), располагают звуки друг за другом;

- 1 год – сознательно  выговаривают определенные слова, четка знают, что речь

  что-то означает, но еще не могут ею воспользоваться;

- от 1 года до 2 лет –  лавинообразное наращивание словарного  запаса;

- с 1,5 лет – ребенок  в состоянии грамматически точно  составлять предложение. Ребенок  принципиально готов к разговору на 2- 3 языках;

- с 2 лет – растет  словарный запас, появляется язык  чувств («хочу» - «нехочу»);

- с 2,5 до 3 лет – полоса  эгоцентрической речи (ребенок говорит сам собой, проговаривая все, о чем думают и что делают);

- с 3,5 до 4 лет – осознанно употребляет речь, с ее помощью решает проблемы.

У ребенка возникает  желание узнавать символьное обозначение  звуков (буквы), умение их складывать;

- 4 – 4,5 года при  правильной организации занятий  появляется умение спонтанно  писать, ребенок готов к письменному изложению речи;

- к 5 годам у ребенка  формируется умение читать.

2. Сензитивный период  воспитания порядка.

«Ребенок в хаосе  мира желает найти что-то неизменное».

                                                                                М.Монтессори  

 Наивысшая точка  наблюдается в 2 – 2,5 года. Ребенок  требует внешнего порядка в  окружающей его среде, ставит  на место предметы, почти ритуально  выполняет действия. В этот период жизни ребенка подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму. Монтессори пишит о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, сначало ориентируясь по элементам его, а в дальнейшем она завоевывает это окружение лишь по мере надобности.

 Внешний порядок  основа внутреннего порядка взрослой жизни: порядок в мыслях, логика в поступках, умение классифицировать, законопослушание, нормы морали и этикета:

а) Порядок в родительском доме. Главное это неизменное соотношение  между предметами:

- определенные формы  отношений между людьми и предметами (здороваться с окружающими, правильно пользоваться столовыми приборами и т.д);

- ребенок утром должен  увидеть свои вещи и игрушки  в порядке и на обычном месте, требовать от него соблюдения порядка пока еще рано и бесполезно;

- переезд на новое место жительства могут вызвать сильнейший стресс.

б) Порядок во времени:

- выработанный до 1 года  режим должен соблюдаться до 3 лет (запуск внутренних часов);

- понятие «режим времени»  должно быть превыше желаний  ребенка.

в) Порядок в поведении  взрослого.

- требования, предъявляемые  ребенку, должны быть постоянными,  краткими и конкретными;

- требования должны  предъявляться в определенной  последовательности;

- правила должны соблюдаться  и взрослыми. Аморально требовать  от ребенка того, что не хочешь, не умеешь и не можешь делать сам.

3. Сензитивный период  манипулирования и восприятия  маленьких предметов.

 Ребенок усваивает,  что нечто большое может делиться  на маленькие части,

 мелкое – на  мельчайшие. В этом периоде ребенку  необходимо давать игрушки не ломающиеся, а разбирающиеся на более мелкие детали, которые потом опять собираются в одно целое. Т.о. опробываются операции анализа и синтеза: из целого – часть, из частей – снова целое.

4.Сензитивный период  развития органов чувств.

С помощью дидактических  материалов можно развивать эти чувства до предела. Главная задача – создать свободные условия, чтобы ребенок сам мог выбирать то, что необходимо ему в данный момент.

5. Сензитивный период  норм социального поведения.

 Ребенку необходимо  научиться находить в обществе, для этого педагог использует и речь, и механизм подражания, и упражнения навыков социальной жизни, и беседа, и ролевая игра.

6.Сензитивный период развития движений и действий.

 Движение – необходимый  результат для правильного функционирования  головного мозга (происходит подпитка кислородом). Заставлять ребенка сидеть без движения – антигуманно.

 Из упражнений в  движении можно выделить «хождение  на линии» с их нарастающим  уровнем сложности и прежде  всего с тренировкой и шлифовкой  точности двигательной и вестибулярной координации. Благодаря тщательности выполнения они могут благотворно влиять на развитие движений.

 Отработка правильного  движения:

- хождение по эллипсу;

- хождение с флагом;

- хождение со стаканом, наполненным водой;

- хождение с подносом и находящимися на нем предметами;

- перенос предметов  на голове.

1.7. Поляризация  внимания и нормализация поведения  ребенка.

 Наблюдая за детьми 3 – 6 лет в условиях их свободной  работы в подготовленной среде,  Монтессори заметила явление  особой сосредоточенности на выполняемой ими деятельности. Так, еще в своем первом «Доме ребенка» в Риме она обратила внимание на 3- х летнюю девочку, совершенно поглашенную цилиндрами – вкладышами: вынимала цилиндры перемешивала и вставляла их в отверстия. Поняв, что девочка не собирается завершать работу, Монтессори поставила креслице к ней на стол. Девочка, подхватив цилиндры и блок, положив блок на ручки креслица, а цилиндры – себе на колени, продолжала работу. Тогда Монтессори попросила всех детей спеть. Но девочка никак не среагировала. Она закончила работу лишь по собственному побуждению, повторив упражнение 44 раза. По окончании девочка выглядела спокойной и счастливой, как будто пробудилась от глубокого и освежающего сна.

 Постепенно подобную  концентрацию внимания стали проявлять все дети, которым дали возможность самостоятельно заниматься выбранной деятельностью с материа-лом. Монтессори назвала такую концентрацию «поляризация внимания», именно ее считала необходимым условием и одновременно признаком начала глубоких позитивных изменений, происходящих в ребенке, - началом процесса нормализации поведения. К чертам нормального поведения ребенка 3 – 6 лет Монтессори относит умение концентрироваться, сосредотачиваться работая; заниматься самостоятельной деятельностью. «Нормализованный ребенок» социален: он дружелюбен по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабелен; готов помочь; дисциплинирован, поскольку умеет владеть собой. Для сильных детей с «отклоняющим поведением» характерны капризы; вспышки гнева; агрессия, направленная на других детей, на взрослых, на окружающие предметы; эгоизм; зависть, проявляемая как попытка отнять у других то, что те имеют; невнимание; проблемы с координацией движения, беспорядочное мышление, перескакивание мыслей с одного на другое; стремление создавать шум; жестокость по отношению к слабым детям и животным. Слабым детям более свойственны вялость, медлительность, пассивность; попытки заставить других работать на себя; страхи, стремление постоянно находиться рядом со взрослым; ложь как пассивная форма защиты; воровство как попытка незаметно присвоить то, что ему не принадлежит. Такие дети легко впадают в скуку.

  Основными причинами  возникновения нарушений в поведении  Монтессори считает недостаток  интеллектуальной пищи для разума  и недостаток спонтанной созидательной деятельности, побуждаемой внутренними импульсами. Что-бы способствовать изменению поведения ребенка, превращению его из отклоняющегося в нормальное, нужно дать разуму ребенка интеллектуальную пищу, предоставить ему возможность самостоятельно работать в развивающей предметно – пространственной среде с материалами, предполагающими самоконт-роль ошибок в условиях свободы выбора деятельности. Если условия для свободной работы созданы, ребенок вскоре начинает проявлять способность к глубокой сосредоточенности, которая, в свою очередь, содействует гармонизации его личности. Посредством подготовленной среды (и особых методов работы педагога) ребенок получает необходимую помощь в самопостроении самого себя, и отклонения в его поведении постепенно исчезают. Эффект нормализации Монтессори считает одним из самых значительных своих достижений и одной из главных причин распространения ее метода по всему миру. Она подчеркивает: нормализация является результатом работы самого ребенка, становления его личности, а не внешнего воздействия взрослого.                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.8. Организация  предметно –развивающей среды  по методу Монтессори.

 Обучение детей  как таковое не являлось для М.Монтессори делом принципиальным. Она считала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал бы не учитель, а сам ребенок и он же определял время работы с этим  материалом и контролировал свои ошибки.

 Как не должна быть устроена такая специально подготовленная среда?

На основе многолетних  наблюдений М.Монтессори делает вывод  о том , что существует совершенно определенное число материалов, достаточных  для  культурного развития детей, фундаментальным является  требование иметь в классе только один образец данного типа.  В подготовительную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка в самых разных направлениях культуры.

Это материалы для освоения навыков обыденной жизни, специальные пособия для  развития сенсомоторики, речи, письма и чтения, математических способностей. Большая часть материалов служит «космическому воспитанию», т.е становлению самосознания и мировосприятия.

 Подготовленная среда учитывает моторные потребности ребенка. Она как бы подталкивает его к спонтанным действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и концентрацию внимания. Казалось бы, чего проще  взять с полки поднос со стеклянными кувшинчиками наполненными водой, и перенести его на свой рабочий стол. Но в этих нескольких шагах  как раз  и содержится  развитие движений и внимания, составляющих основу  саморазвития.  Все материалы, предложенные М. Монтессори для подготовленной среды детских садов и начальной школы, по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам  наибольшей восприимчивости развития  ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам  деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к

 

миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов. Материалы и их функции должны  рассматриваться во взаимосвязи с принятым М.Монтессори видением  ребенка, а  именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок сего индивидуальными и социально – эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.

 Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать  духовному становлению ребенка  через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики.  Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.

 Для ребенка Монтессори –  материал есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.

 В созданной согласно Монтессори  «подготовленной среде» ребенок  может упражнять все физические  и духовные функции, формировать  свою душевную целостность и  всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовленной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт.

 Материалы отвечают стремлению  к движению у детей. Маленький  ребенок узнает свое тело, строит  схему своего тела, совершенствует  координацию глаз, рук, ног, это способствует появлению все  более точных и гармоничных

 

 

движений. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.

 Через самостоятельное  обращение  с материалом ребенок приобретает  различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтесори – материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

 Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием  и косвенно руководит им, насколько это необходимо.

Информация о работе Жизнь и творчество Марии Монтессори