Значение подвижных игр дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 07:25, курсовая работа

Описание

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Физическое развитие детей дошкольного возраста……………………...4
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………...4
1.2. Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста, как показателей физического развития……………………………………..11
1.3. Принципы системы физического развития дошкольников………………….15
ГЛАВА 2. Значение, характеристика подвижных игр…………………………………..16
2.1. Значение подвижной игры в физическом развитии дошкольников……….16
2.2. Характеристика подвижных игр………………………………………………………………..19
2.3.Классификация подвижных игр…………………………………………………………………20
2.4.Подвижная игра как средство развития психофизических качеств………….22
2.5.Методика организации и проведения подвижных игр…………………………….23
Заключение………………………………………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………………………………………..31
Приложение 1…………………………………………………………………………………………………..34
Приложение 2…………………………………………………………………………………………………..37
Приложение 3…………………………………………………………………………………………………..46
Приложение 4…………………………………………………………………………………………………..47

Работа состоит из  1 файл

курсовик Будилова С..docx

— 83.14 Кб (Скачать документ)

 

 

                                                         
 

                                                            Заключение 

     В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

      Физическое  развитие занимает важное место в воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

     В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физического развития. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.

Таким образом, подвижную  игру можно назвать важнейшим  воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств - важная сторона  повышения эффективности физического развития. 
 
 
 
 
 
 
 

                               Список использованной литературы:

1. Бауэр, О.П. Подвижные  игры // Теория и методика физической  культуры дошкольников: учебное  пособие для студентов / О.П.Бауэр;  под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.331-332.

2. Вавилова, Е.Н. Развивайте  у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского  сада / Е.Н.Вавилова. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

3. Васильева, М.А.  Программа воспитания и обучения  в детском саду / Под редакцией  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез. 2007. - 240 с.

4. Глазырина, Л.Д.  Методика физического воспитания  детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина,  В.А.Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.

5. Дворкина, Н.И. Сопряженное  развитие физических качеств  и психических процессов детей  дошкольного возраста / Н.И.Дворкина // Современный олимпийский спорт  и спорт для всех. - 2003. - Т-1. - С. 230-232.

6. Демчишин, А.А. Спортивные  и подвижные игры в физическом  воспитании детей и подростков / А.А.Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С.Мозола. - К.: Здоровья, 1998. - 168 с. 

7. Доронина, М.А. Роль  подвижных игр в развитии детей  дошкольного возраста / М.А.Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.

8. Емельянова, М.Н.  Подвижные игры как средство  формирования самооценки / М.Н.Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.

9. Ковалевский, А.К.  Обогащение двигательного развития  детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / А.К.Ковалевский  Екатеринбург: УГПУ, 2007. - 138 с.

10. Кожухова, Н. Некоторые  аспекты физического воспитания  дошкольников / Н.Кожухова // Дошкольное  воспитание. - 2000. - №3. - С.52.

11. Кособуцкая, Г.В.  Организация физической подготовки  старших дошкольников / Г.В. Кособуцкая // Дошкольное воспитание. - 2009. - №12. - 39 с.

12. Кузнецов, В.С. Физическое  упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.

13. Мащенко, М.В.  Физическая культура дошкольника  / М.В.Мащенко, В.А.Шишкина. - Мн.: Ураджай, 2000. - 156 с.

14. Миронова, Р.М. Игра  в развитии активности детей:  кн. для учителя / Р.М.Миронова. - Минск:  Нарасвета, 1989. - 176 с.

15. Оценка физической  подготовленности детей в условиях  дошкольного образовательного учреждения / Е.А.Сагайдачная, Т.Л.Богина, Т.С.Яковлева// Справочник старшего воспитателя  дошкольного учреждения. - 2007. - №3. - С.16-28.

16. Пензулаева, Л.И.  Анатомо-физиологические особенности  детей / Л.И.Пензулаева; сост. Г.М.Лямина. - М.: Педагогика, 1984. - 190 с.

17. Рунова, М.А. Особенности  организации занятий по физической  культуре / М.А.Рунова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №9. - С.42-52.; №10. - С.56-63.

18. Рунова, М.А. Двигательная  активность ребенка в детском  саду 5-7 лет / М.А.Рунова. - М.: Мозаика-синтез, 2000. - 212 с.

19. Спатаева, М.Х. Методика  дифференцированного подхода в  физическом воспитании детей  старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья. Автореферат  дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / М.Х.Спатаева - Омск, 2006. - 21 с.

20. Степаненкова, Э.Я.  Теория и методика физического  воспитания и развития ребенка:  учеб.пособие / Э.Я.Степаненкова. - М.: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.

21. Столяренко, Л.Д.  Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 556 с.

22. Тарасова, Т.А. Контроль  физического состояния детей  дошкольного возраста: Методические  рекомендации для руководителей  и педагогов ДОУ / Т.А.Тарасова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 175 с.

23. Филиппова, С.О.  Формирование у дошкольников  двигательных навыков / С.О.Филиппова,  Г.Н.Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.101-108.

24. Хухлаева, Д.В. Методика  физического воспитания в дошкольных  учреждениях / Д.В.Хухлаева. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.

25. Шебеко, В.Н. Физическое  воспитание дошкольников / В.Н.Шебеко  и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

26. Энциклопедия физической  подготовки. Методические основы  развития физических качеств  / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004. - 368 с

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ  ИГР

1.Разучивание и закрепление различных построений (в шеренгу, колонну, круг и др.) 

«Быстро по местам», «Карусель», «Класс, смирно!» 

2.Общеразвивающие упражнения в игре 

«Запрещенное движение», «Делай, как я» 

3.Выработка быстроты реакции на сигнал. Развитие внимания и слуха 

«Три, тринадцать, тридцать», «Слушай сигнал», «Ритмичная эстафета» 

4.Развитие умения ритмично ходить, внезапно прекращать движения и возобновлять их по сигналу 

«Соревнование скороходов», «Совушка», «Быстрые и ловкие», «Пятнашки  с приседанием», «День и ночь», «Паук и мухи», «Мы физкультурники», «Фигуры», «Стоп!» 

5.Выработка быстроты и прямолинейности бега 

«Вызов номеров», «День и ночь» 

6.Совершенствование умений: а) ритмично ходить; б) быстро бегать; в) делать перебежки с уворачиванием для развития координационных способностей 

«Наступление», «Гуси-лебеди», «Олемба», «Бег командами», «Кто быстрее», «Пустое место», «Пятнашки с домом», «У медведя во бору», «Пятнашки», «Челночок  и догонялка» 

7.Закрепление навыков организованно и быстро совершать перебежки группами 

«Лес, озеро, болото», «Перемена мест» 

8.Обучение и закрепление умений в бросании и ловле малого мяча 

«Семерочка», «Постарайся  поймать», «Мяч в стенку» 

9.Развитие меткости при метании мяча в цель 

«Метко в цель», «Лови - не лови», «Мячом в цель», «Передал - садись», «Метатели», «Снежками в  круг» 

10.Совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча 

«Точный удар», «Кто дальше бросит», «Быстрые и меткие», «Снежками в круг» 

11.Выработка умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы 

«Передача мяча по кругу», «Быстрее к цели», «Мяч - соседу», «Гонка мячей», «Не давай мяча водящему» 

12.Закрепление умения в бросании, ловле и передаче большого мяча 

«Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Мяч через веревку», «Мяч в воздухе», «Точный удар», «Быстрее к цели» 

13.Разучивание общеразвивающих упражнений с короткой скакалкой 

«Чемпионы скакалки», «Удочка» 

14.Закрепление техники подпрыгивания и прыжка в глубину 

«Попрыгунчики - воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры» 

15.Совершенствование правильной осанки и навыка в равновесии (сохранения устойчивости) 

«Лиса и куры», «Эстафета  с равновесием и подлезанием», «Ходьба по начерченной линии», «Не  теряй равновесия», «Ходьба и  бег с картоном на голове» 

16.Закрепление навыков лазанья, перелезания 

«Эстафета с лазаньем и перелезанием», «Альпинисты», «Перелет птиц», «Эстафета с лазаньем, перелезанием и подлезанием» 

17.Выработка умения сочетать разбег с толчком одной ногой при прыжках в высоту с разбега 

«Эстафета с прыжками через гимнастическую скамейку», «Эстафета  с бегом, прыжками и метанием», «Перебежки с прыжками и переменой мест», «Прыгни через шнур» 

18.Формирование умения расслабляться, развитие гибкости 

«Игровые упражнения по заданию», «Танцевальные движения», «Гномики в домики», «Сквозь обруч» 

19.Обучение переступанию на лыжах. Игровые задания для освоения элементарной лыжной техники 

«Солнышко», «Быстрый лыжник», «Танки», «Перебежки», «Не  ходи на гору», «Кто дальше (на лыжах)» 

20.Развитие быстроты, координации движений. Игры с большой интенсивностью движений 

«Вызов», «Успей занять место», «Приглашение», «Мышеловка», «Иголка, нитка, узел», «Ледяная дорожка» 

21.Развитие умения выполнять подражательные движения 

«Море волнуется - раз», «Лыжник с горки», «Штангист», «Дровосек» и др. 

22.Коррекция (переключение и распределение) внимания 

«Что изменилось?», «Запретное движение» 

23.Психофизическое восстановление 

Дыхательные упражнения, задания на расслабление (аутогенная тренировка)  
 
 
 
 
 

Приложение 2.

Игры, развивающие преимущественно  навыки быстроты

                                        «Дети и медведи»

Задачи: развитие быстроты реакции, координации движений, воспитание ловкости, смелости.

Инвентарь: обруч.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: по сигналу  учителя двое “медвежат”, держась  за руки, начинают ловить детей. Задержанных  детей отводят на “льдинку”. Когда  на “льдинке” будет двое, четверо  и т.д. детей, они также берутся  за руки по два человека и начинают ловить.

Правила: игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы  все дети.

О.М.У: при повторении игры водящим назначается тот, кого дольше всех не могли поймать. Он же выбирает себе и второго “медведя”.  

                                                       «Гуси-лебеди»

Задачи: совершенствование  навыков быстроты, ловкости; воспитание организованности, дисциплинированности.

Инвентарь: скамейка, обруч.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: перед  началом игры “гуси-лебеди” располагаются  в загоне, “волк” уходит за гору, “птичница” в поле. Птичница обращается к гусям-лебедям: “Гуси-лебеди”. Те ей отвечают: “Га-га-га”. Птичница спрашивает: “Есть хотите?”. Ответ: “Да-да-да”. “Тогда летите все  в поле”, - говорит птичница. Гуси-лебеди вылетают в поле и щиплют травку. Через 20-30 с птичница говорит: “Гуси-лебеди, волк за горой”. Гуси-лебеди спрашивают: “А что он там делает?”. “Гусей щиплет”, - отвечает птичница. “Каких?” - “Сереньких, беленьких, всяких. Летите скорее домой”. С этими словами “гуси-лебеди” улетают домой (в загон), а волк, выбежав из-за горы, старается поймать гусей-лебедей.

Вариант: вместо птичницы выделяется “подпасок”, у которого есть три малых мяча. Для подпаска определяется его местонахождение. Когда волк выбегает из-за гор, подпасок, не сходя со своего места, “стреляет” в него (бросает мячи). “Застреленный” волк заменяется другим.

Информация о работе Значение подвижных игр дошкольников