Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 07:25, курсовая работа
Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
Введение……………………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Физическое развитие детей дошкольного возраста……………………...4
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………...4
1.2. Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста, как показателей физического развития……………………………………..11
1.3. Принципы системы физического развития дошкольников………………….15
ГЛАВА 2. Значение, характеристика подвижных игр…………………………………..16
2.1. Значение подвижной игры в физическом развитии дошкольников……….16
2.2. Характеристика подвижных игр………………………………………………………………..19
2.3.Классификация подвижных игр…………………………………………………………………20
2.4.Подвижная игра как средство развития психофизических качеств………….22
2.5.Методика организации и проведения подвижных игр…………………………….23
Заключение………………………………………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………………………………………..31
Приложение 1…………………………………………………………………………………………………..34
Приложение 2…………………………………………………………………………………………………..37
Приложение 3…………………………………………………………………………………………………..46
Приложение 4…………………………………………………………………………………………………..47
Правила: пойманные отводятся за гору. Игра продолжается 2-3 раза, после чего выбираются новые волк и птичница.
О.М.У: выбор волка,
птичницы в начале игры по желанию.
В процессе игры нельзя толкаться.
Задачи: развитие скорости, выносливости, ловкости, внимательности, совершенствование быстроты, двигательной реакции.
Инвентарь: предмет (например, кружок), окрашенный с двух сторон в разные цвета (белый, зеленый).
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: в игре участвуют две команды: “Зима” и “Лето”. Как только руководитель игры воскликнет “Зима!” или вброшенный в центр поля кружочек упадет белой стороной вверх, “зима” становятся преследуемыми и убегают. “Лето” - ловцы преследуют “зиму”, чтобы запятнать их в пределах поля. По команде “Лето!” участники меняются ролями. Каждый свободный игрок может быть запятнанным несколькими ловцами.
Правила: после каждой перебежки ловцы должны объявить, кого они запятнали. Каждое пятнание приносит команде одно очко. Побеждает команда, запятнавшая больше участников во время игры.
О.М.У: в зависимости
от размеров площадки и исходных позиций
игроков расстояние между обеими
командами необходимо определять так,
чтобы ловцы могли справиться
со своей задачей.
Варианты: введение
различных исходных позиций: в упоре
или приседе. Смена способов передвижения:
прыжки на одной ноге, бег на четвереньках
в упоре сзади.
Задачи: развитие быстроты реакции, внимания, умения координировать движения, воспитание выносливости.
Инвентарь: обручи.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим - на такую полетим!
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!
С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места (обруч, кружок) в одной из ракет. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют маршруты (например, Земля-Луна-Земля, Земля-Марс-Земля и другие). Эти названия можно заранее написать на борту ракет сокращенно: ЗЛЗ, ЗМЗ и т.д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки и игра повторяется.
Правила: выигрывают те, кому удалось при троекратном повторении совершить больше полетов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается.
О.М.У: заранее надо
предупредить ребят, что в ракету
садятся два космонавта.
Задачи: воспитание творческого воображения, внимания, памяти, развитие ловкости, быстроты, координации.
Инвентарь: веревочка, мел.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: с одной
стороны площадка, за чертой - “дом
кота”, в противоположной, тоже за чертой
- “дом мышек”. Все “мышки” образуют
в середине площадки круг. Руки у
мышек за спиной, ладони вместе и
отведены назад (это - “хвостики”). В
центре круга - “кот”, он спит, сидит
на пятках. По команде учителя “кот
проснулся” кот поднимается и
догоняет убегающих “мышек”. Мышки,
запятнанные котом, уводятся в дом
кота. Игра заканчивается, когда кот
поймает обусловленное
Вариант: мышки имеют право выручить своих собратьев, находящихся в доме кота.
Правила: а) мышки, запятнанные в своем доме, пойманными не считаются, б) кот имеет права пятнать мышек без команды учителя.
О.М.У: перед игрой
напомнить, что пятнать можно
лишь касанием ладони по плечу. Выделить
лучшую мышку и лучшего кота.
Задачи: развитие скорости, ловкости, координации движений, воспитание сообразительности, творческого воображения.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: за одной чертой размещаются все играющие. За другой, расположенной на расстоянии 15-20 м, находится 3-4 игрока - “пчелки”. Ребята высоко поднимая колени, идут к “пчелкам” и приговаривают
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и колючки,
Через ветки и пенечки,
Кто высоко так шагал -
Не споткнулся не упал.
После этих слов останавливаются вблизи от “пчелок”.
Глянь, дупло высокой елки…
Показывают, поднимая руки вверх и вставая на носки:
Вылетают злые пчелки!
“Пчелки” начинают кружится и изображать полет движениями кистей рук, согнутых в локтях. При этом произносят:
Ж-ж-ж - хотим кусать!
А ребята хором отвечают:
Быстроногих не догнать!
Нам не страшен пчелок рой, убежим скорей домой!
После этого ребята убегают домой. За ними гонятся “пчелки”. Каждая хочет ужалить - запятнать кого-нибудь из играющих.
Правила: выигрывает тот, кто ни разу не был ужален.
О.М.У: ужаленные становятся
“пчелками” и идут играть с остальными.
Задачи: развитие внимания, сообразительности, творческого воображения.
Инвентарь: красный колпачок, картонная полумаска “волка”.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: у водящего - “волка” картонная полумаска, а у убегающего - красный колпачок. Кто наденет его, тот становится “Красной Шапочкой”. Этого игрока и должен ловить “волк”. Но красный колпачок можно передавать другому игроку. Тогда “волк” должен уже догонять новую “Красную Шапочку”. Когда “волк” поймает ее, он передает ей свою маску и идет играть наравне со всеми. Колпачок передается другому игроку.
Правила: выигрывает игрок, который не был ни “Красной Шапочкой”, ни “волком”.
О.М.У: “Волка” и
“Красную Шапочку” можно в игре
менять по необходимости.
Задачи: развитие ловкости, координации движений, внимания, воспитание умения действовать в коллективе.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: игра начинается по указанию учителя. Водящий бежит по кругу, дотрагиваясь до кого-нибудь из играющих и после этого продолжает бежать около круга в ту или другую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит около круга в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Кто их них раньше займет пустое место, тот там и становится, а оставшийся без места водит.
Варианты: а) обегая круг и встречаясь на пути, оба игрока подают друг другу правую руку или приседают, б) встречаясь на пути, поворачиваются кругом, садятся на пол, встают, хлопают в ладони.
Правила: водящий имеет право коснутся рукой только того игрока, которого он вызывает на соревнование в беге. Когда играющие обегают круг, никто не должен мешать им. Обегая круг, играющие не имеют права задевать стоящих в кругу. При встрече играющие должны держаться правой стороны.
О.М.У: нельзя вызывать
на соревнование в беге одних и
тех же игроков. При большом количестве
участников можно построить в
два-три круга, каждый круг работает
самостоятельно.
Задачи: развитие ловкости, быстроты реакции, координации и скорости движения, воспитание выносливости.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: игру начинают по указанию учителя. Кот начинает ловить мышку, которая, спасаясь от кота, вбегает и выбегает из круга. Игроки, стоящие в кругу, дают возможность мышке подлезать под руки, но мешают это делать коту.
Варианты: а) в одном месте играющие отпускают руки, образуя “ворота”. Кот и мышка имеют право вбегать в круг и выбегать из него, подлезая под руки и через ворота, б) играющие отпускают руки в двух-трех местах, образуя несколько ворот, в) играющие образуют два концентрических круга с воротами или без них.
Правила: играющим разрешается всячески препятствовать коту, когда он хочет подлезть под руки. Мышка и кот не имеют права разрывать соединенные руки игроков, а также перепрыгивать через них.
О.М.У: если кот долго
не может поймать мышку, выбирают
другого кота.
Задачи: развитие быстроты реакции на сигнал, совершенствование навыков быстроты, ловкости, внимания.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, рекреация, площадка.
Содержание: по команде учителя “Все птицы в полет!” птицы оставляют свои гнезда и летают за водящими, руками имитирую движение крыльев. Внезапно учитель говорит “Птицы в гнезда!”. Играющие бегут к стоящим по кругу игрокам и становятся за любым из них, положив ему руки на плечи. Водящий также старается занять одно из гнезд. Игрок оставшийся без гнезда, становится водящим. После этого играющие меняются местами и ролями, и игра начинается сначала.
Правила: после команды “Птицы в полет!” играющие должны оставить свои гнезда. Вернуться в гнездо разрешается только после команды “Птицы, в гнезда!”.
О.М.У: игру можно
проводить с музыкальным
Задачи: развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, воспитание дисциплинированности.
Инвентарь: обручи, скамейки.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: выбирается ловишка. По сигналу учителя “Раз, два, три - лови!” дети разбегаются по площадке. Ловишка их ловит, дотрагиваясь рукой. Пойманные отходят в сторону.
Правила: когда будет поймано 3-4 ребенка, выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.
О.М.У: учитель отмечает лучших ловишек и детей, не попавших ловишкам.
Варианты: от ловишек
можно спастись в домике (обручи,
скамейки). Выбирают двух водящих - ловишек.
Они берутся за руки. Ловишки, не
расцепляя рук, ловят играющих.
Задачи: развитие быстроты, ловкости скорости движения, воспитание организованности, внимательности, чувства коллективизма.
Инвентарь: в зависимости от задания.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: играющие разбегаются по площадке, а “пятнашка” (водящий) их ловит. Запятнанный становится “пятнашкой”.
Варианты: играющий может спастись от “пятнашки”, если он присел, взялся за руки с другим товарищем, стал на одну ногу, а вторую держит обеими руками и так далее. Все играющие, кроме “пятнашки”, имеют за поясом по ленточке. “Пятнашка”, догоняя убегающего, вытягивает у него ленту. Оставшийся без ленты становится “пятнашкой”, поднимает руку и говорит: “Я - пятнашка”. “Пятнашка” получает мяч и бросает его в убегающего. Тот, в кого он попадет, становится “пятнашкой”. Но если “пятнашка” промахнется, то любой игрок может поднять мяч и начать перебрасываться с другими игроками. Чтобы вновь овладеть мячом, “пятнашка” должен его перехватить или запятнать игрока в тот момент, когда он держит мяч.
Правила: преследуемый игрок не имеет права выходить за пределы площадки. Если он нарушил это правило, то становится “пятнашкой”.
О.М.У: если “пятнашка”
долго не может запятнать игроков,
то необходимо его поменять. Поменять
можно касанием ладони плеча.