Знакомство детей старшего дошкольного возраста с полезными ископаемыми РБ средствами моделированичя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования заключается в том что, богатство и многообразие мира природы год от года ухудшается, уменьшается вследствие интенсивной хозяйственной деятельности человека, который непрестанно вносит изменения в природный баланс, нарушая тем самым экологическое равновесие окружающей среды.
Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Процесс осознания, что человечеству угрожает экологическая катастрофа, начался в 70-е годы ХХ века: на Международной конференции по окружающей среде, одновременно с этим стало формироваться понимание необходимости экологического просвещения людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические изучение сущности метода моделирования и его использование в дошкольном образовании………………………………….6
Сущность метода моделирования и его использование при систематизации знаний…………………………………………………….6
1.2 Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию в ДОУ……………………………………………………………………………….
Глава II. Изучение полезных ископаемых РБ……………………………...18
Глава III. Практическая работа по знакомству детей с полезными ископаемыми РБ средствами моделирования……………………………...27
3.1 Моделирование как средство экспериментального исследования……….27
3.2 Конспект совместной деятельности по ознакомлению детей с полезными ископаемыми……………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

znakomstvo_detey_s_poleznymi_iskopaemymi_RB_sre.doc

— 66.70 Кб (Скачать документ)

Приобщение детей к  культуре, ознакомление с произведениями искусства, восприятие красоты окружающего  мира во всем его многообразии требуют  осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического  восприятия – предпосылка для  формирования оценочных суждений, в  которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления.

Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие  на ум ребенка, благотворно сказывается и на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.

Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового  опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и  т.д.

 

1.2 Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию в ДОУ

 

Моделирование рассматривается  как совместная деятельность воспитателя  и детей по построению (выбору и  конструированию моделей). Цель моделирования  – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование  основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность  создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию. Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.

Воспитатель:

  1. Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
  2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.
  3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.
  4. Обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с уголка растений уголка природы).
  5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т.д.

Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать  разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

  1. Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов.
  2. Раскрыть существенное в объекте.
  3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Вывод: моделирование позволяет  раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются  обобщенные представления и элементарные понятия о природе. (c.42-43)

Моделирование как новый  вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая их речевое развитие.

При помощи картинок-моделей  можно организовать различные виды ориентированной деятельности детей. Наглядные материалы могут быть использованы на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной  детской деятельности.

К использованию схем-моделей  можно подойти творчески. Например, в качестве моделей роста и  развития человека можно использовать семейные фотографии. С их помощью  дети могут выстраивать последовательность роста и развития, видеть, как  они менялись, как относились к  ним их близкие: папа, мама, бабушка, дедушка.

Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь  многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели.

Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.

Однако моделирование  как специфическое средство и  форма научного познания не является изобретением 19 или 20 века.

По существу, моделирование  как форма отражения действительности зарождается в античную эпоху  одновременно с возникновением научного познания. Однако в отчётливой форме (хотя без употребления самого термина) моделирование начинает широко использоваться в эпоху Возрождения; Брунеллески, Микеланджело и другие итальянские  архитекторы и скульпторы пользовались моделями проектируемых ими сооружений; в теоретических же работах Г. Галилея и Леонардо да Винчи не только используются модели, но и выясняются пределы применимости метода моделирования.

И. Ньютон пользуется этим методом  уже вполне осознанно, а в 19 веке трудно назвать область науки  или её приложений, где моделирование  не имело бы существенного значения.

Исключительно большую методологическую роль сыграли в этом отношении  работы Кельвина, Дж. Максвелла, Ф. А. Кекуле, А. М. Бутлерова и других физиков и химиков — именно эти науки стали, можно сказать, классическими «полигонами» метода моделирования. (5, с.204, 261-264)

  Моделирование ныне  приобрело общенаучный характер  и применяется в исследованиях  живой и неживой природы, в  науках о человеке и обществе.

Многочисленные факты, свидетельствующие  о широком применении метода моделирования  в исследованиях, некоторые противоречия, которые при этом возникают, потребовали  глубокого теоретического осмысления данного метода познания, поисков  его места в теории познания.

Этим можно объяснить  большое внимание, которое уделяется  философами различных стран этому  вопросу в многочисленных работах.

В таком случае, определение  моделирования может быть сформулировано так (7)

«Моделирование-это опосредованное практическое или теоретическое  исследование объекта, при котором  непосредственно изучается не сам  интересующий нас объект, а некоторая  вспомогательная искусственная  или естественная система:

1) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом;

2) способная замещать его в определенных отношениях;

3) дающая при её исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте»

(три перечисленных признака, по сути, являются определяющими  признаками модели)

При дальнейшем рассмотрении моделей и процесса моделирования  будем исходить из того, что общим  свойством всех моделей является их способность, так или иначе, отображать действительность. В зависимости  от того, какими средствами, при каких  условиях, по отношению к каким  объектам познания это их общее свойство реализуется, возникает большое  разнообразие моделей, а вместе с  ним и проблема классификации  моделей.

Единая классификация  видов моделирования затруднительна в силу уже показанной многозначности понятия «модель» в науке и  технике. Её можно проводить по различным  основаниям:

  • по характеру моделей (т. е. по средствам моделирования);
  • по характеру моделируемых объектов;

-     по сферам  приложения моделирования (моделирование  в технике, в физических науках, в химии, моделирование процессов  живого, моделирование психики и  т. п.)

  • по уровням («глубине») моделирования, начиная, например, с выделения в физике моделирования на микроуровне (моделирование на уровнях исследования, касающихся элементарных частиц, атомов, молекул).

В связи с этим любая  классификация методов моделирования  обречена на неполноту, тем более  что терминология в этой области  опирается не столько на «строгие»  правила, сколько на языковые, научные  и практические традиции, а ещё  чаще определяется в рамках конкретного  контекста и вне его никакого стандартного значения не имеет.

Наиболее известной является классификация по характеру моделей. Согласно ей различают следующие  пять видов моделирования (6 с.95)

1. Предметное моделирование,  при котором модель воспроизводит  геометрические, физические, динамические  или функциональные характеристики  объекта. Например, модель моста,  плотины, модель крыла самолета  и т.д. 

2. Аналоговое моделирование,  при котором модель и оригинал  описываются единым математическим  соотношением. Примером могут служить  электрические модели, используемые  для изучения механических, гидродинамических  и акустических явлений.

3. Знаковое моделирование,  при котором в роли моделей  выступают схемы, чертежи, формулы.  Роль знаковых моделей особенно  возросла с расширением масштабов  применения ЭВМ при построении  знаковых моделей.

4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.

5. Наконец, особым видом  моделирования является включение  в эксперимент не самого объекта,  а его модели, в силу чего  последний приобретает характер  модельного эксперимента. Этот вид  моделирования свидетельствует  о том, что нет жесткой грани  между методами эмпирического  и теоретического познания.

Предметным называется моделирование, в ходе которого исследование ведётся на модели, воспроизводящей основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики «оригинала». На таких моделях изучаются процессы, происходящие в оригинале — объекте исследования или разработки.

 Если модель и моделируемый  объект имеют одну и ту же  физическую природу, то говорят  о физическом моделировании. (6 с.9)

При знаковом моделировании  моделями служат знаковые образования  какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, графы, слова и предложения  в некотором алфавите (естественного  или искусственного языка)

Таким образом, можно, прежде всего, различать «материальное» (предметное) и «идеальное» моделирование; первое можно трактовать как «экспериментальное», второе — как «теоретическое»  моделирование, хотя такое противопоставление, конечно, весьма условно не только в  силу взаимосвязи и обоюдного  влияния этих видов моделирования, но и наличия таких «гибридных»  форм, как «мысленный эксперимент». «Материальное» моделирование подразделяется, как было сказано выше, на физическое и предметно-математическое моделирование, а частным случаем последнего является аналоговое моделирование. Далее, «идеальное» моделирование может происходить как на уровне самых общих, быть может, даже не до конца осознанных и фиксированных, «модельных представлений», так и на уровне достаточно детализированных знаковых систем; в первом случае говорят о мысленном (интуитивном) моделировании, во втором — о знаковом моделировании (важнейший и наиболее распространённый вид его — логико-математическое моделирование). Наконец, моделирование на ЭВМ (часто именуемое «компьютерным») является «предметно-математическим по форме, знаковым по содержанию». (6)

 

 

 

Глава II. Изучение полезных ископаемых в РБ

 

На территории Республики Башкортостан открыто более 3 тыс. месторождений  и проявлений шестидесяти видов  минерального сырья. Государственным  балансом учтены запасы около 1200 месторождений. На этих запасах создан мощный минерально-сырьевой комплекс, включающий нефтедобычу и  нефтепереработку, черную и цветную  металлургию, химическое производство и производство строительных материалов. 

Республика Башкортостан – старейший нефтегазодобывающий  регион Российской Федерации. В разработке находится около 160 месторождений  углеводородного сырья, добыча нефти  и газа.

В Башкортостане известны разнообразные полезные ископаемые - горючие (нефть, природный газ, уголь, торф), металлические, или рудные (железо, медь, марганец, алюминий, хром), неметаллические (каменная соль, известняк, гипс, фосфориты, глины и пески строительные, поделочные камни), а также подземные воды. Распределение полезных ископаемых связано с геологической историей и, соответственно, с глубинным строением территории. В Западном Башкортостане в осадочных породах распространены горючие и неметаллические полезные ископаемые. В Горном Башкортостане и в Башкирском Зауралье преобладают рудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. Горючие полезные ископаемые Нефть является наиболее важным полезным ископаемым республики. Нефтяные залежи приурочены к погребенным рифовым массивам пермского возраста. Эти месторождения образуют Ишимбайский нефтяной район. Более крупным является Туйма-зинский нефтяной район. Залежи нефти были открыты здесь в отложениях карбона и в залегающих глубже девонских отложениях. Месторождения приурочены к выпуклым (антиклинальным) складкам слоев различных осадочных пород. Крупными нефтяными районами являются также Шкапово-Белебеев-ский, Арланский и другие. В республике еще значительны неразведанные площади. Поиски нефти ведутся и в более глубоких горизонтах осадочного чехла платформы. Природный газ обнаружен лишь в мелких месторождениях - Маячном, Мусинском и других. Эти месторождения связаны с погребенными рифовыми массивами, расположенными к югу от Ишимбайского нефтяного района. Угли известны в Западном Башкортостане. Они залегают в неогеновых, пермских и каменноугольных отложениях. В неогеновых отложениях разведано более 20 месторождений. Они объединяются в Южно-Уральский буроугольный бассейн. Наиболее крупные месторождения расположены в Куюргазинском районе Башкортостана и в соседних районах Оренбургской области. Мощность пластов углей достигает нескольких десятков метров. Угли разрабатываются в карьерах. Угли в пермских отложениях известны в Альшеевском районе. Мощность пласта углей здесь около 1,5 м. Глубина залегания 25 м. Добыча производилась шахтным способом в период Великой Отечественной войны.

Информация о работе Знакомство детей старшего дошкольного возраста с полезными ископаемыми РБ средствами моделированичя