Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:06, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том что, богатство и многообразие мира природы год от года ухудшается, уменьшается вследствие интенсивной хозяйственной деятельности человека, который непрестанно вносит изменения в природный баланс, нарушая тем самым экологическое равновесие окружающей среды.
Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Процесс осознания, что человечеству угрожает экологическая катастрофа, начался в 70-е годы ХХ века: на Международной конференции по окружающей среде, одновременно с этим стало формироваться понимание необходимости экологического просвещения людей.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические изучение сущности метода моделирования и его использование в дошкольном образовании………………………………….6
Сущность метода моделирования и его использование при систематизации знаний…………………………………………………….6
1.2 Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию в ДОУ……………………………………………………………………………….
Глава II. Изучение полезных ископаемых РБ……………………………...18
Глава III. Практическая работа по знакомству детей с полезными ископаемыми РБ средствами моделирования……………………………...27
3.1 Моделирование как средство экспериментального исследования……….27
3.2 Конспект совместной деятельности по ознакомлению детей с полезными ископаемыми……………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...37
В силу этого, в
марксистской гносеологии
Под экспериментом понимается «вид деятельности, пpедпpинимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящий в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных инструментов и пpибоpов». (9.с.301)
Существует особая форма эксперимента, для которой хаpактеpно использование действующих материальных моделей в качестве специальных средств экспериментального исследования. Такая форма называется модельным экспериментом.
В отличие от обычного эксперимента, где средства эксперимента, так или иначе, взаимодействуют с объектом исследования, здесь взаимодействия нет, так как экспериментируют не с самим объектом, а с его заместителем. При этом объект-заместитель и экспериментальная установка объединяются, сливаются в действующей модели в одно целое. Таким образом, обнаруживается двоякая роль, которую модель выполняет в эксперименте: она одновременно является и объектом изучения и экспериментальным средством.
Для модельного эксперимента, по мнению ряда авторов (4,9)
характерны следующие основные операции:
Модель входит в эксперимент, не только замещая объект исследования, она может замещать и условия, в которых изучается некоторый объект обычного эксперимента.
Обычный эксперимент предполагает наличие теоретического момента лишь в начальный момент исследования — выдвижение гипотезы, ее оценку и т.д., теоретические соображения, связанные с конструированием установки, а также на завершающей стадии — обсуждение и интеpпpетация полученных данных, их обобщение; в модельном эксперименте необходимо также обосновать отношение подобия между моделью и натуральным объектом и возможность перенести на этот объект полученные данные . (8)
Л.С.Выготский считал, что программа дошкольного обучения, созданная взрослыми, должна быть одновременно программой для самого ребенка. Поэтому обучение старших дошкольников, отвечающее этому требованию, следует понимать не как грубый нажим на ребенка или «вытеснение» детских понятий более развитыми понятиями взрослых, а как перестройку под влиянием педагогических воздействий отношения ребенка к окружающей действительности, как изменение его характера деятельности.
Необходимо правильно: определить наиболее уместные на занятиях с дошкольниками формы и методы обучения, учесть возрастные возможности детей.
Необходимо помнить, что учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в его сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными с привычными побуждениями ребенка.
Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов учения при обучении детей. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию – игровую, соревновательную, престижную. Такой максимальной полимотивированности целесообразно придерживаться до конца пребывания детей в детском саду. Только к концу дошкольного возраста, к 7 годам, появляется возможность организовать учение с опорой в основном на внутреннюю, учебную мотивацию. Пока же он дошкольник – опираться следует на значимые для этого возраста мотивы, прежде всего – игровые. Это важное условие для того, чтобы программа взрослых стала программой и для самого ребенка.
Выявлено, что учебно-игровая деятельность является наиболее эффективной на первых этапах овладения учением.
Моделирование – это еще один метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом и овладению ими важными компонентами учебной деятельности.
Специальными исследованиями (Л.А.Вегнер, Е.В.Проскура и др.) установлено, что эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей.
Моделирование используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками.
Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.
3.2 Конспект совместной деятельности по ознакомлению детей с полезными ископаемыми
Цель :
Материал:
Карта –путеводитель, полезные ископаемые, шкатулка, пригласительные билеты, иллюстрации, коллекция камней, лупы, спиртовка, дощечка с монетой.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель вносит шкатулку.
-Посмотрите, ребята, какую
красивую шкатулку нам
Пригласительные билеты, по которым она предлагает нам отправиться в путешествие. (раздача
Билетов)
-Мы не раз отправлялись в путешествие, бывали у неё в гостях, но нового и неизведанного у неё ещё много. Давайте вспомним, как преодолеть преграды, которые будут встречаться у нас на пути и достичь цели? (ответы детей).
-А вот и карта по которой мы будем путешествовать. В добрый путь!
Какое же первое препятствие на пути? (болото). Какое полезное ископаемое добывают на болотах?
Найдите пожалуйста торф в нашей коллекции.
Как образовался торф? Где используется торф?
-Хозяйка Медной горы поручила мне раздать карточки с подарками, детям которые отвечали правильно (раздаются карточки – подарки).
(По мере того, как дети
дают ответы, где используют торф,
на карте прикрепляются
(Музыка) Первое препятствие
мы преодолели успешно!
-Молодцы ребята! Второе препятствие пройдено! Вперёд!
- На пути … (карьер)
Как вы думаете, что это за
препятствие? Какое полезное
- Очень хорошо прошли и третье препятствие, молодцы!
-Мы подходим всё ближе и ближе к царству хозяйки Медной горы. Но что такое, дальше пути нет? Только надпись : «Дальше путь продолжит только тот человек, который твёрд как скала! » (предлагаю детям прочитать)
- Как вы думаете о каком человеке так говорят? Почему его сравнивают со скалой? (ответы).
Потому что камни, из которых состоят горы, скалы очень прочные. Сегодня я хочу вам рассказать о полезном ископаемом – граните. Пройдите пожалуйста за столы. Перед вами кусочки гранита, возьмите их в руки, потрогайте. Какой гранит на ощупь? Каким цветом? А как вы думаете, из чего он состоит? Возьмите лупы, рассмотрите внимательно! (ответы)
- Чаще всего гранит бывает серого, или розового цвета, а состоит он из множества зёрен. Попробуйте их отделить друг от друга. (пробуют). Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита. Гранит залегает глубоко в земле, а в некоторых местах на поверхность выдаются скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит. Но так как он очень прочный, делать это нелегко. В каменной глыбе делают много отверстий, и потом извлекают камень, иногда приходится применять взрывчатку. Так как гранит очень прочный, то его используют для строительства набережных рек, станций метро, памятников.
- А как вы думаете, может ли гранит разрушаться? (высказывания детей)
-Да может! Разрушение камней и целых скал, даже самых прочных происходит постоянно, но очень медленно! Хотите узнать, как это происходит? Тогда давайте поиграем в игру «Гора и камень». Мы с вами, как будто зёрнышки гранита и стоим все вместе, тесно прижавшись друг к другу, взявшись за руки. (звучит музыка)
«Жила –была большая, большая гора. Гора считала себя самой сильной. А ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. В тёплые солнечные дни камни нагревались и расширялись, а ночью остывали и сжимались. (дети взялись за руки, то расходятся, то сходятся). Но в одних местах камни нагревались больше, а в других меньше. Образовывались трещины (некоторым детям расцепить руки). Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка дождя) и точила камни, попадала в трещины. Мороз замораживал воду в трещинах и лёд с большой силой давил на стенки трещин, ещё больше раздвигая их. Ветер заносил в трещины семена растений. (музыка ветра)
На камнях вырастали пучки трав, кусты и даже деревья. Корни их росли, ещё больше расширяли трещины, разламывая камни. Вот покатился один камешек (ребёнок отходит от остальных, потом другой, третий. (дети отходят). Начала гора уменьшаться, стала совсем незаметной. После дождей вода подхватывала эти камни, переносила в одного места на другое, перетирала друг о друга измельчала и превращала в песок и глину. Так как гранит мы с вами сказали это полезное ископаемое, а песок и глина получились из гранита, значит они тоже полезное ископаемое.
На нашу карту мы помещаем горы – это будет следующим препятствием на нашем пути.
- Ребята, скажите ещё раз
– камни это твёрдые предметы?
(ответы). А хотите посмотреть
как твёрдые тела при
Опыт – эксперимент.
Цель: Убедить детей и показать на опыте, что твёрдые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Проявлять инициативу, быть активными участниками в проведении опытов. Упражнять детей, делать совместные выводы, умозаключения.
Ход:
Перед опытом сравнить камень и монету - что общего? Почему будем нагревать монету, а не камень? Вобьём в дощечку два гвоздя так, чтобы между ними проходила монета. Нагреем монету на огне Теперь она не проходит между гвоздями. Но вот монета остыла и снова стала
Заключение
Таким образом, результаты
исследования показывают, что применение
метода моделирования при