Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа
задачи исследования:
-Изучить социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
-Разработать и экспериментально проверить эффективность программы по профилактике социальной дезадаптации детей младшего подросткового возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ……..….……………….5
1.1 Социально-психологическая адаптация к обучению как проблема педагогической психологии……………………..………………………………….5
1.2 Специфика социально-психологической адаптации к обучению
подростков при переходе в среднее звено школы…………………….………….12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….19
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧНИЮ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ………..………...20
2.1. Организация и этапы проведения исследования……..……………………...20
2.2. Обработка и анализ результатов исследования……….……………………..24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….……………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………........43
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают
ли временами твои
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработка и интерпретация результатов
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», т.е. ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявление тревожности.
При обработке подсчитывается:
а) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности;
б) число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Таблица 2- Факторы, влияющие на внутренне эмоциональное состояние школьника
Факторы |
Номера вопросов |
1. Общая тревожность в школе |
2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 Е=22 |
2. Переживание социального стресса |
5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 Е=11 |
3. Фрустрация
потребности в достижении |
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 Е=13 |
4. Страх самовыражения |
27, 31, 34, 37, 40, 45 Е=6 |
5. Страх ситуации проверки знаний |
2, 7, 12, 16, 21, 26 Е=6 |
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих |
3, 8, 13, 17, 22 Е=5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
9, 14, 18, 23, 28 Е=5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
2, 6, 11, 32, 35, 41,44, 47 Е=8 |
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контракты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Ключ к вопросам. «+» Да «-» Нет
Таблица 3- Проблемы и страхи в отношениях с учителями
1 |
- |
21 |
- |
41 |
+ |
2 |
- |
22 |
+ |
42 |
- |
3 |
- |
23 |
- |
43 |
+ |
4 |
- |
24 |
- |
44 |
+ |
5 |
- |
25 |
- |
45 |
- |
6 |
- |
26 |
- |
46 |
- |
7 |
- |
27 |
- |
47 |
- |
8 |
- |
28 |
- |
48 |
- |
9 |
- |
29 |
- |
49 |
- |
10 |
- |
30 |
+ |
50 |
- |
11 |
+ |
31 |
- |
51 |
- |
12 |
- |
32 |
- |
52 |
- |
13 |
- |
33 |
- |
53 |
- |
14 |
- |
34 |
- |
54 |
- |
15 |
- |
35 |
+ |
55 |
- |
16 |
- |
36 |
+ |
56 |
- |
17 |
- |
37 |
- |
57 |
- |
18 |
- |
38 |
+ |
58 |
- |
19 |
- |
39 |
+ |
||
20 |
+ |
40 |
- |
«Анкета для определения школьной мотивации учащихся»
Вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень (1);
- нравится (3);
- не нравится (0).
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома (0);
- бывает по-разному (1);
- иду радостью (3).
3. Если бы учитель сказал, что завтра не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома:
- не знаю (1);
- остался бы дома (0);
- пошел бы в школу (3).
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки:
- не нравится (3);
- бывает по-разному;
- нравится (0).
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы (0);
- не хотел бы (3);
- не знаю (1).
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю (1);
- не хотел бы (3);
- хотел бы (0).
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто (3);
- редко (1);
- не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю (1);
- хотел бы (0);
- не хотел бы (3).
9. У тебя в классе много друзей?
- мало (1);
- много (3);
- нет (0).
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся (3);
- не очень (1);
- не нравятся (0).
Варианты ответов:
1. 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебная активность.
2. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.
3. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекается больше внеучебными сторонами.
4. 1-14 баллов - низкая мотивация.
5. ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Результаты диагностики адаптации младших школьников.
Таблица 4- Чувства в школе в начале учебного года
Я испытываю в школе |
Количество детей выбравших чувство |
Сумма баллов в% |
Спокойствие |
6 чел. |
30 |
Усталость |
3 чел. |
12 |
Скуку |
4 чел. |
16 |
Радость |
9 чел. |
36 |
Уверенность в себе |
7 чел. |
28 |
Беспокойство |
15 чел. |
60 |
Неудовлетворенность собой |
7 чел. |
28 |
Раздражение |
2 чел. |
8 |
Сомнение |
8 чел. |
32 |
Обиду |
2 чел. |
8 |
Чувство унижения |
0 чел. |
0 |
Страх |
5 чел. |
20 |
Тревогу за будущее |
8 чел. |
32 |
Благодарность |
4 чел. |
16 |
Симпатию к учителям |
3 чел. |
12 |
Желание приходить сюда |
5 чел. |
20 |
Таблица 5- Факторы, влияющие на внутренне эмоциональное состояние школьника в начале учебного года
Факторы |
Количество детей |
% |
1. Общая тревожность в школе |
19 чел |
76 |
2. Переживание социального стресса |
17 чел |
68 |
3. Фрустрация
потребности в достижении |
13 чел |
52 |
4. Страх самовыражения |
7 чел |
28 |
5. Страх ситуации проверки знаний |
4 чел |
16 |
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих |
12 чел. |
48 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
6 чел. |
30 |
8. Проблемы и
страхи в отношениях с |
15чел. |
60 |