Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа
задачи исследования:
-Изучить социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
-Разработать и экспериментально проверить эффективность программы по профилактике социальной дезадаптации детей младшего подросткового возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ……..….……………….5
1.1 Социально-психологическая адаптация к обучению как проблема педагогической психологии……………………..………………………………….5
1.2 Специфика социально-психологической адаптации к обучению
подростков при переходе в среднее звено школы…………………….………….12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….19
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧНИЮ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ………..………...20
2.1. Организация и этапы проведения исследования……..……………………...20
2.2. Обработка и анализ результатов исследования……….……………………..24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….……………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………........43
Вводная часть.
Ведущий напоминает о правилах выработанных на прошлом занятии.
Основная часть.
Для того чтобы достичь еще большей сплоченности и хорошего настроения в нашей группе, давайте немного поиграем.
Игра “Встаньте сколько назовут”
(6 человек, 3,10, 5 человек)
По команде ведущего должны встать учащиеся в указанном количестве. При выполнении упражнения каждый участник должен, не договариваясь ни с кем, самостоятельно принять решение (угадать!) вставать ли ему сейчас или оставаться сидеть. Упражнение выполняется до тех пор, пока не будет сделано правильно.
Рефлексия:
- Что нужно для того чтобы упражнение получилось?
Игра “Подари подарок”.
Участники сидят в кругу. С помощью жестов необходимо подарить какой-либо предмет рядом сидящему участнику.
Рефлексия:
Какие чувства испытываешь, когда даришь подарок, какие, когда сам получаешь?
“Недостающий стул” (каждый участник сидит на своем стуле, один вызывается ведущим, а его стул убирается из круга). Ведущий ученик говорит фразу: Меняются местами те, у кого карие глаза. У кого хорошее настроение. Кто в брюках. Кто утром чистил зубы и т.п.
Участники названной категории меняются местами (нельзя садится на рядом стоящие стулья).Ведущий также занимает свободный стул. Тот кто остался без места становится ведущим.
Рефлексия:
- Понравилась ли игра? Чем?
- Нравилась ли роль ведущего?
Игра “Найди свое место”
Давайте проверим, насколько вы можете друг друга понять без слов. Различные геометрические фигуры наклеиваются на лоб каждому участнику (квадрат, круг, овал, треугольник). Необходимо найти группу с такой же геометрической фигурой (нельзя разговаривать и двигать других участников). Помощь можно оказывать лишь общаясь глазами. Должны получиться подгруппы с одинаковыми геометрическими фигурами. Рефлексия:
-Какие чувства вызвала эта игра?
-Сложно ли было искать свою группу?
-Как узнали, к какой группе геометрических фигур принадлежите вы?
-Помогали вы искать группу другим участникам?
Заключительная часть.
Участники получают по одному листу восьмиугольной формы и по набору фломастеров. Им предлагается изобразить свой “герб”, на котором написано имя участника и какое-либо его положительное качество (из тех, что были названы другими или на собственное усмотрение). “Герб” надо оформить. Затем участники наклеивают свой “герб” на общий шаблон восьмиугольной формы. Ведущий предупреждает, что клеить надо так, чтобы “гербы” плотно прилегали друг к другу. На свободном месте написать слово “МЫ”.
Ведущий обращает внимание на то, что общий “герб” похож на пчелиные соты, очевидно, получилась прочная конструкция, так как пчелы очень трудолюбивы, всегда готовы выручить друг друга и вместе строят прочный дом. Участникам предлагается подумать, как одним словом можно назвать отдельные “Я”. Необходимо подвести участников к идее, что все вместе отдельные “Я” составляют общее “Мы”.
Обсуждение: Может ли общее “Мы” существовать без отдельных “Я” (мы это только все вместе...).
Проводиться упражнение “Какие мы”: все хором произносят “Мы все”, а отдельные участники по очереди читают качества, записанные на “гербах”, но только во множественном числе. Например: мы все сильные, ... умные, ... красивые,... добрые и т.п.
Ведущий подчеркивает, что при взаимной поддержке люди могут делиться своими положительными чертами и получать от других часть их силы, доброты; при этом каждый человек получает преимущества других, не теряя своих собственных. Желаю вам научиться получать от жизни положительные эмоции, замечать хорошие качества у себя и других людей, любить себя и других людей, успешности в учебе и сплоченности вашего классного коллектива 5 “…”, дружбы в вашем классном коллективе. А помощником во всех ваших начинаниях будет классный руководитель.
Ритуал прощания. До-сви-да -ни-я
Методика релаксации
В качестве предупреждения дезадаптаций, а также одну из методик работы с дезадаптированными детьми, предлагается применение приема релаксации как методики комплексного восстановления здоровья человека.
Релаксация заключалась в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту), в этот момент предлагалось остановить все мысли, просто наблюдать за тишиной вокруг и внутри себя.
Данная методика была предложена в качестве эксперимента (сентябрь - март 2011 – 2012 гг.) на базе средней школы № 19, 5-го класса, города Барановичи.
Детям была предложена игра в ученых, ведущих исследования человека, то есть самого себя. Было предложено назвать исследование “Познаем себя”, дети назначены младшими научными сотрудниками, а классный руководитель и психолог – старшими научными сотрудниками.
Занятия заключались в ежедневной практике нескольких минут релаксации, а также в проведении занятий, направленных на формирование коммуникативных навыков и умений, уроки нравственности, где использован гуманно-личностный подход.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Социальный паспорт класса
Классный руководитель: Бобко С.В
Класс 5 “А”
Количество учащихся -25
Таблица 11- Список учащихся 5 “А” класса
№ |
Фамилия Имя |
Дата рождения |
Состав семьи |
Успеваемость |
1 |
Анциферова Елизавета |
27.03.2000г. |
Полн. |
Отличная |
2 |
Базылюк Ренат |
13.06.2001г. |
Полн. |
Удовлетвор. |
3 |
Балашов Никита |
04.02.2001г. |
Полн. |
Удовлетвор. |
4 |
Вершинин Ян |
25.07.2001г. |
Полн. |
Хорошая |
5 |
Воронко Анна |
09.08.2000г. |
Полн. |
Хорошая |
6 |
Казмерчук Егор |
17.09.2000г. |
Неполн. |
Хорошая |
7 |
Кендыш Егор |
24.05.2001г. |
Полн. |
Отличная |
8 |
Короб Евгений |
14.04.2000г. |
Неполн. |
Неудовлетвор. |
9 |
Кунцевич Денис |
06.04.2001г. |
Полн. |
Отличная |
10 |
Лопатко Анастасия |
27.03.2001г. |
Полн. |
Хорошая |
11 |
Мажейко Александра |
23.05.2000г. |
Полн. |
Хорошая |
12 |
Мартынова Алина |
27.08.2000г. |
Полн. |
Хорошая |
13 |
Михальцевич Алексей |
13.07.2001г. |
Неполн. |
Удовлетвор. |
14 |
Пилиного Сергей |
26.07.2001г. |
Полн. |
Удовлетвор. |
15 |
Попцова Александра |
13.04.2001г. |
Неполн. |
Хорошая |
16 |
Слива Милана |
07.07.2000г. |
Неполн. |
Хорошая |
17 |
Семёнова Екатерина |
14.05.2000г. |
Полн. |
Отличная |
18 |
Соловей Илья |
29.06.2000г. |
Полн. |
Хорошая |
19 |
Стецко Владислав |
17.04.2000г. |
Полн. |
Хорошая |
20 |
Ханцевич Елизавета |
12.03.2000г. |
Неполн. |
Хорошая |
21 |
Хилько Алексей |
19.03.2000г. |
Неполн. |
Хорошая |
22 |
Чудук Полина |
28.06.2001г. |
Полн. |
Отличная |
23 |
Шаршнёв Максим |
06.02.2000г. |
Полн. |
Хорошая |
24 |
Ширко Владислав |
15.02.2000г. |
Полн. |
Удовлетвор. |
25 |
Янушко Александра |
29.09.2000г. |
Полн. |
Хорошая |