Агрессия в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:53, реферат

Описание

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность об общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретическая часть:
1.1 Агрессия у детей ……………………………………………….4-10
1.2 Проявление агрессивности в группе дошкольников ………..10-17
1.3 Индивидуальные варианты детской агрессивности ………...17-21
1.4 Влияние экранного насилия на агрессивность детей ………...21-27
Глава 2 Практическая часть: Игры для агрессивных детей……...28-30
Заключение……………………………………………………………31
Литература…………………………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

Агрессия у детей конец...doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

       Рассмотренные примеры далеки от исчерпывающего анализа  причин агрессивности, но позволяют  приблизиться к тем чувствам, с  которыми ребенок не может справиться и потому выплескивает их на окружающих. Поэтому первое, что окружающие должны продемонстрировать ребенку – это то, что они сами способны справиться с ними. Видя это, ребенок начинает сам чувствовать себя более уверенно. Вторая задача взрослых, это признание чувств ребенка и его права на них. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. И последнее, это научить ребенка выражать их социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Ведь агрессия - это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей. 

       1.2 Проявление агрессивности в группе дошкольников. 

       Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Остановимся на краткой характеристике разных видов агрессии в дошкольном возрасте:

        1.Вербальная агрессия:

       1) Косвенная вербальная агрессия  направлена на обвинение или  угрозы сверстнику, которые осуществляются  в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть:

       - жалобы («А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убрал»  и пр.)

       - демонстративный крик, направленный  на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай») ;

       - агрессивные фантазии («Если не  будешь слушаться, к тебе придёт милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолёт и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).

       2) Прямая вербальная агрессия представляет  собой оскорбления и вербальные  формы унижения другого. 

       Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются:

        - дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросёнок»,  «Жора-обжора»;

         - оскорбления («Жир-трес», «Урод»).

       2.Физическая  агрессия:

       1) Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:

       - разрушение продуктов деятельности  другого (Например, один ребёнок  разломал постройку из кубиков  другого, или девочка замазала  красками рисунок своей подруги)

       - уничтожение или порча чужих  вещей (Например, мальчик наносит  удары по столу товарища и  улыбается при виде его возмущения; или ребёнок силой бросает  на пол чужую машинку и с  удовлетворением наблюдает ужас  и слёзы её владельца).

       2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение. Она может принимать символическую и реальную форму.

       - символическая агрессия представляет  собой угрозы и запугивание  ( например один ребёнок показывает кулак другому, или пугает его);

         - прямая агрессия - непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.

       Наиболее  часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений («Толстуха», «Ябеда и нытик»). У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии – как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются, и т.п.)

       Об  агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.

       Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет  определённый повод и осуществляется в конкретной ситуации. Рассмотрение тех ситуаций, в которых наиболее часто проявляется агрессивное  поведение, необходимо для понимания  направленности агрессивного поведения, его причин и целей, что может пролить свет на его мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие.

       - Привлечение к себе внимания  сверстников (Мальчик вырывает  книгу у девочки, и разбрасывает  игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

       - Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство ( Заметив, что у партнёр расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);

       - Защита и месть (В ответ на  «нападение» или насильственное  изъятие игрушки дети отвечают  яркими вспышками агрессии);

       - Стремление быть главным (Например , после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

       - Стремление получить желанный  предмет (Чтобы обладать нужной  игрушкой некоторые дети прибегали  к прямому насилию над сверстниками).

       Как можно видеть большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается  в ситуациях защиты своих интересов  и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка – после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеётся над её слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за её переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступала при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу.

       Психологические особенности детей, склонных к агрессии.

       Те  или иные формы агрессивного поведения  наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:

       1.Высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;

       2.Преобладание прямой физической агрессии – если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;

       3.Наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников) а на физическую боль или страдание сверстников.

       В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30 % от общего числа членов группы.

       Попытаемся  выяснить, чем определяется повышенная агрессивность дошкольников? Почему в одинаковых ситуациях одни дети причиняют боль и страдания сверстникам, а другие находят миролюбивые и конструктивные решения?

       Среди психологических особенностей, провоцирующих  агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный  уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную  самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако, остаётся неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей.

       Сравнительный анализ данных показателей у агрессивных  и неагрессивных дошкольников показывает, что по большинству из них агрессивные дошкольники мало отличаются от своих сверстников. Так уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает её. У многих из них зафиксирован достаточно высокий социальный интеллект: они без труда находят решения трудных ситуаций, представленных на картинках или в рассказах. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей в целом несколько ниже; однако некоторые агрессивные дети имеют хорошо развитую произвольность.

       Принято считать, что агрессивных детей  отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди  агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто  достиг высшего уровня развития игры. Однако, наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.

       Существует  мнение, что агрессивных детей  отличает неадекватная самооценка –  завышенная или заниженная. Однако, специальные исследования показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем, несмотря на незначительные различия в средних показателях самооценки, выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряжённо переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, эти тяжёлые переживания вызваны не действительным положением ребёнка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребёнку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств.

       Наиболее  существенные различия между двумя  группами выявляются по способу выхода из конфликтной ситуации и по отношению ребёнка к сверстникам. При решении конфликтных ситуаций, изображённых на картинках (например, кто-то берёт чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает игрушку) на вопрос, чтобы ты сделал на месте обиженного ребёнка, практически все агрессивные дети дают ответы типа: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. В отличие от этого остальные дети в большинстве случаев придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы: «Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме». Показательно, что интерпретируя сюжеты картинок, все агрессивные дети приписывают изображённым персонажам враждебные намерения: «Он нарочно сломал», «Украл», «Сейчас будет бить». Остальные дети достаточно часто интерпретируют те же сюжеты как бесконфликтные: «Случайно сломали домик, нужно починить», «Он поиграет, и вернёт», «Они договорятся и пойдут играть вместе».

       Ещё более существенные различия выявляются в процессе реального взаимодействия детей. В ситуациях совместной деятельности, когда двум или трём детям предлагают раскрасить свои картинки, или собрать узоры мозаики, агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнёра, ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (вырывают его рисунок, пытаются стукнуть). Они чрезвычайно редко уступают свои предметы (карандаши или детали мозаики). В отличие этого дети, не склонные к агрессии достаточно часто помогают партнёру и уступают свои предметы.

Информация о работе Агрессия в дошкольном возрасте