Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:53, реферат
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность об общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретическая часть:
1.1 Агрессия у детей ……………………………………………….4-10
1.2 Проявление агрессивности в группе дошкольников ………..10-17
1.3 Индивидуальные варианты детской агрессивности ………...17-21
1.4 Влияние экранного насилия на агрессивность детей ………...21-27
Глава 2 Практическая часть: Игры для агрессивных детей……...28-30
Заключение……………………………………………………………31
Литература…………………………………………………………….32
Эти данные дают основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения, и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам). Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, её направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.
Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:
-
в представлениях о своей
-
в приписывании агрессивных
-
в реальном взаимодействии
Всё
это говорит о том, что главные
проблемы агрессивных детей лежат
в сфере отношений со сверстниками.
Однако, эти проблемы не однородны в
группе агрессивных дошкольников. При
обследовании агрессивных детей выявлены
существенные индивидуальные различия,
как в характере поведения, так и в психологических
характеристиках. Рассмотрим индивидуальные
варианты агрессивности в дошкольном
возрасте..
1.3 Индивидуальные
варианты детской агрессивности.
Среди агрессивных детей отчётливо выделяются три группы, которые различаются:
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивные акты мимолётны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Чаще всего они используют физическую агрессию (прямую или косвенную) в ситуации привлечения внимания. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать и ним. Их агрессивные действия отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. По данным социометрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников – их либо не замечают и не принимают в серьёз, либо избегают. По словам сверстников, такие дети «Всё ломают», «Всегда мешают», «Никого не слушают». Данные психологического обследования показывают, что такие дети значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим:
- низким уровнем интеллекта – как общего, так и социального;
- неразвитой произвольностью;
-
низким уровнем игровой
Такие дети обычно игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако, их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Все эти данные позволяют предположить, что в данном случае мы имеем дело с некоторым отставанием в общем психическом развитии ребёнка. Его обострённая потребность во внимании и в признании сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности и в качестве средства самоутверждения и самовыражения они используют агрессивные действия. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребёнка здесь – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнёров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение «лидеров». Среди всех форм агрессивного поведения, у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. По результатам обследования, эти дети обладают следующими особенностями:
- высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального)
-
хорошо развитой
-
хорошими организаторскими
-
достаточно высоким уровнем
- высоким социальным статусом в группе сверстников.
Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват». Положительная оценка взрослого несомненно важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Например, выталкивая с лощадки товарища, мальчик заявляет: «А что же мне делать, я тоже хочу играть, а он мне мешает». Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно - инструментальным.
В
третью группу входят дети, для которых
нанесение вреда другому
По результатам психологического обследования эти дети имеют:
- средние показатели интеллекта;
-
произвольность в целом
- низкий социальный статус в группе сверстников – их боятся и избегают;
-
уровень развития игры также
находится на средних уровнях,
однако содержание их игр
Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.
Можно видеть, что выделенные группы детей существенно различаются как по формам проявления агрессивности в группе сверстников, так и по мотивации агрессивного поведения. Так в первой группе агрессия носит мимолётный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников; во второй агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего – получить желанный предмет) и имеет более жёсткие и устойчивые формы; в третьей группе преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Отметим нарастание данного типа мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) от первой группы к третьей.
Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.
Основной задачей в работе педагога и психолога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности. Конкретные методы этой работы будут предложены в следующих номерах журнала.
1.4
Влияние экранного насилия на
агрессивность детей.
Почти все публикации на подобные темы единодушны в причине детской и подростковой жестокости. Картина, которую они рисуют, выглядит прямо-таки катастрофической: индустрия зрелищ и видеоигр обрушивает на наших отпрысков нескончаемый поток жестокости, заглушая в них все человеческое. Но разве все повзрослевшие любители страшилок становятся бесчувственными убийцами? И из кого все же вырастают гуманисты?
Дети смотрящие мультики и различные фильмы про героев, такие как: Кинг Конг, Бэтмен, Джеймс Бонд. Они всякий раз были тем «спасательным кругом», за который хватается ребенок (а затем подросток), сталкиваясь с проблемами и не понимая, как поступить в сложной ситуации. Вот в этот момент ему и становится нужен герой-победитель, всегда готовый сражаться и ничего не боящийся.
Это происходит с каждым. Но, став взрослыми, мы задвигаем куда-то на задворки личности воспоминания о том упоении, с которым мы играли в войну, и уж совсем не хотим вспоминать собственные страхи по поводу вещей, кажущихся нам, взрослым, сущей ерундой. Нас вдруг начинает пугать доступность зрелищ такого рода для наших детей - и мы всегда готовы поверить, что это не они выбирают себе «ту сказку, которая нужна», а некие злые силы (например, киноиндустрия или индустрия видеоигр, заботящиеся, конечно же, только о своих прибылях) намеренно приучают их к жестоким и кровавым зрелищам. И действительность вроде бы подтверждает наши страхи: после каждой трагической вспышки беспричинной жестокости пресса с готовностью сообщает нам, что убийца увлекался кровавыми боевиками или компьютерными играми- стрелялками. Эрик Харрис и Дилан Клиболд, расстрелявшие в 1999 году в школе Коламбайн 12 своих товарищей и учителя, а затем покончившие с собой, увлекались игрой Doom. Коди Пози, застреливший в 2004-м отца, мачеху и сводную сестру, несколько месяцев перед этим играл в Grand Theft Auto, а Чо Сын Хи, в апреле прошлого года убивший 32 человека в Вирджинском политехническом институте, предпочитал Manhunt. И общественное мнение даже и без помощи экспертов (в которых, впрочем, тоже никогда не бывает недостатка) воспринимает их стереотипно: насмотрелись - и пошли стрелять! Такое простое объяснение для многих кажется очевидным. И нужно обладать незаурядным интеллектуальным мужеством и непредвзятостью, чтобы публично спросить: а из чего, собственно, нам это понятно?
Задавшись
этим вопросом, можно обратиться к
научным исследованиям в этой области
и обнаружить необъятную гору работ, самыми
различными способами демонстрирующих
несомненную связь между насилием в зрелищах
и играх и реальным агрессивным поведением.
Правда, при более детальном рассмотрении
оказывается, что в ряде случаев эту связь
усмотрели пресса и общество, но не сами
исследователи. В 2001 году группа ученых
из Стэнфордского университета во главе
с доктором Томасом Робинсоном обнаружила
четкую связь между временем, которое
младшие школьники тратят на телевизор
и видеоигры, и агрессивностью их поведения
на детской площадке: чем меньше ежедневная
дань «ящику», тем реже дети дерутся и
угрожают сверстникам. Исследование привлекло
внимание многих массмедиа, и все они прокомментировали
его сходным образом: агрессивность детей
воспитывается телевизором, обрушивающим
на них поток жестоких зрелищ. Видимо,
обозреватели кидались писать свои комментарии,
так и не дочитав до конца саму работу:
никто из них не заметил, что стэндфордские
психологи специально выясняли, какую
роль в обнаруженном ими эффекте играло
содержание поглощаемых зрелищ. И выяснили:
никакой. Дети, подолгу смотрящие телевизор,
начинали пихаться и толкаться, даже если
смотрели они исключительно «Телепузиков».
В 2005 году Фредерик Зиммерман из Университета
Вашингтона показал, что эта связь может
быть долговременной: наблюдая 1266 детей
с 4- до 11-летнего возраста, он обнаружил,
что заядлые телезрители гораздо чаще
вырастают задирами и драчунами. Зиммерман
прямо говорил о том, что главная причина
повышенной агрессивности - это недостаток
времени у взрослых для своих детей, которым
приходится коротать время у телевизора.
Но даже некоторые агентства научных новостей,
изложив полученные им цифры, уверенно
продолжали: «Вероятнее всего, дело в содержании
программ и фильмов»...
Однако в большинстве случаев авторы исследований
влияния жестоких зрелищ на детскую агрессивность
далеки от научной щепетильности докторов
Робинсона и Зиммермана. Еще не приступив
к исследованию, они уже знают: насилие
на экране - причина насилия в жизни. В
некоторых исследованиях этот тезис содержался
уже в самой постановке задачи: «Целью
настоящей работы является демонстрация
разрушительного влияния жестоких зрелищ
на детскую психику...» .